Карлис Микос, руководитель отдела развития продуктов Parex Bank (Латвия):
- Для того чтобы успешно развивать розничное направление, банк должен обладать развитой сетью центров обслуживания клиентов и банкоматов, а также быть способным предложить удобную систему удаленных расчетов. Обязательно и то, и другое.
Потому что, несмотря на то что системы удаленного доступа позволяют обслуживать то же число клиентов меньшим количеством сервисных центров, физическая доступность банка по-прежнему остается важным фактором.
С другой стороны, не предлагая системы удаленных расчетов, банк может потерять как свою конкурентоспособность (не сможет предложить достаточно удобный сервис), так и возможность снизить операционные издержки.
На мой взгляд, именно в сфере развития каналов обслуживания клиентов ожидаются самые большие изменения. Во-первых, в результате оптимизации технологического процесса банковские офисы значительно сократят время обслуживания одного клиента. Одновременно в связи с развитием сети банкоматов, интернет-банкинга, телефон-банкинга и других каналов удаленных расчетов также существенно умень-шится необходимость посещать сервисные центры.
Правда, не все технологические нововведения получают популярность. Пример - reverse ATM's (банкоматы, с помощью которых можно не только получить деньги, но и зачислить деньги на свой счет) и другое оборудование, позволяющее полностью автоматизировать процесс сервиса клиентов. В настоящий момент подобные решения еще слишком дороги, потому что не дают возможности отклоняться от стандартных схем. Информационные интернет-киоски также используются недостаточно активно.
Прогнозировать дальнейшую эволюцию технологического оборудования в сфере retail banking достаточно сложно. Лично мне кажется, что быстрее будут развиваться возможности работы с банком из любой точки нахождения (через Интернет, GSM и т.д.), а не безличностное автоматизированное обслуживание в заранее заданных точках.