На днях на глаза мне попался опрос журналистов Петербурга. Там был примерно такой вопрос: как вы оцениваете тот факт, что отвечать за информационную составляющую празднования 300-летия города будет Сергей Ястржембский? Опрошено человек пятнадцать, сплошь журналисты с именами. Общий приговор - это очень (хотя нет, очень - это не по-нашему) - это просто хорошо, что Ястржембский будет заниматься этим трудным делом; весь профессиональный опыт, накопленный Ястржембским в бытность его послом в Словакии, пресс-секретарем Ельцина, советником Путина, у нас пригодится. Не обошлось, правда, и без скептиков; меньшинство опрошенных считают, что приглашение Ястржембского - это нехорошо, и вот почему: празднование юбилея Петербурга должен бы освещать петербуржец - человек, знающий саму душу северной столицы, а нам вот опять подослали москвича.
Словом, равнодушных нет. Удивительно, что никто не ответил так: а какая нам, собственно говоря, разница, кто конкретно будет функционировать в качестве осветителя праздника? Конечно, в этом вопросе есть политический момент. Наверное, городская администрация хотела бы видеть на этом месте кого-то из своих, благо профессионалов в области пиар в администрации Яковлева и поблизости от нее - в достатке. Наверное, федеральный центр и в особенности те, кто представляет его интересы в Питере, хотели бы видеть на этой позиции кого-то своего . Есть тут и финансовая составляющая: будто бы на освещение праздника выделено 2 млн долларов и никто не отказался бы их распилить, говоря на жаргоне политтехнологов и пиарщиков...
Но, дамы и господа, опомнитесь, пока не поздно - в деньгах ли, во влиянии ли дело? Для освещения праздника устраивается пресс-центр на пятьсот мест. Пятьсот! Ну, часть займем мы сами. Какой-то коллега-журналист подтянется из соседних губерний. Ясное дело, будет много москвичей. Но ведь и человек сто иностранцев пожалует. Рассадит их менеджер, будь то Ястржембский или Потехин, более или менее профессионально, конечно, создаст какие-то преференции тем СМИ, которые политически симпатичны, напишет релизы, организует телефонную связь... А дальше что?
Один существенный вопрос до сих пор (а до праздника остается всего год с хвостиком) никого особенно не занимает. Что будем освещать? Что ж тут непонятного - то, что спланируют госпожа Батожок и ее юбилейный комитет. Ой! Ох! Междометий не хватает... Помяните мое слово: все титанические усилия по созданию зала для пресс-конференций, подковерная борьба за освоение финансовых потоков и т.д. и т.п. приведут нас к огромному, на пятьсот перьев, позору. Боюсь, что мы будем освистаны и осмеяны. И никакой зал с хорошей акустикой нас не спасет.
Эта заметка не вместит развернутую критику объемной программы празднования юбилея города. Следует учесть и то, что программа эта сверстана еще не до конца, то есть ее еще можно (и нужно) совершенствовать. Но в целом контур уже проступил, и он не может не огорчать: планируется обычный постсоветский праздник, много ряженых, детские мероприятия в районах, кульминация - концерт Розенбаума на Дворцовой площади. Ничего или почти ничего, что делало бы праздник международным. Ничего, что отличало бы этот юбилей от юбилея Киришей, Саратова, Воркуты (не в обиду будь сказано Киришам, Саратову и Воркуте).
Происходящее - типичная иллюстрация к истории противостояния региональных баронов и федералов. Пару лет назад, когда к власти в стране пришел энергичный лидер, посуливший избирателям навести порядок в стране, оптимистам казалось, что сейчас этих самых баронов приструнят. Тогда даже как-то жалко становилось этих самых баронов: ох, как круто сейчас с ними разберутся, а ведь все-таки они работали в меру своего разумения... И мы же все-таки их выбирали... Прошли годы, и сегодня мы видим, что никто никого не прижучил и не приструнил. Конечно, какая-то перестройка в отношениях центра и регионов произошла, но крайне несущественная. А в целом все осталось по-старому по-доброму, просто на рынках (прежде всего информационных) появились новые игроки, которые с большей надеждой на успех претендуют на свою долю в освоении потоков.
Что противопоставил либеральный центр консервативным регионам? Ничего особенного - административный ресурс против административного ресурса. Баш на баш. Пиар на пиар. И никакого креатива, никакой встречной мысли. Возвращаясь к истории с освещением питерского 300-летия, представил ли Ястржембский или кто-то еще, кто от лица Президента курирует празднование, пускай не альтернативный план, но хотя бы содержательную критику того проекта, который сложился сейчас? Разумеется, нет. А зачем? Ведь конкуренция идет не за право делать интересные предложения и осуществлять их, а за право потратить деньги, за право переставлять акценты, за право выстроить потемкинскую деревню, а потом, в ходе выборов, отчитаться перед избирателями об успешной сдаче объектов. Не более и не менее.
Меня упрекнут: ну что ты брюзжишь, ведь так мы живем, такая наша цивилизация, такая "особенная стать". Понимаю. Принимаю. Готов соответствовать. С одной оговоркой: за державу обидно. Мы как бы зовем гостей на оперный фестиваль, а на сцену выпускаем народную самодеятельность. Зачем мы своими руками выстраиваем партер и рассаживаем туда посторонних, которым эти наши правила будут смешны? К чему этот эксгибиционизм?