Старость - не радость

Политика российских властей по омолаживанию парка машин изменит бизнес автоторговцев

Введение новых таможенных пошлин на подержанные импортные автомобили уже привело к некоторому росту цен на российских авторынках. Эксперты отмечают, что резкого ценового скачка не произошло только благодаря слишком большому предложению на рынке автомобилей, накопленному за последние месяцы, то есть перед началом действия новых тарифов. Зато Прибалтику - главную стартовую площадку российских перепродавцов иномарок - наши нововведения затронули весьма существенно.

Городок на границе

Литовский городок Мариямполе живет исключительно за счет торговли автомобилями. Здешний авторынок - Autoturgas - считается крупнейшим в республике, хотя и далеко не единственным: специализированные автобарахолки есть в Вильнюсе, Каунасе, Утяне. Но на их фоне Мариямполе выделяется, во-первых, географическим положением (между двумя границами - польской и российской), во-вторых, особой активностью местного населения. Профессия автоторговца - самая распространенная в этом городе. Как минимум каждый пятый его житель занимается транспортировкой машин или предоставлением сервисных услуг для многочисленных покупателей из России. К восточным соседям поступает более 90% продаваемых здесь автомобилей.

Ажиотаж

Мариямполе считают лучшим барометром рыночной конъюнктуры, складывающейся под влиянием новых таможенных тарифов, введенных в России с 4 октября. Напомним, что новшества коснулись автомобилей в возрасте старше 7 лет. В зависимости от объема двигателя (до и свыше 2,5 тыс. куб. см), тарифы выросли в 2,3 и 2,5 раза (до 2 и 3 евро за 1 куб. см соответственно). Практически это означает, что, например, такая популярная модель, как Audi-80 выпуска 1990 года, стоившая в России около 3,5 тыс. долларов, сейчас предлагается за 4,5 тыс. долларов, а в дальнейшем, по мере "вымывания" с рынка ранее привезенных автомобилей, ее цена может составить 7 тыс. долларов. Всего на 1 тыс. долларов дороже можно купить Audi-A4 1995 года выпуска, не подпадающую под действие новых таможенных тарифов, то есть машину, которая будет моложе на два поколения.

Мариямпольский рынок отреагировал на эти меры всплеском ажиотажного спроса, который рос по мере приближения назначенной даты (первоначально это было 1 октября). По свидетельству директора мариямпольского рынка Гинтаутаса Гилиса, цены в конце лета на старые авто подскочили на 10-15%. А реализация достигла невиданных оборотов: в сентябре в неделю продавали по 4-4,5 тыс. автомобилей. Активизация спроса наблюдалась и на других литовских рынках, особенно в последние дни сентября.

Не так страшен черт...

Сейчас литовские автоторговцы прогнозируют, чем для них обернется российская политика по омолаживанию парка машин. По прогнозам Гилиса, от сентябрьского уровня объемов продаж останется не более 30%. Однако продавцы машин не склонны к пессимизму. По мнению президента Литовской ассоциации автоторговцев Альгимантаса Крищюнаса, в наибольшей мере пострадают самые мелкие предприниматели, для которых "потолок" возможностей - машины за 500-600 долларов. Состоятельные торговцы, по его мнению, переживут эту ситуацию как временные трудности. Оптимистической точки зрения придерживается и Валдас Мацулявичюс, директор местного акционерного общества Geruda. По его мнению, произойдет нечто похожее на ситуацию, наблюдавшуюся после российского финансового кризиса 1998 года: затишье продлится несколько месяцев, а затем торговля войдет в прежнюю колею, но при этом изменится ее номенклатура. По мнению Гилиса, вместо старых автомобилей основную массу продаж составят авто в возрасте от 3 до 7 лет либо машины старше 7 лет, но более дорогих марок, таких как Mercedes или BMW. Состав клиентов литовских автоторговцев также несколько изменится за счет новых покупателей из Казахстана, уже появившихся на рынках и интересующихся в основном недорогими японскими марками Nissan и Mazda.

Главное беспокойство продавцов машин вызывает заметное сужение традиционных рынков старых автомобилей на Западе. Они отмечают, что в Германии поиск машин (особенно не старых) год от года становится все сложнее, поскольку немцы стали менее охотно расставаться с приличными автомобилями. Кроме того, литовские власти также намерены предпринять комплекс мер по омолаживанию парка машин, аналогичный российским нововведениям. В частности, рассматривается вариант повышения пошлин на автомобили в возрасте старше 8 лет. Кроме того, планируется введение налога за загрязнение автомобилем окружающей среды, который будет восприниматься автовладельцами тем более болезненно, чем старше их машина.

Вильнюс