В большинстве российских регионов сезон активных продаж пива ограничивается летом, а в Калининграде он длится почти круглый год. Весь год сюда приезжают туристы - прежде всего немцы, которые пиво весьма жалуют. Благодаря мягкому климату большой популярностью пользуются уличные крытые кафе (так называемые "палатки"), во множестве расставленные по городу и на территории прибрежных курортов. Культура потребления пива калининградцами близка к европейской: бросается в глаза, что жлобская привычка пить его в общественных местах из горлышка здесь не в почете. Зато в отличие от большинства российских регионов довольно высок уровень потребления хмельного напитка в барах и ресторанах.
Значительные преимущества могут иметь в Калининграде и производители пива. С немецких и советских времен здесь сохранились пивоваренные предприятия (с инфраструктурой, что очень важно). Регион расположен вблизи европейских рынков сырья, а режим действующей в Калининграде особой экономической зоны предусматривает таможенные льготы при его ввозе. Но самое главное - климатические условия региона, по мнению специалистов, идеально подходят для выращивания пивоваренного ячменя. Именно по этой причине в немецкие времена Кенигсберг славился как центр пивоварения Восточной Пруссии. Ничто не мешает возродить сейчас эту традицию.
Немецкое наследство
При немцах в городе и его окрестностях действовало примерно 300 пивоварен. Несколько из них сохранилось после войны, причем не только производственные корпуса, но и инфраструктура - скважины, сделанные немцами; проложенные ими трубы, по которым из цеха в цех текло пиво.
В советские времена крупнейшим в Калининградской области являлся Железнодорожный пивоваренный завод (в городе Железнодорожном), а вторые позиции занимал Калининградский пивоваренный - бывший "Остмарк". Первому с приходом рынка не повезло с инвесторами: москвичи, калининградцы, петербуржцы передавали его из рук в руки, в итоге обанкротив завод и растащив оборудование. Сегодня некогда "шикарное", по выражению местных старожилов, немецкое предприятие превратилось в руины. "В живых" из немецкого пивоваренного наследства остался только "Остмарк" - именно его и приобрела в 1998 году компания "Пивоварни Ивана Таранова", вознамерившаяся использовать преимущества региона для создания здесь крупномасштабного производства.
Начало положено
Выпускаемые сейчас "Остмарком" российские брэнды ("Доктор Дизель", "Пит", "Три медведя"), а также местная марка "Кенигсберг" довольно быстро потеснили на региональном рынке польское пиво "EB", которое до недавнего времени лидировало здесь по объему продаж. Освоив сегодня 65% пивного рынка Калининградской области, завод в будущем планирует довести эту долю до 70-75%.
Большие надежды менеджеры предприятия возлагают на новую локальную марку " Ostmark" - ее выпуск планируется начать в ближайшее время. Как полагает генеральный директор "Остмарка" Владимир Ашихин, "бесспорно, "Ostmark" станет в регионе маркой premium номер один, тут даже нечего обсуждать. Калининградцы чрезвычайно ценят все, что связано с немецкой историей города". Продавать "Ostmark" планируется не только в регионе, но и в Германии, жители которой ностальгируют по пиву из Восточной Пруссии. Как утверждают на заводе, заявки на поставку продукции под новой маркой от немцев уже получены.
Однако все эти успехи достигнуты главным образом за счет талантов менеджеров компании "Пивоварни Ивана Таранова". Преимущества Калининграда еще не используются в полной мере - на это нужны время, деньги и особые усилия.
Подстраховавшись собственным анализом почв (американские специалисты подтвердили полную их пригодность для выращивания ячменя), компания закупила качественный семенной фонд и начала работу с крестьянскими хозяйствами. В прошлом году в Неманском районе был выращен первый урожай - около 3 тыс. тонн. Образцы, посланные в Германию на исследование, получили высокую оценку немецких специалистов, что, по мнению Владимира Ашихина, открывает большие возможности для фермеров области. "Мы показали, что ячменный бизнес в регионе может быть очень перспективным, - говорит он, - и дальше - дело крестьян его развивать. Они могут найти инвесторов: в Германии есть заинтересованные лица. Кроме того, администрация области, насколько я знаю, готова помочь крестьянам на стартовом этапе".
Специалисты уверены, что в регионе удастся наладить выращивание качественного и более дешевого, чем импортное, ячменя, в объемах, достаточных для полноценной загрузки и рентабельной работы местного солодовенного предприятия. Для строительства такого завода в Петербурге уже образовано ООО "Неманский солод". По словам его финансового директора Дмитрия Кожевникова, помимо крупнейшего потребителя - компании "Пивоварни Ивана Таранова" - завод сможет обслуживать еще, наверное, пару крупных российских пивоваренных производств.
Сейчас компания "Неманский солод" заканчивает проектировочные работы, и в течение ближайших трех месяцев начнется строительство предприятия. Его первая очередь будет сдана в эксплуатацию спустя 18 месяцев с начала стройки, а вскоре после этого, видимо, и вторая. Мощность завода составит, по планам, 84,6 тыс. тонн в год. Таким образом, он станет вторым по величине солодовенным предприятием России после Солодовенного завода Суффле Санкт-Петербург, выпускающего ежегодно примерно 105 тыс. тонн продукции.
В ожидании дешевого солода менеджеры компании "Пивоварни Ивана Таранова" пытаются максимально реализовать другие преимущества, которые предоставляет им калининградская специфика. По словам Владимира Ашихина, привезенная из Европы тонна солода обходится ему на 100 долларов дешевле, чем пивоварам, работающим в "материковой" России. Правда, завоеванию российских пивных рынков это пока мало помогает. При поставках готовой продукции на "материк" это преимущество нивелируется: Литва и Белоруссия ужесточают правила транзита товаров из Калининграда в Россию через их территории, и многие калининградские производители сейчас вынуждены пользоваться паромом до Петербурга, что получается весьма дорого. "Если раньше, при пользовании железной дорогой, транспортировка пива в Россию обходилась нам в 80 копеек на одну бутылку, то теперь - в 1 рубль 60 копеек", - говорит Владимир Ашихин. В итоге на российском рынке калининградские производители действуют на равных с конкурентами, но зато в самом Калининграде - чувствуют себя королями.
Санкт-Петербург