Проверяйте клеймо

Чтобы изготовить сервиз "Александрия" на шесть персон, мастерам ЛФЗ требуется шесть месяцев. Недавно подобный сервиз был приобретен Администрацией Президента России. Заодно был сделан заказ, который должен обеспечить фарфором Константиновский дворец в Стрельне. Впрочем, великое, как известно, лучше видится на расстоянии. Своим мнением о ломоносовском фарфоре с корреспондентом "Высшего класса" поделился знаменитый французский фарфорист Даниель Буатуа.
Даниель Буатуа

- Что привело опытного французского специалиста по фарфору в Россию?

- Фарфором я занимаюсь почти всю свою жизнь, с 1973 года. Я работал долгое время во Франции, в частности в компании Bernardaud. Это самый знаменитый производитель лиможского фарфора. Затем я работал в Бразилии, Китае, Португалии, был директором одной чешской фарфоровой фабрики. Два с половиной года назад ко мне обратились акционеры Ломоносовского фарфорового завода - их заинтересовали мой опыт и мои познания в фарфоровом производстве. Я принял их приглашение и с тех пор работаю в Петербурге - заместителем генерального директора ЛФЗ.

- Традиции французского и русского фарфора - одни из самых богатых в мире...

- Русский фарфор даже старше французского! Ломоносовский завод - одна из самых старых мануфактур в Европе. Например, фабрика в Севре была основана в 1749 году, а Ломоносовская мануфактура - в 1744-м, на целых пять лет раньше...

- И каково ваше впечатление от ломоносовского фарфора?

- Прежде всего, это предприятие с уникальной историей. Очень важно, что оно имеет огромный потенциал для развития. Был период, когда завод пребывал в известной экономической спячке, но тем не менее сегодня у него есть все возможности для роста. В частности, я как раз и вижу здесь свою роль в том, чтобы передать опыт в области технологий.

- Каких, если не секрет?

- Все технические вопросы производства. За последние 50 лет в производстве фарфора многое изменилось. Секретов особых нет, тем более что у Ломоносовского завода имеется грандиозный опыт в художественной области.

- А что конкретно нового произошло в эти 50 лет? Были придуманы новые рецепты, формулы?

- Нет. С этой точки зрения за последние 200 лет почти ничего не изменилось. Говоря об изменениях, я имел в виду эволюцию технического характера в целом. Советский Союз существовал изолированно, и очень многое было не востребовано. Люди здесь просто не знали, что происходит в мире. А секретов в фарфоре уже давно никаких не существует. Имеют значение только опыт, традиции, мастерство.

- То есть формула Виноградова как таковая осталась прежней?

- И да и нет. Контроль качества стал выше, пропорции доведены до совершенства. На ЛФЗ, например, разработана своя техника отлива фарфоровой массы - как специалист могу вам сказать, что она уникальна. Есть и другие эксклюзивные технологии. И потом, здесь работают настоящие мастера. Думаю, таких нет нигде в мире. В художественном отношении опыт ЛФЗ копирует вся Европа. Техника росписи золотом, ручная работа, декор, рисунки - все стараются делать это, как на Ломоносовском заводе.

- Известно, что в Лиможе тоже имеется богатый опыт росписи золотом.

- Честно? Никакого особого опыта росписи золотом у них нет. Уверяю вас, в этом отношении у Ломоносовского завода нет равных... Вам есть чем гордиться.

- Отлично! А как обстоит дело с опытом советских лет? Ведь в то время было создано тоже немало шедевров. Взять, к примеру, супрематистские сервизы 1920-1930-х годов...

- Это часть истории, от нее невозможно отмахнуться. Продолжаем выпускать сервизы с эскизами Малевича - они абсолютно ничем не отличаются от оригиналов. Мы всегда делали копии старинных сервизов и планируем увеличивать их выпуск. Какого века оригинал, значения не имеет.

- Похоже, вы отлично себя чувствуете в России?

- Это правда. Я работаю на ЛФЗ два с половиной года и уезжать не собираюсь. Мне здесь очень нравится, к тому же Петербург - такой красивый город!

- Расскажите подробнее о мастерстве петербургских фарфористов.

- Мастерство - вот оно! В каждой чашке, в каждой тарелке. Им можно лишь восхищаться.

- А подделывают много?

- Были проблемы. Год-два назад китайцы активно копировали некоторые наши сервизы и продавали их в Штаты. Мы подали в суд и выиграли дело. Все партии были изъяты, в Штатах на их продукцию наложили арест. Кстати, они неплохо подделывали.

- А как потребителю отличить фарфор ЛФЗ от поддельного?

- Перевернуть тарелку и посмотреть на клеймо. Китайцы, кстати, не подделывали наше клеймо, просто копировали рисунки, дизайн. Поэтому ищите клеймо ЛФЗ.

- И все? Может быть, есть какие-то параметры технического свойства?

- Безусловно, есть. Разница в качестве фарфора, тонкости, прочности, но главное - в аутентичности рисунка. Правда, неспециалист вряд ли сможет определить контрафактный товар. Проще всего - проверить клеймо. А с подделками надо бороться в судах.

- ЛФЗ производит только классический твердый фарфор?

- Почему же, есть еще костяной фарфор. Его производят здесь уже лет 40. Это отдельное производство, у него уже солидный опыт. На мой взгляд, ЛФЗ производит лучший в мире костяной фарфор. Исключительно тонкий, прозрачный и очень красивый. Это мое личное мнение.

- Чем ломоносовский фарфор отличается от лиможского?

- В Лиможе производят только твердый фарфор, а Ломоносовский завод, как было замечено, выпускает и твердый, и костяной. У ЛФЗ - богатая история, он никогда не закрывался, что само по себе феноменально. Но главное отличие - стиль. Лимож - это просто индустрия, их фарфор высокого качества, но что касается художественной ценности, то тут они не конкуренты, за исключением, может быть, Bernardaud и, пожалуй, еще Haviland. По моему убеждению, традиции ЛФЗ гораздо богаче, чем в Лиможе. С ЛФЗ может сравниться только севрский фарфор, но Севр никогда не был индустрией. А ЛФЗ - по сравнению со всеми остальными мануфактурами в Европе - сочетает в себе и мощное производство, и высочайший художественный уровень. Европейские мануфактуры, и в частности лиможские, либо утратили художественные традиции, о чем можно, конечно, сожалеть, либо вообще закрылись. А ЛФЗ сохранил наследие прежних эпох и по-прежнему аутентично воспроизводит все исторически знаменитые сервизы. Вы можете фактически взять в руки оригинал.

- Скажите, смена акционеров как-то повлияла на работу завода?

- Безусловно. Стало лучше. Хотя меня приглашали еще старые акционеры.

- И чем лучше новые?

- Они - россияне, а прежние владельцы были американцы. Этим и лучше.

- Американцы хуже разбираются в бизнесе?

- В фарфоре очень многое решает отношение к традициям. Русские по природе своей более чувствительны и разборчивы в стилистических тонкостях. Я это очень ценю в вашем народе. А в фарфоре это важно, особенно если вы имеете дело с такими традициями и историей, как у Ломоносовского завода. Так что я очень рад, что ЛФЗ перешел к российским акционерам.