Беспомощный "европеец"

Какую проблему у нас ни возьми - практически всегда оказывается, что она по крайней мере наполовину создана искусственно. И главным образом - бездарностью власти. Беспомощность нашего "единственного европейца" поражает. Даже вполне здравые идеи вроде уплотнения городской жилищной застройки власть не может грамотно воплотить в жизнь.

Понятно, что уплотнять надо - дорогая земля в обжитых городских районах должна использоваться эффективно. А этого нет. Но главным образом не из-за садиков и скверов в жилых микрорайонах, вокруг сноса которых (для строительства новых жилых зданий) разгорелись конфликты с обитателями близлежащих домов. Скверы как раз должны быть - в Петербурге зелени и так немного, особенно в центре, да и детей надо же где-то выгуливать. Вполне реальна и угроза проседания фундаментов соседних домов.

На самом деле главный резерв для жилой (и офисной) застройки содержится в так называемых депрессивных территориях, занятых сейчас промышленными объектами, нередко заброшенными. Размеры подобных территорий, по сравнению со скверами, огромны - общая их площадь, по оценке специалистов КГА, составляет около трети территории центральных районов Петербурга. А ведь это подготовленная в инженерном отношении земля, да и в смысле социальной и транспортной инфраструктуры проблем там нет.

Конечно, эти земельные участки надо сначала очистить от промышленного хлама. И КУГИ, надо сказать, уже приступил к реализации подобного рода проектов, причем наиболее рациональным образом - привлекая к благоустройству территорий грамотные девелоперские фирмы (см. публикации "Эксперта С-З" о проектах освоения депрессивных городских территорий). Но в отсутствие у Смольного осмысленной градостроительной политики одна рука властей не знает, что делает другая: агентства по развитию таких территорий не озадачены жилищным строительством и предпочитают развивать то, что им представляется наиболее выгодным - главным образом строительство бизнес-центров и объектов торговли.

Вместо того чтобы энергично осваивать такие территории (а, к примеру, кварталы 8-9 Малой Охты на берегу Невы, напротив Смольного, даже очищать не надо - там обыкновенный пустырь, заросший травой), строители жилья бьются с народом за жалкие кусочки земли, рискуя нарваться на громадные штрафы за проседания фундаментов у соседних домов, а то и на оплату их расселения - в случае доведения зданий до аварии. А агентство по развитию территории тех же кварталов 8-9 Малой Охты (как, впрочем, и другие подобные агентства) чиновники мучают бесконечными бюрократическими согласованиями. Вместо того чтобы быстро все согласовать и направить туда жилищных застройщиков.

Понятно, что застройщики исходят из реальности и собственных интересов - раз Смольный тормозит развитие депрессивных территорий, им ничего не остается, как внедряться в жилые кварталы - тем более что не всегда все-таки такое уплотнение вредит жителям окружающих домов. А то, что они пытаются строить и в явно неудачных местах или с нарушениями всяческих правил, так в этом виноваты не столько они, сколько власти, выдающие им необоснованные разрешения и не контролирующие выполнение правил.

Разумеется, понять можно и чиновников - это сфера обладает повышенной "взяткоемкостью" и соблазны здесь очень велики. Пресекать такие злоупотребления должны первые лица Смольного - и, конечно же, не контролируя каждый конкретный случай (на все контролеров не хватит), а путем создания четких и прозрачных процедур, к чему призывают, между прочим, и инвесторы с застройщиками, и напуганные граждане. Вместо этого губернатор Яковлев механически блокирует соответствующие инициативы ЗакСа. Может быть, Владимир Анатольевич лично заинтересован в сохранении статус-кво? Тогда должно вмешаться ведомство Виктора Черкесова. Пожалуй, все к этому идет: народ уже закусил удила, в дело вмешались политики (в частности "Яблоко"), у которых, естественно, есть свои интересы, но помочь общему делу они могут. Словом, похоже, Смольный здорово вляпался. И федеральные прокуроры, наверно, опять засучивают рукава...