На прошедших 15 сентября выборах в шведский риксдаг победу в очередной раз одержали социал-демократы. "Правый марш" европейской политики приостановлен.
В новом составе парламента Швеции социал-демократы во главе с нынешним премьер-министром Йораном Перссоном займут 144 места из 349, увеличив таким образом свое представительство на 13 мест. Еще 47 мест получили союзники социал-демократов слева - Левая партия и "зеленые". Четырем оппозиционным партиям во главе с "умеренными" придется довольствоваться 158 депутатскими мандатами.
Победа шведских социал-демократов стала едва ли не первым за последнее время электоральным успехом европейских левых. Основной тренд европейской политики ныне иной - инициатива находится в руках правых, а иногда и праворадикальных националистических партий. Левые потерпели поражение в Италии, Дании, Голландии и Португалии. Правые популисты, взлетевшие на волне антииммиграционных настроений в Европе, входят в состав правительственных коалиций или занимают заметное место в парламентах Австрии, Бельгии, Дании, Италии, Голландии, Норвегии и Швейцарии.
В традиционно социал-демократической Швеции (за последние 70 лет социал-демократы находились у власти 61 год) предвыборный расклад в последнее время не так уж прост. В 1998 году уровень поддержки социал-демократов на выборах был рекордно низким - всего 36,4%, и они остались у власти лишь благодаря коалиции с Левой партией и "зелеными". Союзники слева в середине 90-х стали поджимать социал-демократов: на первых в истории Швеции выборах в Европарламент Левая партия получила 12,92% голосов, а "зеленые" - 17,22%. Продолжение социал-демократической политики стало невозможным без поддержки более радикальных левых сил. Да и на прошедших 15 сентября выборах, по мнению прокомментировавшего их результат финского премьера Пааво Липпонена (тоже социал-демократа), многие избиратели Левой партии проголосовали за Перссона лишь для того, чтобы не допустить победы правых.
Некоторая перегруппировка сил произошла и в рядах оппозиции. Консервативная Умеренная партия потеряла 27 мест в парламенте, показав худший результат с 1973 года, в то время как Либеральная партия, напротив, увеличила свое представительство примерно в три раза. Наблюдатели связывают этот успех с требованием либералов ввести экзамен на знание шведского языка для иммигрантов, желающих получить гражданство. Это довольно неожиданный результат для Швеции, в которой даже самый мягкий антииммиграционный пафос раньше не мог рассчитывать на сколько-нибудь серьезное общественное одобрение.
Главный предмет для спора между левыми и их оппонентами - налоги. Как традиционно считается, в Швеции установлен самый высокий уровень налогообложения в Европе. Правые настаивают на снижении налогов, утверждая, что оно вполне совместимо с сохранением щедрой системы социального страхования. Социал-демократы собираются проводить реформы в области здравоохранения и образования, а лишь затем обещают подумать о снижении налогов. "Если безработица продолжит падать, а уровень экономического роста будет выше среднеевропейского, возможно, появится пространство для снижения налогов", - заявил Йоран Перссон. Другой немаловажный вопрос - введение евро (сейчас из 15 стран ЕС только Великобритания, Швеция и Дания продолжают использовать национальные валюты). Перссон является сторонником вхождения в "зону евро" и обещает провести референдум по этому вопросу весной 2003 года.
Следующее испытание для европейских левых предстоит уже через неделю в Германии, где социал-демократу Герхарду Шредеру будет противостоять консерватор Эдмунд Штойбер (читатели уже знают результаты выборов). "Мы сломали тенденцию, - говорит Перссон. - На следующей неделе наши немецкие товарищи могут последовать за нами".
Санкт-Петербург