Постсоветский романтизм

Тема недели
Москва, 26.05.2003
«Эксперт Северо-Запад» №19 (128)
Без дееспособной власти и четкой концепции развития Петербурга новый генплан повторит судьбу предшественника - останется лишь на бумаге

Городской комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) обещает этим летом представить общественности концепцию нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга на 2005-2025 годы. Как выразился председатель комитета Олег Харченко, это будет "своеобразный эскиз будущего генплана". В этом году планируется проведение депутатских слушаний по проекту концепции. В течение 2004 года она будет представлена на утверждение в Законодательное собрание и Госстрой РФ, после чего на ее основе уже начнется разработка основной части градостроительного документа. И только в 2006 году появится полноценный генплан.

Работы над этим документом ведутся уже более двух лет. Первоначально предполагалось, что город получит его уже к концу этого года. Но институт " Петербургский НИПИград", который в 2001-м был выбран на тендере как основной разработчик генплана, в эти сроки не уложился. По официальной версии, работы тормозились из-за их недостаточного финансирования (по расчетам специалистов КГА, на создание нового плана необходимо потратить 255 млн рублей, пока же потрачено не более 40 млн). По нашим же данным, у разработчиков просто нет возможности заняться конкретным проектированием: городская администрация до сих пор не обеспечила их не только ясными прогнозами экономического развития города на рассматриваемый период, но даже четкими целями своей политики в этой сфере на ближайшие 15 лет. А без такой информации писать новый градостроительный документ бессмысленно, так как он рискует остаться бумажным продуктом, не имеющим отношения к реальному положению дел в Петербурге.

Не в этой жизни

Нынешний генеральный план города был утвержден в 1987 году. Срок его действия истекает в 2005-м, но понятно, что он давно устарел. Отвечающий задачам социалистического строительства и ориентированный на его специфику, старый проект принципиально не учитывает ряд сторон жизни современного мегаполиса в новых условиях, в первую очередь - частную инициативу (например, в сфере жилищного строительства, городского транспорта и т.д.). Это главная проблема, устранить которую, не написав новый генплан, невозможно.

В КГА приводят и другие яркие примеры противоречий генплана 1987 года с новыми реалиями. Например, старый документ разрабатывался для Ленинграда и Ленинградской области как единого градостроительного объекта и содержал ряд мер, затрагивающих оба нынешних субъекта РФ. Хотя среди этих мер были вполне разумные и с современной точки зрения (например, вывод промышленных предприятий из центра города), ясно, что для их реализации полномочий городских властей сегодня недостаточно (предприятия планировалось выводить в область).

Помимо того, со времени разработки действующего генплана резко изменились "правила игры" в стране - у городской власти стало гораздо меньше денег и полномочий для реализации масштабных проектов. Все эти обстоятельства привели к тому, что, по сути дела, уже с 1991 года Петербург развивался не по генплану, и, по оценкам специалистов, этот градостроительный документ реализован не более чем на 7%.

Стратегия уплотнения

Разработчики нового документа осознают подобную опасность и для своего проекта. Хотя таких революционных изменений, которые происходили в предшествующий период, уже не ожидается, жизнь все же настолько динамична, что не позволяет, по их убеждению, планировать конкретные мероприятия больше чем на пять лет вперед. Поэтому заданный период (до 2025 года) разработчики разбили на четыре части.

Наиболее детально пункты генплана будут прописаны только до 2010-2011 годов. По результатам их выполнения появится вторая часть проекта - до 2015 года. Затем, соответственно, третий и четвертый этапы - до 2020 и 2025 годов. Как объясняют в КГА, если плановой экономике соответствовал генплан-директива, то в условиях рыночной экономики нужен другой документ - гибкий прогноз, позволяющий оперативно реагировать на изменение ситуации, предусматривающий в зависимости от этого различные варианты, или сценарии, действий. При таком подходе долгосрочное планирование неэффективно.

Вообще говоря, концептуальная основа нового генплана разработчикам задана. Предполагается, что в ближайшие 25 лет город не будет расползаться вширь, а начнется застройка пустующих и неэффективно используемых территорий. "Если прежние генпланы были планами экспансии, когда в два с половиной раза увеличилась территория города (появились новые районы: Муринский Ручей, Ржевка-Пороховые, Комендантский аэродром, Юго-Запад и т. д.), то в ближайшие годы нам предстоит разбираться с тем, что уже сделали. Новый документ - это генплан реконструкции: в одних местах будем уплотнять застройку, в других - наоборот, разуплотнять", - говорит руководитель "Петербургского НИПИграда" академик Владимир Назаров (он принимал активное участие в создании двух предыдущих городских генпланов). В пределах нынешних границ города, по некоторым оценкам, как минимум 40% территории не освоено, так что предпосылки для такой стратегии имеются.

Полицентризм

Исходя из "стратегии уплотнения", в концепции определены три основных направления городского развития. Первое посвящено транспортной инфраструктуре. Специалисты КГА считают, что для начала необходимо создать крепкий структурный каркас, "на который можно "наращивать" любую урбанистическую ткань, будь то жилые кварталы или коммунально-складские зоны". Этот "скелет" представляет собой систему удобных транспортных связей и, в частности, скоростных дорог непрерывного движения.

Второе направление - "выравнивание качества городской среды, освоение территориальных резервов промышленного пояса и "спальных" районов". Наконец, третье - формирование полицентрической структуры, ослабление нагрузки на Центральный район, перегруженный функциями (административными, экономическими, образовательными, культурными, досуговыми и т.д.), за счет образования нескольких субцентров. Предполагается сделать ставку на развитие Петроградской стороны, Васильевского острова и Приморского района как на альтернативные центры Петербурга. Это направление соответствует общеевропейской градостроительной тенденции развития старых мегаполисов, страдающих чрезвычайно осложняющим жизнь моноцентризмом.

Что касается программы конкретных действий в рамках определенных генпланом направлений, то о них пока известно не очень много, а те, что известны, еще не утверждены. И этот факт, судя по всему, волнует не только журналистов и горожан, но и губернатора Владимира Яковлева. На заседании городского правительства он прервал одного из разработчиков генплана и потребовал от него четких рекомендаций. "Да не надо общих рассуждений, - заявил он, - надо, чтобы вы сказали, что нам делать! Засыпать ли песком болота в городской черте или оставлять их для гнездования перелетных птиц? Расширять порт на Канонерском острове или расселять там жилые дома? И стоит ли, наконец, переселять зоопарк?"

Заводы - на окраины

О судьбе болот сведений в концепции нового генплана пока нет. Зато уже известно, что перенос Ленинградского зоопарка из исторического центра города не планируется. Он не просто остается на прежнем месте, но и развивается (в том числе территориально). В районе же озера Долгое, куда первоначально планировали вывести городской зверинец, предполагается построить новый "зоокомплекс". Так что к 2010 году в городе, возможно, будут работать сразу два зоопарка.

Из других заметных проектов, связанных с развитием исторического центра города, можно отметить планируемое "оживление" каналов вокруг Михайловского замка. По плану, к 2010 году в них уже появится вода и тем самым будет воссоздано первоначальное "обрамление" дворца Павла I. Проект этот странный и противоречивый. Как шутят некоторые архитекторы, если пойти дальше по пути историзма, то надо вообще разрушить Михайловский замок и "восстановить" на этом месте деревянный дворец Елизаветы Петровны. Интересно, что, одновременно с восстановлением "павловской ситуации", под площадью Коннетабля перед Михайловским замком планируется начать строительство торгового центра. Инфраструктура XVIII столетия будет сосуществовать вместе с "подземным новоделом" XXI века. Новый торговый комплекс должен появиться и прямо за Казанским собором.

Но главные изменения в центре Петербурга должны произойти в процессе вывода из него промышленных зон. Этот пункт будет занимать в новом генплане главное место. Предполагается, что в центральных районах освободятся значительные территории под жилищное строительство. Сегодня из 5,8 тыс. га исторического центра города 2,4 тыс. га занимают промышленные объекты. Они расположены в основном вдоль набережных и в пределах "первого промышленного пояса" вдоль Обводного канала, на Васильевском острове и по проспекту Стачек. Согласно концепции, в центральной части Петербурга должны остаться лишь предприятия судостроения, точной механики и оптики, энергетического машиностроения (их перенос требует неподъемных сейчас затрат). Все остальные виды промышленности в период действия нового генплана предполагается перевести на окраины города (данных о точном расположении новых промышленных зон, куда перенесут предприятия из центра, в КГА пока не предоставляют).

По мере перевода промышленных зон должны преобразоваться набережные (в жилые районы, а также деловые и досуговые центры). Особенно те, которые находятся на правом берегу Невы. Это Ушаковская, Выборгская, Арсенальная, Свердловская, Октябрьская набережные, набережная Пирогова и Малоохтинский проспект. Левобережные проекты охватывают прибрежные территории набережных Робеспьера и Адмирала Лазарева, а также Синопской, Смольной, Аптекарской, Песочной и Морской. Проекты их реконструкции связаны прежде всего с реорганизацией примыкающих к ним промышленных территорий. На Выборгской набережной предполагается разместить офисы и деловые центры (проект компании " Бекар").

Уже сейчас в КГА готовят к представлению на инвестиционно-тендерную комиссию объекты реконструкции территорий, прилегающих к Синопской набережной. По согласованию с "Ленэнерго" разрабатывается вопрос о реорганизации ТЭЦ-2. Перспективные для развития города территории вдоль Смольной набережной заняты сегодня объектами главной водопроводной станции "Водоканала СПб". Тем не менее там планируется заново освоить территории вдоль Водопроводного переулка и Орловской улицы.

Согласно генплану, к 2010 году преобразится территория в районе улиц Розенштейна, Шкапина и набережной Обводного канала. Администрация Адмиралтейского района совместно с компанией "ЛЭК" планирует расселение около 5 тыс. человек, проживающих здесь, снос аварийного жилья, снятие почвенного слоя и подготовку земель к новому строительству. Доминирующим направлением развития территории станет открытие бизнес-центров и торговых комплексов.

Прорвать затор

С Обводным каналом связан и главный транспортный проект генерального плана. Известно, что с набережными этой водной артерии связано сразу несколько проблем. Это и узкая проезжая часть, и нехватка многоуровневых развязок в напряженных транспортных узлах, и вынужденный перепуск движения с одного берега на другой. Отдельного упоминания заслуживают знаменитые американские мосты - путепроводы Октябрьской железной дороги, построенные еще в начале века, под которыми с завидной регулярностью застревают контейнеровозы.

Решений "проблемы Обводного" изначально предлагалось несколько. По городу даже ходили слухи, что канал вот-вот начнут засыпать. И эти разговоры имели под собой основания. Один из проектов предлагал перехватить стоки канала и отправить их на очистные сооружения, а русло сделать проездом. При этом предлагались следующие варианты: засыпать его вровень с набережными или же построить трассу по дну. Разработчики пошли на компромиссный вариант и предложили проект реконструкции набережной от Предтеченского моста до реки Волковки со строительством нового моста через нее. Планируется сооружение развязки с тоннелем у Атаманского моста (в силу большого грузопотока на этом участке) и создание трехуровневой развязки при выходе на проспект Обуховской обороны. Эта часть проекта названа приоритетной. Также предполагается построить развязки на пересечениях с Лермонтовским, Старо-Петергофским и Измайловским проспектами. Далее, после 2010 года, на самом Обводном планируется реконструировать железнодорожные мосты Витебского и Московского направления с увеличением габарита высоты не менее чем до 5 метров. Кстати, проблема с американскими мостами до сих пор не решена однозначно. В частности, в проекте заложено смелое предложение пройти виадуком над железнодорожными путями. Выполнение всего комплекса работ, необходимых для полноценного функционирования трассы Обводного канала, обойдется примерно в 2,5 млрд рублей.

В одной связке с реконструкцией Обводного рассматривается пробивка дублеров Московского проспекта: помимо уже утвержденного проекта продления Витебского проспекта предполагается реализовать давно обнародованный проект соединения Измайловского проспекта с Новоизмайловским, который впоследствии будет связан с Митрофаньевским шоссе, а оно, в свою очередь, - с Дунайским проспектом. Этот проект в генплане будет прописан как стратегически важный. Правда, окончание его планируют уже после 2010 года.

В целом транспортную часть генплана нельзя назвать сенсационной. Все предусмотренные ею проекты либо давно обсуждаются, либо уже начали реализовываться. Отдельной графой стоит в генплане развитие кольцевой автомобильной дороги (КАД) и прилегающих к ней территорий, где помимо прочего планируется разместить основные грузовые терминалы. КАД определяется как "магнит предпринимательской активности", многократно повышающий стоимость окрестных участков. Всего вокруг автодороги насчитывается около 6-7 тыс. га таких привлекательных земель - они учтены в концепции, но конкретных мероприятий по их использованию в документе пока не предусмотрено.

Запланировано в документе и строительство западного скоростного диаметра (до 2010 года будет сдана первая очередь - подходы к морскому порту с южных магистралей) и скоростного надземного экспресса на Юго-Западе Петербурга. Правда, не исключено, что сроки реализации последнего проекта сильно сдвинутся - администрация города так и не договорилась с канадскими инвесторами о его паритетном финансировании.

Интересно, что отдельная глава генплана будет посвящена развитию в городе системы водного такси. Чтобы осуществить проект, городские власти намерены уже к следующей навигации поставить под жесткий контроль частный извоз на реках и каналах.

Без ориентира

На данном этапе разработки генплана меньше всего информации о такой его составляющей, как планирование городского жилищного строительства. Известно лишь, что в генплане будет учитываться "перспективная тенденция, связанная с появлением компактных малоэтажных поселков в пригородной зоне". Кроме того, говорится о разработке сценария эволюции "спальных" районов, подробности которого пока не разглашаются.

Столь скудная информация о жилищном секторе в концепции основного градостроительного документа не случайна. Как говорят разработчики, город вообще может остаться без стратегии развития этой сферы из-за неопределенности в долгосрочных прогнозах основных социально-экономических показателей. Например, как говорит заместитель генерального директора ЗАО "Петербургский НИПИград" Владимир Аврутин, сильно затрудняет проектирование значительный разброс в прогнозировании величины такого важного показателя, как численность населения: оптимистический сценарий дает 4,7 млн человек, в то время как пессимистический - 4,1 млн человек.

Не устраивает разработчиков и отсутствие четкого прогноза развития различных отраслей экономики, без чего невозможно, по их мнению, предусмотреть выделение соответствующих территорий.

Судя по всему, разработчикам удается планирование лишь государственных объектов (определяемых и финансируемых властями). Те же аспекты развития города, которые плохо поддаются более или менее точному прогнозированию (например, ввиду их сильной зависимости от рыночной конъюнктуры), ставят разработчиков в тупик. По-видимому, это происходит потому, что они хотят совместить советскую технологию составления генплана (где все детально прописано, вплоть до конкретного жилого здания с определенным количеством квартир) с нынешними рыночными условиями, где многие вещи принципиально невозможно точно предсказать.

Впрочем, на эту объективную неопределенность накладывается и субъективная, связанная с отсутствием у петербургских властей четкой стратегии городского развития. А даже в тех случаях, когда власти знают, что надо делать (например, решать проблему Обводного канала, освобождать исторический центр от промышленности), у них нет представления о том, как именно достичь желаемой цели.

Более того, у нынешней администрации нет вообще и главного - политической воли и работоспособных механизмов реализации собственных решений. В реальной жизни город в значительной мере развивается сам по себе - нередко влиятельные люди что хотят, то и делают. А препятствия в виде противоречия официальной политике преодолеваются взятками и грубым лоббизмом (тоже, впрочем, замешанным на прямых или скрытых взятках). Так что без изменения самого стиля работы петербургской администрации генплан 2005 года вполне может стать символом "постсоветского романтизма", подобно тому, как его предшественника называют "шедевром советского романтизма".

Локальный взгляд

Городской генплан будет эффективен только после серьезного изменения подходов к его разработке. Любой градостроительный проект должен разрабатываться в тесной связке с четкой и определенной стратегией городского развития. Только в таком случае разработчики генплана могут правильно определить направления переноса тех или иных зон, освоения новых территорий и развития транспортных систем. Нынешний "Стратегический план Санкт-Петербурга" представляет собой винегрет из целей и задач, опираясь на который, как говорят специалисты, можно написать десятки кардинально различающихся вариантов генплана.

Между тем некоторые эксперты придерживаются мнения, что никакого всеобъемлющего генплана в традиционном, по сути советском, понимании сейчас вообще не нужно. Традиционный генеральный план - довольно жесткий директивный инструмент сильной и амбициозной власти во всех ее воплощениях, будь то монарх или генеральный секретарь. Он может эффективно работать, когда опирается на централизованное финансирование, идеологическую сверхзадачу, в пользу которой перераспределяют совокупный национальный продукт. В демократиях, особенно в период становления, иная динамика градообразующих процессов, другое количество их участников. Свободных "игроков" не заставишь "ходить строем", но можно показывать выгодные точки вложения капитала и формировать "правила игры".

Как показывает опыт Барселоны, Вены, Праги, лучше всего с этой миссией справляются так называемые локальные планы, которые формируются на уровне крупных городских муниципальных образований. Городская администрация в этих городах лишь регламентирует градостроительную деятельность и определяет стратегию развития общегородской инженерной и транспортной инфраструктуры, связывающей муниципалитеты между собой. Между тем в Петербурге с его неэффективной системой местного самоуправления, состоящей из 111 муниципальных округов, не имеющих ни собственности, ни серьезных прав, такая схема без проведения городской муниципальной реформы, конечно, обречена на провал.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама