Заложить основу

Москва, 18.08.2003
«Эксперт Северо-Запад» №29-30 (138)
Развивая услуги на основе технологии GPRS, сотовые операторы готовят своих абонентов к плавному переходу на мобильную связь третьего поколения

Технология "мобильного Интернета" GPRS (см. справку) давно на слуху не только у технических специалистов, но и у рядовых пользователей мобильной связи. Однако в Петербурге основные городские GSM-операторы приступили к ее коммерческой эксплуатации только весной-летом этого года. Будущее формирующегося городского рынка GPRS-услуг будет во многом зависеть от того, смогут ли петербургские компании учесть опыт западных коллег.

Первые шаги

Петербургские операторы делают первые шаги в коммерческом продвижении GPRS и окончательно не сформировали свои тарифные и сервисные предложения по этой технологии. Коммерческий GPRS заработал только в апреле этого года в сетях Северо-Западного "МегаФона". До этого почти четыре месяца компания тестировала услугу и предоставляла доступ к ней своим пользователям бесплатно. Сейчас "МегаФон" обнародовал расценки на так называемый "стандартный пакет" GPRS, который автоматически включен во все действующие тарифные планы. По "стандарту", стоимость "мобильного Интернета" будет рассчитываться исходя из объема переданной информации и составит от 0,4 доллара (в период с 8 утра до 24 часов) до 0,1 доллара за Мб (с 0 часов до 8 утра). При этом тарификация осуществляется по 100 кб. GPRS-WAP обойдется в 0,08 доллара за 10 кб круглосуточно. Стоимость мультимедийного сообщения (ММS) составляет 0,24 доллара. Как утверждает коммерческий директор Северо-Западного филиала "МегаФона" Николай Деменчук, стандартный пакет - временное предложение. К осени оператор сегментирует своих GPRS-пользователей и предложит каждой группе в зависимости от ее предпочтений свои тарифы на услугу. В первую очередь это будет касаться так называемых "тяжелых юзеров" (тех, кто активно пользуется услугой и регулярно скачивает большие объемы информации) и тех пользователей, которые работают с GPRS время от времени.

С 1 июля GPRS заработал в коммерческом режиме у петербургского " Би Лайна". Услуга в тестовом режиме была доступна с момента начала работы оператора в городе, а через три месяца на нее были введены первые коммерческие тарифы. Желание "Би Лайна" развивать эту услугу опережающими темпами объясняется просто. Во-первых, компания последней из крупных общенациональных операторов вышла на петербургский рынок и, чтобы быстро заявить о себе, ей потребовалось ввести весь спектр потенциально привлекательных для абонентов услуг. Во-вторых, как говорит руководитель группы развития продуктов Северо-Западного региона петербургского филиала " Би Лайн GSM" Виктор Ловчиков, уложиться в короткие сроки помог бэкграунд федеральной компании, которая начала работать с GPRS в Москве еще летом 2001 года. "Би Лайн" в Петербурге предлагает безлимитные GPRS - Internet и GPRS-WAP с абонентской платой 7 и 3 доллара в месяц соответственно. Прием и передача MMS в петербургской сети "Би Лайна" пока ведется только в тестовом режиме. Как говорит Виктор Ловчиков, тарифы, в зависимости от спроса на услуги, через какое-то время могут измениться. Скорее всего, рано или поздно петербургский филиал пойдет по московскому пути и введет помегабайтную оплату трафика.

Брать деньги за пользование GPRS начала и компания МТС. Бесплатная тестовая эксплуатация длилась с февраля, а в конце июля оператор представил тарифный план на эту услугу. Как и у "МегаФона", плата будет рассчитываться исходя из объема переданной информации и составит от 0,25 доллара (в период с 8 утра до 22 часов) до 0,17 доллара за Мб (с 22 часов до 8 утра). Компания также ввела безлимитный тариф на GPRS-WAP, за его использование нужно будет вносить ежемесячную абонентскую плату 2,99 доллара в месяц. Учитывая, что одна Интернет-страница, полученная на экран мобильного телефона, весит не более 2 кб, абоненту МТС, чтобы оправдать затраты, придется просматривать ежемесячно около 200 таких файлов. "Решающим фактором в конкурентной борьбе за пользователей GPRS-услуг является скорость передачи данных, доступная в сети (у нас она составляет порядка 3,5-4 кб/с). Также немаловажную роль играют широта охвата GPRS-покрытия и удобство тарифов. Именно исходя из этого мы и стремились действовать, выводя услугу на рынок", - говорит начальник службы маркетинга " Телеком XXI" (дочерняя компания МТС на Северо-Западе) Вадим Злобин.

Технологичное оружие

Такое внимание операторов к GPRS обусловлено жесточайшей конкуренцией на рынке мобильной связи. Во всем мире в условиях насыщения рынка сотовые компании в борьбе за новых абонентов начинают делать ставку на продвижение неголосовых дополнительных услуг. Один из основных таких сервисов - GPRS, и именно он способен, по мнению многих аналитиков, повысить конкуренто-

способность операторов. Петербургский рынок не исключение. Как говорит Николай Деменчук, рано или поздно качество и уровень покрытия сотовых сетей нивелируются и операторы действительно начнут конкурировать на рынке дополнительных услуг: "И то, что мы первыми в регионе стали работать с этой технологией, во многом гарантия того, что лидерство на петербургском сотовом рынке сохраним и в будущем".

Число пользователей новой услуги сегодня относительно невелико - как говорят в "МегаФоне", около 10% абонентов, т.е. как минимум 100 тыс. абонентов, хотя бы раз использовали услуги на основе GPRS (из них активных - около 30%). Но, если учесть молодость GPRS в Петербурге и скорость популяризации инноваций в России, можно предположить, что уже в следующем году количество пользователей вырастет минимум до 30-40%. У "Би Лайна" из 75 тыс. абонентов GPRS используют около 4 тыс. Известно также, что из более чем 3 млн абонентов московского "Би Лайна" только 60 тыс. активно пользуются GPRS. Соответственно, пока невысока и коммерческая эффективность технологии. Так, московский "Би Лайн" зарабатывает на GPRS около 10% своего годового дохода.

Пока, как утверждают представители компаний, тормозом роста пользователей GPRS является небольшое число мобильных телефонов, поддерживающих GPRS. Всего их в России продается не более 35% от общего числа телефонов. А "мобильников", которые могут работать с MMS, и того меньше - не более 10%. Эта проблема, конечно, в скором времени решится: производители уже наращивают выпуск телефонов с поддержкой GPRS, а пользователи постепенно меняют старые телефоны на более совершенные. Однако мировая практика показывает, что одного этого фактора недостаточно, чтобы GPRS стала массовой услугой. При дальнейшем развитии технологии петербургским компаниям необходимо учитывать опыт западных "сотовиков".

Три шага к победе

Анализ ситуации, проведенный консалтинговой фирмой Strand Consult, сделанный по заказу ряда западных операторов, показал, что зарубежные сотовые компании при продвижении GPRS допустили несколько ошибок. И главная из них - неверная ценовая политика. В частности, были проанализированы тарифные предложения европейских операторов mmO2, Vodafone, Orange, T-Mobile.

По мнению Strand, эти компании допустили стратегический просчет, оценивая стоимость каждого мегабайта трафика в постоянную сумму, вместо того чтобы диверсифицировать тарифы. Пользователя интересует не столько уровень цен (он у всех примерно одинаковый), сколько четкая и понятная сегментация тарифов, ориентированных на разные потребности. Только диверсифицированные тарифы на GPRS будут привлекательны для пользователей, утверждает Strand Consult. Как считают аналитики, выход - в использовании системы биллинга, аналогичной той, что успешно работает в Корее. Там при закачке мультимедийного контента трафик стоит дешевле, при закачке текста - дороже. Кроме того, в Корее трафик оценивается пакетами по полкилобайта - таким образом пользователям легче ориентироваться в том, сколько и за что они платят.

Сегодня есть технологические решения, которые позволяют проводить дифференцированный биллинг услуг GPRS, и операторам необходимо скорее применять их на практике. Тогда у GPRS будет надежда на благополучное будущее - резюмирует Strand. Судя по тому, как развивается ситуация с GPRS-тарифами у нас, российские компании вполне могут избежать ошибок европейцев. По крайней мере за это говорят и намерения " МегаФона" уйти от единого стандартного тарифа, и покилобайтная тарификация у МТС.

Второй просчет европейских компаний лежал в маркетинговой плоскости. На это, например, указывает британская консалтинговая фирма Analysys. Западные операторы много внимания уделяли меркетинговому продвижению непосредственно самой технологии, объясняя пользователям ее технические преимущества (скорость, параметры сети и т.д.). Между тем, как утверждает Analysys, "операторы должны понять, что брендинг основывается на опыте пользования, а не на технологии". Потому сотовые компании должны "уверить пользователей в удобствах GPRS, избегать чрезмерного использования технических терминов и впечатлить абонента, сместив акцент с продвижения технологии на продвижение конкретных услуг на ее основе". Именно по такому пути идет "МегаФон". Например, оператор продвигает не столько технологию передачи мультимедийных сообщений MMS, сколько услугу "MMS-Открытка", и не саму технологию GPRS-WAP, а ее информационное наполнение (например, очень популярный сервис "Атлас города" - возможность получить на мобильный телефон атлас города, искать на нем объекты по адресу, масштабировать их и т.д.). У остальных петербургских операторов такие услуги должны появиться к концу года.

Наконец, третий важный фактор успешного развития GPRS - обязательная ориентация не только на массовый, но и на корпоративный рынок. У российских операторов есть такой опыт. В московской сети "Би Лайн" больше года действует услуга "корпоративный GPRS-доступ". С ее помощью мобильный телефон становится универсальным средством доступа к любым видам корпоративных ресурсов: к базам данных и системам удаленного мониторинга информации, к корпоративной почте и приложениям. В петербургской сети эта услуга, по словам Виктора Ловчикова, тоже "разрабатывается", но о конкретных сроках ее запуска в компании пока не говорят. Северо-Западный "МегаФон" продвигает GPRS на корпоративном рынке c помощью недавно введенного тарифа "Телеметрия", который включает специальные условия передачи данных и текстовых сообщений, при отсутствии голосового трафика. Предложение позволяет осуществлять мониторинг удаленных объектов и получать быстрый доступ к показаниям приборов и технических устройств (банкоматов, систем управления и сбора информации) в случаях, когда нет необходимости использовать голос, и сможет стать альтернативой традиционным диспетчерским системам на базе проводных соединений.

Промежуточный этап

Несмотря на то что российские операторы активно используют опыт западного телекоммуникационного бизнеса в продвижении GPRS, определять перспективы технологии пока рано. Рынок GPRS-услуг только формируется, и как поведет себя по отношению к ним рядовой российский пользователь сотовой связи, пока сказать нельзя. Хотя операторы настроены оптимистично. "Уже сейчас у нас очень неплохие темпы роста числа пользователей технологии, даже учитывая относительно небольшое количество телефонов, поддерживающих GPRS, и активных пользователей Интернета. В ближайшее время с падением цен на мобильные телефоны, поддерживающие GPRS, и ростом количества дополнительных услуг на базе этой технологии все большее количество абонентов, относящихся к различным целевым группам, будут использовать GPRS, даже не задумываясь о том, с какой технологией они работают и как она называется", - говорит Вадим Злобин.

С этим согласен и Виктор Ловчиков: "Давайте посмотрим на развитие связи. Сначала была проводная связь. Потом появился мобильный телефон. Потом все большую роль начала играть передача данных. То есть трафик, который передается по каналам связи, теперь гораздо меньше состоит из голоса, чем, например, два года назад. Голосовые услуги теснит обмен неголосовой информацией. Отсюда видно, что GPRS является технологией, которая находится на стыке этих двух процессов: всеобщей мобилизации и роста потребностей в обмене данными. Можно считать, что сейчас эта услуга на волне спроса. Главное - правильно этот спрос удовлетворить".

В любом случае, GPRS может стать "исторической технологией" для GSM-операторов. GPRS рассматривается как мостик к сетям третьего поколения, как промежуточный этап между 2G и 3G. Уже в следующем году Минсвязи, возможно, начнет выдавать лицензии на строительство сетей третьего поколения UMTS, а сейчас операторы исследуют их возможности. В Петербурге опытную зону UMTS поддерживает "МегаФон". Кстати, скорость передачи данных в сетях 3G будет около 400 кб/с, что в три раза выше, чем все сегодняшние предложения. Как говорит Николай Деменчук, сети третьего поколения ориентированы, как и GPRS, на передачу данных: "Можно говорить о том, что, развивая GPRS, мы готовим наших абонентов к плавному переходу в сети третьего поколения. И от того, как поведут себя пользователи по отношению к GPRS, во многом зависит будущее UMTS в России".

Санкт-Петербург

Что такое GPRS?

Технология пакетной передачи данных по радиоканалу. GPRS (General Packet Radio Service) - это своеобразная надстройка над сотовой GSM-сетью, которая позволяет передавать данные на существенно более высоких скоростях, чем в обычной сети.

Для пользователя основная возможность GPRS - мобильный доступ в Интернет. Суть услуги заключается в организации постоянного подключения к Интернету через телефон, поддерживающий технологию GPRS. Телефон выступает в данном случае фактически как модем, который подсоединяется с помощью кабеля, инфракрасного порта, или оборудование BlueTooth подсоединяется к компьютеру любого типа: будь то ПК, ноутбук или электронный органайзер. Таким образом, посредством GPRS абонент имеет возможность просматривать HTML-страницы, перекачивать файлы, работать с электронной почтой и любыми другими ресурсами Интернета. В GPRS максимально возможная скорость передачи данных составляет 171,2 кбит/с. В реальности эта скорость у GSM-операторов составляет сейчас не более 40 кбит/с.

Кроме того, с помощью GPRS можно работать еще с двумя популярными "подтехнологиями" - WAP и MMS. WAP (Wireless Application Protocol) - это протокол беспроводного доступа к некоторым ресурсам Интернета непосредственно с дисплеев мобильных телефонов. Абонент нас своем мобильнике получает возможность просматривать специальные WAP-сайты, которые располагаются на web-серверах и представлены в специальном формате WML (Wireless Markup Language). Этот язык разметки специально адаптирован под возможности мобильного телефона - двухцветную графику, маленький экран и небольшую память. MMS (Multimedia Messaging Service) обеспечивает возможность передачи цветных картинок и фотографий с одного телефона на другой, а также создания сообщения, состоящего из фотографий или просто графических изображений, сопровождаемых музыкальным фоном.

GPRS считается технологическим промежуточным этапом эволюции нынешних GSM-сетей к сетям третьего поколения UMTS (Universal Mobile Telephone System), которые позволяют передавать информацию уже на скоростях до 384 кбит/с.

У партнеров

    Реклама