Недавно агентство " Росбизнесконсалтинг" провело опрос на тему "Считаете ли вы целесообразным инвестировать свои свободные средства в ценные бумаги?". Положительный ответ дали 27% опрошенных, из них 19% пока не собираются этим заниматься, а 8% - готовы хоть сейчас. Вывод напрашивается сам. В большинстве своем граждане России пока не хотят инвестировать в отечественную экономику. Тем не менее такие все же есть.
Разочарование рынком
Современную рыночную экономику сложно себе представить без отлаженного механизма перевода сбережений - прежде всего населения - из непроизводительной формы в производительную. Эту роль в развитых капиталистических странах играет фондовый рынок. Не случайно при переходе российской экономики на рыночные рельсы одной из важнейших задач стало создание такого рынка и у нас. Началом строительства всей необходимой для этого инфраструктуры можно считать 1990 год. В конце декабря было принято постановление Совета Министров РСФСР 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Еще ранее в стране появились первые открытые акционерные общества, в 1991 году разместившие свои акции ( МЕНАТЕП, Российская товарно-сырьевая биржа). В конце 1991 года вышло постановление Совета Министров РСФСР 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", ставшее на пять последующих лет основным документом фондового рынка.
Во всем мире основные потоки финансовых ресурсов от инвесторов к заемщикам проходят по так называемым каналам косвенного финансирования - через финансовых посредников: банки, всевозможные фонды, страховые компании. Видимо, именно исходя из этой логики идеологи российского фондового рынка основной упор при его формировании сделали на создание коллективных форм инвестирования, то есть на инвестиционные фонды. Считалось, что они придадут рынку необходимую устойчивость и должный динамизм развития. Соответствующий указ Президента России о создании системы паевых инвестиционных фондов вышел 26 июля 1995 года. Однако ставка на них явно не оправдалась. За все время их существования они сумели привлечь всего 340 млн долларов. Крохи. Разочаровавшись в рынке, избавляется от российского инвестиционного фонда известная компания Franklin Templeton Investments, еще ранее, в 2000 году, от аналогичной структуры избавился банк Credit Suisse.
Практически в любом учебнике по маркетингу, приводящем градацию потребителей по их отношению к вновь выводимым на рынок товарам, говорится о существовании группы новаторов и ранних последователей. Первые в среднем составляют примерно 2,5% от общего числа потенциальных потребителей, вторые - около 13,5%. Как мы видим, эти цифры весьма близки к тому, что приводит в своем отчете "Росбизнесконсалтинг". Отсюда можно сделать вывод, что даже по прошествии более чем десяти лет своего существования наш фондовый рынок по отношению к его возможным отечественным пользователям находится все еще на самой ранней стадии освоения. Если взглянуть с этой точки зрения, то понятно, почему не оправдалась и ставка на создание инструментов коллективного инвестирования. Как известно, новаторы - это люди, склонные к авантюризму, а значит, индивидуалисты. Коллективные формы инвестирования им не подходят. Между тем, для того чтобы фондовый рынок стал интересен всем остальным, для кого и существуют в основном фонды, именно эта категория потребителей должна освоить рынок.
Такой привередливый частник
Успех финансовых пирамид начала 90-х годов как раз и был обусловлен тем, что их технологии работы были в большей степени ориентированы на новаторскую группу потребителей, на тех, кому свойственно самостоятельное принятие решений и готовность идти на неоправданные риски. После обрушения пирамид эта категория граждан перешла на спекуляции приватизационными чеками. По сути, после того как и этот суррогат ценной бумаги закончил свою жизнь, зарождающийся фондовый рынок и его операторы так и не смогли предложить "новаторам" условия, которые бы тех заинтересовали. Отдельные попытки инвестиционных компаний пока лишь подтверждают правило.
В общем объеме клиентов инвестиционных компаний можно выделить два типа частных инвесторов. Первый (его называют активным) - это когда инвестор торгует сам, а брокер его в лучшем случае консультирует, а то и вообще не вмешивается. В Америке это называется discount service. Второй, пассивный (full service), предполагает, что клиент высказывает брокеру свои пожелания по доходности, риску и т.д., а брокер, исходя из этого, формирует портфель инструментов и управляет им. Как правило, большие инвестиционные компании обслуживают как активных, так и пассивных инвесторов, однако специализация все-таки прослеживается. На активных инвесторах специализируются такие петербургские компании, как "Пролог", Балтийское финансовое агентство, "Элтра", "Четвертое измерение". По всем инвестиционным компаниям доля клиентов, предпочитающих действовать самостоятельно, составляет около 45%.
Типичному активному инвестору 25-40 лет, но есть и 55-60-летние. Род занятий у этих людей самый разный, а вот образование у всех высшее, хотя необязательно финансовое. Есть лица, связанные с ценными бумагами и хорошо знающие, что это такое, есть непрофессионалы. Все инвестиционные компании отмечают, что раньше (до 1998 года) активных клиентов было больше, тем не менее весьма оптимистично оценивают перспективы этого сегмента рынка. Положительную динамику числа частных инвесторов, по их мнению, должно обеспечить уменьшение комиссий и повышение ликвидности инструментов.
Как отмечают специалисты инвестиционных компаний, клиенты никогда не начинают сразу торговать самостоятельно. Для начинающих операторы фондового рынка предлагают специальные программы - не столько обучения, сколько освоения приемов торговли. Генеральный директор брокерской фирмы "Ленстройматериалы" Дмитрий Ходыкин: "Мы предоставляем своим клиентам возможность попробовать себя в роли брокера, перед тем как начать торговать самостоятельно. Для этого у нас предусмотрен вариант интернет-трейдинга, в котором клиент получает возможность играть на бирже, оперируя в течение первой недели предоставленным "игровым банком"". Обученный таким образом игрок в дальнейшем становится клиентом компании, пользуясь ее услугами, в том числе и брокерским обслуживанием. Ведущий аналитик компании АВК Светлана Пальянова отмечает, что инвестор, даже самый опытный, даже профи, часто предпочитает принимать решение совместно со своим брокером.
В сетях
В настоящее время почти все активные клиенты инвестиционных компаний перешли на прямой дистанционный доступ к торгам через интернет-трейдинг. Использование Интернета позволяет значительно более оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Между подачей заявки брокеру и ее появлением на бирже проходит не более 2-3 секунд. В результате на интернет-трейдинг переходят многие клиенты, ранее торговавшие по телефону, а новые клиенты сразу начинают пользоваться этой формой торгов, при этом они могут физически находиться как в клиентском зале, так и у себя дома. Естественно, прямой доступ не отменяет оформления операции через брокера. На услугах интернет-трейдинга специализируется компания Web-invest, а компания АВК даже создала свою систему торговли I-DEAL. Системы позволяют торговать на ММВБ, СПВБ, иногда - на МФБ и ФБ СПб.
Комиссионные интернет-трейдинга зависят от объема сделки. Причем для их определения используется регрессивная шкала: при обороте свыше некоторой суммы комиссионные не взимаются совсем. Размер начального капитала, с которым можно выходить на рынок, большинство специалистов оценивает в 5-10 тыс. долларов. Необходимость наличия такой суммы сразу отсекает от рынка основную часть клиентов. Хотя электронный счет можно открыть и с нулевой суммой на счету (некоторые брокеры разрешают), вот только торговать с таким объемом средств невозможно. К тому же, как правило, чем меньше требуемая минимальная сумма на счету, тем больше комиссионные и оплата услуги.
Что дают, тем и торгуют
Заработок активного инвестора, в зависимости от опытности и удачливости, составляет 5%-50% на вложенный капитал. Основу портфелей частных инвесторов составляют "голубые фишки", а также наиболее торгуемые облигации известных эмитентов. Игорь Маслов, начальник отдела дилерских операций Балтийского финансового агентства, считает, что, для того чтобы вложения в российские акции были привлекательными для инвестора, их доходность должна превышать банковскую (17%-18%) в два раза: таковы риски на этом рынке. В последнее время популярны облигации Санкт-Петербурга с погашением в 2003-2005 годы. В то же время динамично развивается рынок корпоративных облигаций. На него с самого начала было много надежд: в 1999 году, при его создании, Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) взяла на себя все организационные вопросы вторичного размещения. С 2000 года количество эмитентов корпоративных облигаций выросло втрое.
Игра на производных ценных бумагах распространена мало. Понятие хеджирования ("огораживания", минимизации рисков путем приобретения фьючерсов или опционов) в России не развито. Клиенту, не имеющему лицензии, трудно одновременно работать на срочном рынке и хеджировать свои вложения фьючерсами. Это требует дробления, разделения капитала, а он у инвесторов и так не очень большой. Если же играть на цене самих производных, риски так велики, что финансовые консультанты не рекомендуют вкладывать в производные больше пяти процентов капитала. Среди других недостатков производных называют низкую ликвидность и высокие комиссионные на сделки по ним. Впрочем, комиссионные в последнее время несколько понизились из-за возросшей конкуренции между инвестиционными компаниями. Решение проблем ликвидности - также дело времени. ММВБ в настоящее время готовит пилотный проект создания рынка производных инструментов с базовым активом на сахар и зерно, который предполагается запустить примерно через полгода. Судя по тому, какой популярностью этот рынок пользуется в мире, производные на товары в будущем могут стать популярными и у нас.
Безусловно, Интернет значительно облегчает доступ инвесторов-индивидуалов на фондовый рынок. Тем не менее только развития интернет-технологий для того, чтобы привлечь на рынок массового инвестора, явно мало. Прежде всего необходим грамотный маркетинг услуг инвестиционных компаний, а также отработка технологий по работе с "мелкими" инвесторами, которые готовы вкладывать, но значительно меньшие суммы, чем это принято сейчас. Без освоения приемов работы с индивидуальными инвесторами трудно рассчитывать на широкое распространение также и коллективных форм инвестирования.
Санкт-Петербург