Серия разбирательств в судах Норвегии и Кипра, начавшаяся несколько месяцев назад, должна поставить точку в скандальной истории со строительством первого современного траулера мурманского рыболовецкого флота "Севрыба-1".
История началась в середине 90-х годов, когда Государственный комитет по рыболовству озаботился обновлением основных фондов флотов Северного бассейна и решил прибегнуть к помощи норвежцев, которые охотно поддержали проект по строительству первого современного российского траулера "Севрыба-1". Для участия в нем была создана компания Norwegian Partners AS, которая организовала финансирование строительства судна на норвежских верфях в объеме 12 млн долларов. Интересы российской стороны представляло мурманское ЗАО "Севрыба", образовавшееся в 1992 году в результате приватизации одноименного государственного предприятия - Всесоюзного рыбопромышленного объединения Северного бассейна "Севрыба". Под траулер правительство страны обязалось выделять часть российской тресковой квоты.
Была применена многократно обкатанная в мировой практике схема: на Кипре зарегистрировали компанию SEV-VIK Navigation Limited, ставшую формальным заемщиком денег у банков, а после постройки судна в 1995 году - и формальным владельцем траулера на период его выкупа фактическим заказчиком (ЗАО "Севрыба"). SEV-VIK была учреждена на паритетных началах Norwegian Partners AS и ЗАО "Севрыба", причем норвежцы по договору считались только номинальными держателями своего пакета акций. На время выкупа судно было передано в бербоут-чартер ЗАО "Севрыба", которое при активной поддержке Госкомрыболовства получало солидные квоты на вылов трески и пикши.
К концу 1999 года российская сторона полностью рассчиталась по кредитам за строительство. Согласно первоначальному плану, судно должно было в этом случае перейти в собственность ЗАО "Севрыба". Однако вместо этого тогдашний директор компании Георгий Тишков продал "севрыбовскую" половину акций SEV-VIK Navigation Limited некой компании Falkon Exported corporation, зарегистрированной на Виргинских островах. По данным "Эксперта С-З", сумма сделки составила 10 тыс. долларов, хотя, по самым скромным оценкам, основные фонды SEV-VIK стоили в тысячу раз больше. Норвежцы, уже не имевшие на тот момент финансовых претензий к российским партнерам, также передали Falkon свою половину акций. "Севрыба" вновь взяла траулер в бербоут-чартер за 120 тыс. долларов в месяц, а в сентябре 1999 года между SEV-VIK и ЗАО "Севрыба" было заключено дополнительное соглашение, в котором полная сумма выплат за двухлетний период фрахта составила 3,065 млн долларов. Забегая вперед, процитируем протокол одного из заседаний суда района Норд-Тромс (Норвегия), где сейчас идет процесс по оспариванию тогдашних действий руководства "Севрыбы": "Суду трудно понять причину, по которой фактически безвозмездно были отданы акции состоятельной в финансовом отношении фирмы и одновременно заключено соглашение об оплате двухлетней аренды на сумму около 3 млн долларов. Особенно если учесть тот факт, что "Севрыба" на тот момент расплатилась с кредитами и могла бы стать владельцем судна без дополнительной оплаты".
Однако у Тишкова были свои резоны для проведения такой политики. Летом 2000 года акционеры выразили недовольство его деятельностью и сместили с должности директора. Новые менеджеры обнаружили, что траулер уже не принадлежит компании. Они инициировали уголовное дело против своих предшественников и проверку управлением валютного контроля при Минфине РФ, по итогам которой выяснилось, что "в бюджет государства от валютной деятельности "Севрыбы" не поступило достаточного количества средств, и за границей нет активов "Севрыбы", которые признали бы деятельность ОАО целесообразной". Невозврат валютной выручки, по данным УВК Минфина, составил около 30 млн долларов, которые было предложено вернуть в бюджет. Нынешнее руководство компании платить отказалось, считая предприятие стороной, пострадавшей от деятельности прежнего руководства. Оно выбрало оборонительную тактику судебных разбирательств, инициировав сразу несколько дел в судах Норвегии и Кипра, с требованием возвратить судно и деньги в собственность "Севрыбы". "Нам важно не только вернуть судно, но и восстановить контроль над SEV-VIK Navigation Limited, чтобы точно определить: кто из четверых членов совета директоров отдавал распоряжения, приведшие ЗАО "Севрыба" в критическое состояние", - заявил заместитель генерального директора "Севрыбы" Александр Полищук. Георгий Тишков категорически отказался как-либо комментировать "Эксперту С-З" обстоятельства этой истории, попутно обвинив корреспондента журнала "в развале рыбной отрасли".
Последнее заседание суда на Кипре постановило, что ни одна из спорящих сторон не вправе распоряжаться траулером-филейщиком "Севрыба-1" - вплоть до установления права собственности на него. Но вернется ли к мурманским берегам фактически оплаченное за счет вылова российской рыбы судно, пока неизвестно.
Мурманск