Феноменальные люди

Вера в себя, в свое дело и готовность создать что-то новое - вот основы предпринимательского успеха

АФ "БДО Руфаудит Петербург"основана в 1993 году, член Международной аудиторской группы BDO International, являющейся сегодня первой в мире аудиторской ассоциацией подобного типа и шестой в мире (после "большой пятерки") организацией подобного профиля, включающей в себя 589 предприятий в 98 странах мира. Входит в состав аудиторско-консалтинговой группы "БДО Руфаудит Альянс" (согласно рейтингу "Эксперта", 4-е место в РФ и 2-е место в Северо-Западном регионе по основным показателям профессиональной деятельности).

Предлагает на российском рынке все виды аудиторских, консультационных и юридических услуг в соответствии с международными профессиональными стандартами. Имеет солидный опыт разработки и сопровождения консалтинговых проектов в области стратегического планирования и корпоративного управления. Основными клиентами являются крупные и средние предприятия Санкт-Петербурга и Северо-Запада, иностранные компании.

Вкнигах, посвященных предпринимательству, приводятся такие две цифры: ежегодно в США возникает порядка 2 млн предприятий и 70% из них обречены на банкротство. Причины, по которым одни предприниматели успешны в бизнесе, а другие - нет, всегда вызывали интерес не только у обывателей, но, что естественно, у людей, профессионально занимающихся вопросами экономики и управления. Не случайно в экономически развитых странах такой популярностью пользуются бизнес-бестселлеры, являющиеся, по сути, рассказами наиболее известных менеджеров о том, как они добивались успеха. "Карьера менеджера" Ли Якокки, "Жизнь и сказки Уолта Диснея" Уолта Диснея, "Пророки во тьме" Дэвида Т. Кернса и Дэвида А. Недлера, "Завоевание пространства" Дэвида Пакарда, "Сделано в Японии" Акио Морита - эти книги в свое время были лидерами продаж на рынке бизнес-изданий.

В России пока нет такой общепризнанной статистики, да и менеджеры наши в большинстве своем еще не достигли возраста, когда пишут мемуары. Тем не менее и у нас в стране интерес к деловым успехам не менее высок, чем за рубежом, поэтому и в России с началом рыночных преобразований начали появляться книги, описывающие опыт российских бизнесменов. Первым отечественным бизнес-бестселлером можно считать книгу создателя и бывшего председателя правления кооперативного банка " Восток" Рафиса Кадырова "Записки банкира". Надо отдать должное автору - в начале 90-х годов книга читалась как хороший детектив. Продолжением этого литературного направления стала появившаяся позже книга Владимира Довганя "Как я стал Довганем". Популярностью пользуется и эпическое полотно "Большая пайка", созданное партнером Бориса Березовского Юлием Дубовым.

Не меньшим спросом, чем бизнес-бестселлеры, пользуются и всевозможные рейтинги успешных компаний и бизнесменов, где что одних, что других выстраивают в затылок аналогично турнирным таблицам футбольных первенств. Обычно подобные рейтинговые системы подразумевают использование единых и бесспорно объективных показателей. Составители рейтингов выбирают один или два критерия успешности, по ним определяют список лидеров, а затем убеждают аудиторию следовать единому алгоритму действий, которые позволили лидерам занять место в рейтинге.

Подобным образом создаются и весьма популярные на Западе книги о том, как познать успех. Наиболее известной из таких книг можно считать издание двух гуру от управления - Тома Питерса и Роберта Уотермена "В поисках эффективного управления". Между тем, через пять лет после ее опубликования из 43 компаний, которые определялись авторами как преуспевающие, лишь 14 имели относительно неплохое положение на рынке, а еще через 5 лет свои позиции удалось сохранить всего 5 фирмам. Многие же из героев книги просто перестали существовать в бизнесе. В этом отношении показателен также пример рейтингов лучших компаний года популярного английского журнала по вопросам управления Journal of Marketing Management. Из 12 лучших фирм в этих рейтингах 1979-1990 годов к настоящему времени "в живых" осталось лишь 5, и только одну из них можно назвать преуспевающей.

Но, как бы там ни было, передовой опыт требует изучения. Практически все отечественные издания, относящиеся к категории деловых, составляют собственные рейтинги "самых-самых" российских компаний и предпринимателей. Естественно, что журнал "Эксперт", а вслед за ним - и "Северо-Запад" не могли пройти мимо этого жанра экономической журналистики. В предыдущих наших проектах мы в основном делали упор на влиятельность региональных предпринимателей. На этот раз начинаем долгосрочный проект по изучению феномена успеха.

Как это делалось

Как мы уже отмечали выше, общепризнанного критерия, по которому можно было бы определить, что такое успех, не существует. Более того, как было сказано, даже признанные кумиры по прошествии какого-то времени вполне могут покинуть свой пьедестал - в общем, как писал поэт, "лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз". Поэтому для составления своего списка успешных предпринимателей мы, во-первых, отказались от выстраивания успешных предпринимателей по ранжиру, а во-вторых, для создания своей выборки решили опереться на собственное исследование, которое в какой-то мере позволяет дать феномену комплексную оценку.

Понятно, что компетентно судить об успешности того или иного предпринимателя могут только их коллеги. Респондентами нашего опроса стали 200 руководителей высшего и среднего звена крупнейших компаний Северо-Западного региона, работающие в различных отраслях экономики. Мы сознательно не стали разделять понятия предпринимателя и менеджера (в стране, где такие серьезные проблемы с идентификацией собственности, сделать это практически невозможно). На наш взгляд, человек, обеспечивающий развитие какого либо бизнеса, в любом случае достоин звания "предприниматель".

На Северо-Западе не так много компаний, имеющих федеральный или региональный статус. Большинство из них замкнуты исключительно в пределах населенного пункта - ну, максимум того субъекта Федерации, в котором расположены. Спрашивать бизнесменов об их коллегах из других регионов практически бесполезно. Поэтому условно общее число анкет было разделено между субъектами Северо-Западного региона. Опрос проводился в Санкт-Петербурге, Архангельской, Мурманской, Псковской, Новгородской, Ленинградской и Калининградской областях, а также в Республике Карелия. В каждом из названных регионов мы опросили по 20 руководителей. Исключение было сделано лишь для Петербурга, где было заполнено 60 анкет.

В своих анкетах мы просили участников назвать наиболее успешных предпринимателей Северо-Западного региона. Каждый из респондентов должен был записать в анкете не менее восьми имен (при этом особо подчеркивалось, что бизнес этих людей должен быть в наибольшей степени связан с экономикой Северо-Запада). В результате мы получили список из более чем 200 успешных предпринимателей. Чтобы исключить попадание в выборку случайных людей, в окончательный список включались лишь кандидаты, набравшие не менее 4 упоминаний. Окончательно сформировать список нам помогал ряд экспертов, которые, по мнению редакции, могут компетентно судить о достижениях того или иного предпринимателя (сам список представлен в таблице). Необходимо отметить: исследование потребовало времени, и пока проводился опрос и обрабатывались результаты, некоторые из предпринимателей сменили место работы, однако в отчете они продолжают числиться там, где их называли респонденты.

Критерии и признаки

Помимо списка фамилий мы также просили наших респондентов дать ответ относительно того, какими критериями они руководствуются, определяя, успешный это бизнес или нет, а также какие факторы определяют успех предпринимателя. Полученные нами данные сгруппированы в две диаграммы. Общие итоги исследования мы попросили прокомментировать некоторых предпринимателей, вошедших в наш основной список.

Лидером критериев, по которым бизнесмены оценивают успешность бизнеса, стал динамический показатель: рост стоимости бизнеса, его оборотов и, более обобщенно, рост компании. Этот факт, по мнению генерального директора " Ленэнерго" Андрея Лихачева, свидетельствует о происходящей в сознании предпринимателей революции: "Очень многие, к сожалению, в нашей стране даже не имеют представления о том, что существует такое понятие, как капитализация. Если вы возьмете рентабельность работы большинства компаний, в том числе и "Ленэнерго", она не слишком велика. Рентабельность на уровне 5%-6% означает, что вкладывать в развитие самой компании только для того, чтобы рассчитывать на дивиденды, - занятие бессмысленное. Однако экономика всего мира развивается за счет денег инвесторов. И объяснение этому феномену только одно - рост капитализации. Этот показатель является ключевым стимулом вкладывать деньги в развитие экономики. Если рентабельность "Ленэнерго" - 5%, то покупать акции "Ленэнерго" в расчете на дивиденды - занятие глупое. Однако капитализация компании за последние два года выросла в 5, а то и в 6 раз. Это сотни процентов прибыли ее акционеров".

На втором месте по количеству упоминаний наши респонденты вывели имидж компании (понятно, что имелся в виду положительный имидж), ее общественную значимость и известность. Все четыре критерия хотя и не являются полностью идентичными, тем не менее имеют общие черты. Как считает Андрей Лихачев, наши респонденты, называя имидж компании, в первую очередь имели в виду, что этот критерий во многом связан с капитализацией. То, что репутация сегодня наконец-то начинает цениться, не может не радовать. Если дело пойдет так, то станет меньше любителей славы международного корпоративного стервятника Дартса, а больше предпринимателей-созидателей, создавших и развивших свой бизнес с нуля. Видимо, не случайно и наши респонденты, и эксперты одним из факторов, определяющих успех, называли порядочность. Генеральный директор группы ИСТ Александр Несис вообще считает фактор порядочности основой успеха в бизнесе: "Единожды солгав, кто ж тебе поверит? Есть рецепты, верные для разных времен. Этот - верен для любого времени. Причем его ценность со временем только растет". Точно так же, определяя ключевые качества успешного предпринимателя, президент Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов называет обязательность и порядочность: "Если человек по натуре "кидала", то он вряд ли достигнет делового успеха". А по мнению известного петербургского ресторатора Сергея Гуцайта, настоящий успех обязательно должен быть связан с законной деятельностью. И это при том, что с этим в России существуют определенные проблемы.

Остальные критерии оценки, в общем-то, достаточно стандарты. Отметим лишь, что большинство из них является констатацией нынешнего положения бизнеса. Рентабельность, окупаемость, норма прибыльности, доля рынка, объем производства или масштаб деятельности во многом характеризуют то, как бизнес работает в данный момент. Но, заметим, зачастую блестящие показатели текущей деятельности скрывают за собой будущие проблемы.

Связаны одной цепью

Большинство опрошенных нами руководителей практически не отделяют успех бизнесмена от успеха возглавляемого им бизнеса. Поэтому не случайно, что как критерии, так и факторы успешности у нас получились несколько смешанными, характеризующими, видимо, в большей степени успех бизнеса или компании. Тем не менее такой подход во многом оправдан. По крайней мере, наши эксперты полностью согласны с ним. Андрей Лихачев: "Я просто не представляю, что успех предпринимателя может быть разделен с успехом его бизнеса. Вряд ли может быть успешной компания, у которой никчемные менеджеры. И тем более вряд ли можно назвать удачным менеджмент, если руководимая им компания терпит крах. Для меня эти понятия связаны неразрывно". Согласен с мнением Лихачева и председатель правления ПСБ Александр Пустовалов, считающий, что успех фирмы напрямую связан с успехом менеджера, ею управляющего.

Роль руководителя компании во многом схожа с ролью тренера. Перефразируя крылатую фразу, можно сказать, что у успеха всегда много творцов, а у провала - всегда один. Тем не менее среди факторов, определяющих успех предпринимателя, на первом месте по количеству упоминаний оказалось наличие профессиональной команды единомышленников. По мнению Александра Несиса, команда - один из основных факторов, лежащих в основе успеха теперешних лидеров бизнеса. "Для меня команда - это группа лиц, которая несет на себе ответственность за соблюдение правил игры. Игры в среде. Если человек один - то все же понимают: не дай бог с ним что случится - и система разрушилась. Именно под команду выстраивается определенная управленческая модель. Причем очень важно доверие между членами команды, а не только к тому, кто является лидером на сегодняшний момент".

Андрей Лихачев считает правильным, что те, кто оценивает работу менеджмента, такое большое значение придают наличию сильной команды: "Я всегда считал и считаю, что каждый из моих заместителей в той отрасли, в той области, в которой он меня заменяет, должен быть более сильным специалистом, чем я сам. Более квалифицированным. Посмотрите на многие предприятия и даже органы власти. Увы, это далеко не всегда так. Но я понимаю, что в случае, если мой заместитель не сильнее меня в том или ином направлении, это означает, что он не может заменить меня, а будет лишь исполнителем моих команд". Солидаризируется с ними и Эдуард Тиктинский, генеральный директор холдинга RBI: "Я не харизматический лидер, мне важно собрать команду, каждый член которой в чем-то лучше меня. Тогда мне не скучно. Ведь это же важно, чтобы мне было не скучно".

Давно известно, что в условиях стабильного развития ситуации основу управления составляют логические схемы. Здесь приемлемы все каноны ведения бизнеса, описанные в учебниках: соблюдение утвержденной оргструктуры, выполнение требований согласно функциям и должностным обязанностям. В период резких и непредсказуемых изменений, что мы наблюдаем сейчас у нас в стране, когда необходимо отойти от логических решений проблем и перейти к тем, что наиболее соответствуют ситуации, эти законы не работают. Именно в такой ситуации многократно возрастает роль лидера. Моментальная оценка сложившегося положения и выбор верного пути решения - этому не научит ни один университет, это могут дать либо колоссальный опыт, либо интуиция. Здесь роль руководителя сводится в целом к одному - принять неординарное решение, до которого не смог бы додуматься никто из подчиненных из-за отсутствия у них общего видения ситуации.

Видимо, именно такими или близкими соображениями руководствовались наши респонденты, называя в качестве фактора успеха личностные качества, организаторские способности и авторитет руководителя. Один из наших экспертов, определяя основную задачу, стоящую перед руководителем, назвал мобилизацию вверенного ему коллектива. Как считает Андрей Лихачев, лидер (руководитель) должен соответствовать своим заместителям. То есть они должны быть сильнее тебя, но не намного, потому что, как только ты отстанешь от них настолько, что перестанешь быть им интересен, они, скорее всего, предпочтут работать в другой компании".

"Предвидеть - значит управлять", - считал французский ученый и философ Блез Паскаль. Понятно, что создать, а уж тем более завести или мобилизовать коллектив единомышленников на решение какой-то сверхзадачи без видения лидером перспективы практически невозможно. Андрей Лихачев считает, что "команду можно создать тогда, когда лидер видит перспективу. И наоборот. Команда, увы, развалится, какая бы замечательная она ни была, если ее лидер ей не соответствует, если он не видит перспективы".

Все сначала

У каждого из наших "успешных" были свои причины заняться бизнесом. Александр Аладушкин хотел жениться, ему просто нужны были деньги на свадьбу и первоначальное обустройство семьи. Эдуард Тиктинский начал заниматься бизнесом, как он говорит, в большей степени, "на слабо". Его родители - врачи, люди, не стремившиеся к личному успеху. В 6-м классе он сказал своим родственникам, что у него будет водитель и домработница... Это был серьезный мотив.

Александр Несис начинал физиком, и, по его словам, "удовлетворял свое любопытство за государственный счет". Стал мастером на судостроительном заводе. Не хватало романтики. Уехал на Камчатку начальником группы, ремонтирующей атомные подводные лодки. В общем, делал весьма успешную карьеру. Затем все бросил, ушел с завода и начал свое дело. Похожая история и у Сергея Гуцайта. Еще в советские времена хотел много зарабатывать, но в существовавшей тогда системе это было сделать практически невозможно. Стал фермером. Потом занялся индивидуально-трудовой деятельностью. Стал шить рубашки, куртки, штаны. Для этих людей вообще характерно умение на каком-то этапе останавливаться и начинать все практически с нуля.

"Я неоднократно спрашивал в середине 1990-х годов и себя, и молодых членов моей команды, - рассказывает президент Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов, - есть ли готовность отказаться от своего высокого статуса, больших денег, а сохранить только накопленный жизненный опыт и снова начать дело с нуля. Большинство отвечало: нет, мы бы на это не пошли. Из этого я делаю вывод, что у людей не хватало веры в себя. По моему мировосприятию, человек создает обстоятельства, а не наоборот, поэтому можно отказаться от сегодняшнего успеха и быть твердо уверенным, что завтра станешь успешным снова. Я два раза за последнее десятилетие начинал сначала и считаю, что поступал правильно". Вера в себя и в свое дело, готовность создать что-то новое - основа предпринимательского успеха.

История любого бизнеса - это чреда не только правильных, но и неверных решений. В конце концов не ошибается только тот, кто ничего не делает. Главное, чтобы количество ошибок не превышало определенного порога. Впрочем, даже если такое и случилось, успешный предприниматель готов все начать снова.