Серийный индивидуал

Тюнинговый бизнес развивается, но пока плохо кормит

Дословный перевод английского слова tuning - настройка. Когда оно употребляется в связи с автомобилями, то имеется в виду процесс придания им черт индивидуальности, повышения их характеристик, приспособления к иным условиям эксплуатации.

Как самостоятельный бизнес тюнинг зародился одновременно с началом поточного производства автомобилей. Престижные автомобильные брэнды первой половины XX века (Hispano-Suiza, Maybach, Delahaye) предлагали не готовые к эксплуатации автомобили, а, как правило, только шасси, кузова же для них строили специализированные фирмы, и все машины выходили непохожими друг на друга. Постепенно конвейер вытеснил большинство кузовных ателье, на смену оригинальности пришла унификация. Но она все же не смогла окончательно убить у автовладельцев тягу к индивидуализму. А спрос, как известно, рождает предложение.

Наиболее развита индустрия тюнинга в США и Германии. В Северной Америке более 80 тыс. средних и малых фирм предлагают свои услуги по изменению и доработке внешнего вида и технического устройства автомобилей. Сегодня в разговоре о престижных автомобилях все реже звучат названия десятилетиями раскручивавшихся брэндов автомобильных корпораций и все чаще всплывают доселе неизвестные названия тюнинговых компаний: Brabus, AMG, Lorinser, ABT, Hamman.

Ежегодный оборот отрасли во всем мире, по данным журнала CarCraft, превышает 20 млрд долларов. Можно с большой степенью уверенности утверждать, что в эту цифру не входят данные по России. Тем не менее и у нас эта сфера бизнеса развивается бешеными темпами.

Все как у всех

Понятие тюнинга объединяет широкий круг аксессуаров и услуг. Самую доступную возможность подвергнуть автомобиль тюнингу предлагает практически любой магазин автозапчастей или авторынок. Здесь владельцы отечественных автомобилей могут выбрать отличающиеся по дизайну и аэродинамике бамперы, приобрести декоративные пороги, расширители арок, спойлеры, антикрылья, "кенгурятники".

Стоимость рыночных образцов кузовного тюнинга всего в 1,5-2 раза выше штатных деталей, но с их помощью вряд ли удастся сделать автомобиль действительно уникальным. На дороге можно встретить тысячи автомобилей с одинаковыми антикрыльями, решетками радиатора, другими элементами.

Но низкая степень индивидуальности - еще не самая страшная беда. Гораздо хуже то, что предлагаемые аэродинамические аксессуары в лучшем случае не выполняют возложенной на них функции, а в худшем и, к сожалению, самом распространенном варианте ухудшают характеристики автомобиля, неблагоприятно меняя направления воздушных потоков, прижимную силу и т.п. Кроме того, большинство таких деталей не только малофункционально, но еще и безвкусно.

"ВАЗ" для супермена

Для тех, кто более серьезно относится к тюнингу своего автомобиля, предназначены специализированные мастерские. Их условно можно разделить на две основные категории: бывшие мастерские подготовки гоночных автомобилей и представительства иностранных тюнинговых ателье. Первые, как правило, начинали свою деятельность с подготовки машин отечественного производства к соревнованиям по ралли, кроссу или кольцевым гонкам. Указание на это часто имеется в их названиях (RRT - russian rally team, TRS - tuning rally sport). Развивать свои услуги для простых автовладельцев они начинали с доводки двигателя, трансмиссии и подвесок. Затем стали предлагать решения по изменению внешности отечественных автомобилей. Постепенно эти мастерские занялись и тюнингом иномарок. Однако поскольку для серьезного улучшения характеристик иностранных автомобилей необходимо гораздо больше информации и более высокий технологический уровень, широкого развития это направление у них не получило.

Перечень услуг таких компаний может быть весьма длинным. Самое простое - тюнинг внешнего вида автомобиля. Наибольшей популярностью эта услуга пользуется у владельцев автомобилей "ВАЗ" 10-го семейства. В отличие от деталей, предлагаемых на рынке, элементы, устанавливаемые в тюнинговых мастерских, объединены в комплекты, разработчик которых известен, и есть определенная гарантия, что они изготавливались с оглядкой на аэродинамику. Некоторые названия таких комплектов известны уже широкому кругу автолюбителей - это "Кураж", "Ника", "Стелс". Но, пожалуй, наибольший интерес представляют комплекты московской компании TMS и петербургской TRS. Если их основная масса (а это около двух десятков) лишь немного изменяет некоторые черты автомобиля, то детали TMS и TRS позволяют изменить автомобиль до неузнаваемости и даже придать значительное сходство с известными по ралли Mitsubishi Lancer Evolution. Стоимость комплектов - в диапазоне от 400 долларов за пару бамперов, решетку радиатора и простенькие спойлеры до 1500 за комплект с расширителями арок, накладками на капот, воздухозаборником на крыше, порогами и антикрылом с изменяющимся углом атаки.

Более сложный тюнинг - изменение характеристик управляемости автомобиля, динамики разгона и торможения. Перечень работ поистине огромен. Основной спрос касается изменений в подвеске машины: установки спортивных амортизаторов с изменяемыми параметрами, жестких пружин, дисков большого диаметра с низкопрофильной резиной, дополнительных стабилизаторов устойчивости, усиления рычагов, балок. Заказчику это позволяет увереннее осуществлять маневры, на большей скорости проходить повороты. Стоимость работ зависит от применяемых деталей: от 200 долларов за амортизаторы до 3000 за солидный объем работ с установкой дорогих дисков и резины. Перечень технологически несложных переделок замыкает доработка выпускной системы. Внешне машина приобретает широкое сопло глушителя и солидный басок работающего двигателя, некоторые компоненты также позволяют сократить сопротивление выхлопным газам и таким образом на пару "лошадей" поднять мощность машины.

Более серьезное увеличение мощности и, соответственно, улучшение динамики автомобиля, естественно, связано с глубокими переделками: установкой спортивных распредвалов с изменяемыми фазами газораспределения, увеличением рабочего объема двигателя и даже турбонаддувом. Для удобства управления увеличившейся мощью в КПП изменяются передаточные числа, появляется шестая передача. Увеличение разгонной динамики требует улучшения и тормозной системы. Для этого предлагают установить спереди вентилируемые тормоза, сзади - дисковые, для любителей входить в поворот с заносом ставят гидравлический "ручник".

Для совмещения скорости с комфортом предлагаются усилители руля (около 1000 долларов), кондиционер (около 1500) и предпусковые подогреватели (от 700). Для логического завершения картины в машину устанавливают спортивные сиденья, спортивный руль, металлические накладки на педали и большой тахометр. В результате этих нововведений вазовская десятка полной комплектации может стоить около 20 тыс.

Иномарка от кутюр

На рынке тюнинга иномарок в основном работают представительства иностранных ателье. В Петербурге таких два: "Росан" и "Брабус". Самостоятельных инженерных разработок эти компании не ведут. Первый предлагает для автомобилей BMW тюнинг от ателье Hamann, второй - аксессуары и узлы от одноименной немецкой компании для Mercedes.

Номенклатура предложения весьма широкая: от простого спойлера на крышку багажника до значительного увеличения мощности. Основная доля заказов приходится на установку кузовных элементов: спойлеров, бамперов, декоративных порогов, а также на адаптацию подвески к российским условиям эксплуатации. Интересно, что если за границей при изменении характеристик подвески стремятся сократить клиренс, то в России, наоборот, все усилия прилагаются для его увеличения. Стоимость среднего заказа таких ателье составляет около 1500 долларов, а максимального - вполне может зашкаливать за стоимость нового автомобиля представительского класса. В отличие от тюнинга отечественных машин, где модернизация престарелой вазовской продукции не редкость, иномарки в абсолютном большинстве тюнингуют новые.

Дилеры, торгующие иностранными автомобилями, несмотря на отличные возможности по развитию бизнеса, не спешат делать серьезную ставку на тюнинг. Только в самых передовых салонах можно встретить тюнинговые машины. Причина проста: тюнинг - услуга индивидуальная, и делать автомобиль не под заказ, основываясь только на своих предпочтениях, невыгодно: вложенные деньги могут зависнуть на долгое время. Исключение составляют лишь внедорожники, на которых приветствуется минимальный набор тюнинга: "кенгурятники", противотуманные фары и т.п.

Тюнинг для сибаритов

Стильный салон и хороший звук - непременные спутники тюнингового авто. Наиболее популярным материалом для перетяжки салона является кожзаменитель. Его преимущества - широкая палитра и невысокая цена. Обтянуть салон отечественной машины обойдется в 400-500 долларов, иномарки - в 700. Правильнее обтягивать специализированной автомобильной кожей, но ее стоимость чрезмерно высока. Чаще всего используют мебельную кожу. Стоимость такого компромиссного варианта от 800 долларов, но в среднем около 1000 для отечественной машины и от 1200 для иномарки.

Если перетяжка салона кожей занимает не более двух недель, то оборудование автомобиля "правильным звуком" может затянуться на год. Это кропотливая работа, гораздо сложнее простой установки динамиков в штатные места. Стоимость зависит только от запросов клиента. Приличное звучание можно получить за 500 долларов, но хорошая музыка с подключением сабвуфера обходится в среднем примерно в 1500 долларов.

Непаханое поле

Представители всех компаний, работающих на рынке, а также автомобильные дилеры, присматривающиеся к этому виду бизнеса, в один голос заявляют, что на одном тюнинге пока жить нельзя. Слишком мал размер рынка. В Петербурге он едва ли превышает 500 тыс. долларов в год. Только 0,5% владельцев престижных иномарок им интересуются. То есть один из 200. Поэтому большинство петербургских тюнинговых фирм вынуждены параллельно продавать машины или заниматься их сервисным обслуживанием.

Тем не менее большинство специалистов весьма оптимистично оценивают долгосрочные перспективы этого рынка. И связывают его подъем с ростом благосостояния российского среднего класса. Однако пассивная рыночная позиция самих тюнинговых компаний вряд ли сможет обеспечить такой прорыв. В частности, развитию тюнинга препятствует полное отсутствие ориентиров у потенциальных потребителей. Подобная ситуация наблюдалась в середине 90-х годов на рынке бытовой техники, когда покупатель не имел представления об иерархии марок, технических возможностях, и это удерживало рынок от роста. Главной задачей тюнинговых компаний сегодня могло бы быть формирование массового представления о том, что тюнинг - это не столько свидетельство спортивного характера владельца, сколько хороший тон, что "голая" машина говорит о "бесцветности" владельца, отсутствии у него индивидуальности. Латентный спрос велик, но сделать его явным - задача, требующая хорошо поставленного маркетинга.

Санкт-Петербург