Редкая дичь

Нечасто встречающаяся практика применения тендерных условий распределения строительных заказов среди генподрядных организаций вызвана недоразвитостью этого сегмента рынка

В инвестиционно-строительном комплексе Петербурга начался процесс расслоения: компании, занимающиеся возведением жилья, поняли, что одновременно выступать и заказчиком, и подрядчиком, и инвестором невозможно. Однако выяснилось, что компаний, способных выполнять функции генерального подрядчика в Петербурге, единицы. Неразвитость генподрядного рынка ведет и к перекосам во всей инвестиционно-строительной среде.

Выбирать не из кого

По мнению Льва Каплана, директора Петербургского союза строительных компаний "Союзпетрострой", сейчас на рынке выхолощена сущность генподряда как такового. "В этом качестве при желании может выступить любой. Достаточно заключить договор на весь комплекс работ (будь то чья-то квартира или Константиновский дворец), а затем подыскать в качестве субподрядчиков дешевую рабочую силу. Безусловно, приятно распоряжаться финансовыми потоками, но при таком подходе обязательно надо учитывать более высокую степень ответственности, дабы не снижалось качество".

Тем не менее образовался некоторый вакуум. Сейчас все большее число компаний-девелоперов хотят сосредоточиться на управлении финансовыми потоками и передать функции подряда специализированным фирмам. Удается это пока только единицам. Эдуард Тиктинский, генеральный директор компании "Северный город" и холдинга RBI, уже начал движение в этом направлении: "Год назад мы приняли решение, что на всех последующих объектах компания будет самостоятельно выполнять только функции генподряда - ниже спускаться не будем, на субподряд будем привлекать сторонние фирмы. Официальная плата за функции генподряда составляет 3,5% от общей стоимости работ. Это деньги небольшие, и если бы нам за них оказывали качественные услуги, то есть сторонний генподрядчик бился бы за цену, за качество, за сроки, контролировал бы объемы выполненных работ, мы были бы готовы заказывать такие услуги на стороне. К сожалению, на практике так не получается".

Специалисты отмечают, что генподрядный бизнес нельзя отнести к высокорентабельному - в чистом виде он не очень выгоден. Если в некоторых сферах рентабельность доходит до 60%, генподряд дает всего около 10% прибыли, а иногда, при неблагоприятных обстоятельствах, компании с трудом выходят в "ноль". Однако с увеличением конкуренции на строительном рынке и для многих девелоперов 10%-ная рентабельность стала нормой. Но в отличие от них, работающих достаточно самостоятельно, генподрядчику, чтобы выжить, необходимо постоянно находиться в поиске новых заказов.

К сожалению, неразвитости рынка отчасти способствуют сами девелоперы. Многие генподрядные компании отмечают, что отбор фирм происходит чаще всего "по знакомству".

Прогрессивные чиновники

Однако постепенно рынок организации конкурсов все же развивается. Как ни странно, наибольших успехов в этом достиг консервативный государственный сектор. По закону освоение бюджетных средств должно распределяться на конкурсной основе. Городские комитеты пошли разными путями: кто-то организует конкурсы самостоятельно, кто-то привлекает частные компании.

Александр Рюмин, начальник отдела тендеров комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга, говорит, что комитет не пользуется услугами уполномоченных специализированных компаний. "Основной критерий при выборе победителя - конечно же минимальная цена предложения, однако помимо этого мы рассматриваем еще целый ряд факторов - нам требуются доказательства платежеспособности и финансовой состоятельности претендента (банковские гарантии, справки из фискальных органов и т.д.), а также опыт строительства аналогичных объектов", - говорит он.

Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству пошел по иному пути - его конкурсы организует ЗАО "Инвестконкурс". Александр Симановский, генеральный директор этой компании, подчеркивает: "Наша прерогатива - техническая работа. Это как с ремонтом в квартире - можете делать его самостоятельно, но вполне вероятно, захотите пригласить бригаду и, чтобы не ошибиться в выборе, обратитесь за консультацией к специалистам. Но в любом случае не делегируете свои полномочия на 100% и функции контроля оставите за собой".

Впрочем, к государственным конкурсам у многих компаний отношение недоверчивое: "Если о тендере сообщили в газете, значит, как правило, там уже определен подрядчик и нужно создать иллюзию конкурса. К тому же наша компания в государственных тендерах не участвует потому, что нас интересуют заказчики с гарантированным финансированием", - говорит маркетинг-менеджер австрийской генподрядной компании VA TECH Elin EGB Сергей Свешков.

Сами с усами

Сейчас девелоперы создают собственные службы, которые берут на себя функции заказчиков. "По каждому нашему объекту служба заказчика, созданная в компании для этих целей, проводит тендеры - закрытые, в несколько этапов. При принятии решения оценивается комплекс факторов: баланс цены и качества - мы не намерены жертвовать качеством в угоду невысокой стоимости", - говорит исполнительный директор "Центра развития проектов "Петербургская недвижимость" Илья Еременко. Эдуард Тиктинский также рассчитывает на эффективность конкурсов: "Все, кого привлекаем к работе, отбираются на конкурсной основе, для этого в нашей компании существует тендерно-договорной отдел. Мы и берем под контроль те звенья, которые на рынке слабы, критически для нас важны, и повышение качества в них в ближайшие год-два не прогнозируется. К сожалению, генподряд оказался пока слабым звеном, требующим нашего контроля".

Санкт-Петербург