Уроки акробатики

Спецвыпуск
Москва, 24.11.2003
«Эксперт Северо-Запад» №44 (153)
Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов умело балансирует между региональными группами интересов. Однако на следующих выборах, которые состоятся в марте 2004 года, он может столкнуться с серьезной конкуренцией

В отличие от многих регионов, в которых политическая борьба носит преимущественно подковерный характер, в Мурманской области она ведется достаточно открыто. В областной Думе существует несколько фракций и депутатских групп, одна из которых постоянно оппонирует администрации. Выборы руководства местной "Единой России" сопровождались публичной борьбой за лидерство в региональном отделении партии. Газеты, выражающие интересы оппозиционных губернатору групп, открыто критикуют его политику и полны политических выпадов, впрочем, не всегда понятных стороннему наблюдателю. Выборы мэра Мурманска, прошедшие в сентябре этого года, были отмечены ожесточенной пиар-кампанией и привели к расколу в лагере губернатора.

Возможно, причиной динамизма мурманской политики является то, что в Мурманской области представлены многие группы влияния, интересы которых далеко не всегда совпадают. Во-первых, это крупные компании - в регионе работают как минимум семь корпораций и финансово-промышленных групп федерального значения (" Норильский никель", СУАЛ, Группа МДМ, " Северсталь", " ФосАгро", РАО ЕЭС, " Росатом"). Во-вторых, политические партии (наиболее заметны "Единая Россия" и Народная партия), за которыми чаще всего скрываются те или иные частные интересы. Не стоит забывать и о военных (Северный флот, пограничники, подразделения Ленинградского военного округа, которые базируются в области), а также о представителях малого и среднего бизнеса, особенно в сфере рыбодобычи и переработки. Пересечение различных экономических и политических интересов способствует возникновению пространства для публичной политики.

Черт из табакерки

Политическая борьба в Мурманске обострилась во время выборов в областную Думу, состоявшихся в декабре 2001 года. Предыдущий созыв Думы не был замечен в особой политизированности, что вообще характерно для многих региональных легислатур. В Республике Коми, Архангельской и Новгородской областях большинство депутатов если не прямо подконтрольны главе региона, то по крайней мере предпочитают не вступать с ним в открытый конфликт. Партийные интересы в региональных депутатских собраниях в большинстве случаев выражены слабо.

Однако в новом составе мурманской областной Думы разделение по партийному принципу произошло достаточно быстро. 12 депутатов - половина думского корпуса - вошли в депутатскую группу "Народный депутат Мурмана", оппозиционную по отношению к областной администрации и губернатору Юрию Евдокимову. Костяк группы "Народный депутат Мурмана" составили члены Народной партии, сразу занявшей заметное место на региональной политической сцене, причем явно непропорциональное ее известности и электоральной базе. Кульминацией противостояния "нардепов" и губернатора стала "бюджетная война": в конце 2002 - начале 2003 года депутаты под разными предлогами блокировали принятие предложенного администрацией бюджета области на 2003 год. В результате бюджет был принят только в начале марта, а "нардепам" удалось заявить о себе как о влиятельной группе и добиться некоторых уступок со стороны губернатора.

Появление в областной Думе сильной группы депутатов, представляющих Народную партию, не было случайным. Их избирательная кампания в 2001 году велась и финансировалась из единого штаба. Этот штаб, образованный вокруг Центра социальных и правовых исследований (ЦСПИ) и газеты "Норд-Весть Курьер", возглавил приехавший из Москвы политический консультант - 35-летний (на тот момент) Ренат Карчаа, который и руководил избирательной кампанией "нардепов". Карчаа родился в Сухуми, где в конце 1980-х участвовал в абхазском национальном движении и некоторое время был помощником абхазского лидера Владислава Ардзинбы. В начале 90-х Карчаа стал депутатом Верховного Совета Абхазии, однако в 1994 году переехал в Москву, где и начал карьеру политического консультанта.

Карчаа, который провел кампанию "нардепов" в агрессивном стиле, удалось добиться успеха - если не контрольный, то по крайней мере блокирующий пакет в областной Думе был завоеван. В предвыборной кампании использовалась определенная идеология, основой которой стал "антиолигархический" мотив. По словам самого Карчаа, акцент делался на то, что Мурманской области, разделенной на части различными ФПГ (действительно, каждая ФПГ контролирует определенный район вокруг крупных промышленных предприятий), необходима "объединяющая идея". Кандидаты в "народники", по свидетельству Карчаа, отбирались по принципу "самодостаточности", читай - независимости от крупных бизнес-структур. Анализ биографий депутатов Думы показывает, что в составе "Народного депутата Мурмана" преобладают врачи, журналисты, военные, бывшие главы муниципальных образований и практически нет представителей бизнеса, в то время как в составе фракции "Единая Россия" и депутатской группы "Единый Мурман" (союзников "единороссов") представителей крупных компаний едва ли не большинство.

Невидимая рука

Однако Карчаа в этой кампании выполнял лишь функции наемного менеджера, а за его спиной стоял другой человек - московский бизнесмен Павел Кадушин. Именно Кадушин финансировал создание ЦСПИ и "Норд-Весть Курьера" и предвыборную кампанию "нардепов" в целом (по слухам, которые, впрочем, невозможно проверить, некоторые кандидаты в депутаты получили значительные суммы за согласие встать под знамена Народной партии). Присутствие режиссера за спинами мурманских "народников" является в области своего рода секретом Полишинеля: о нем знают практически все в региональной политической и экономической элите, однако открыто эта тема не обсуждается.

Президент клуба выпускников московского физтеха, Павел Кадушин сейчас работает заместителем директора ФГУП " Росспиртпром" (крупнейшей в России водочной компании) и одновременно является председателем совета директоров ЗАО " Концерн РРС" и петербургского завода "Красный Выборжец". С 1996 по 2001 год он был заместителем генерального директора по финансовым вопросам "Норильского никеля". В течение некоторого времени Кадушин возглавлял Кольскую ГМК. По некоторым данным, он связан с федеральным руководством Народной партии, что и повлияло на идеологическую и политическую ориентацию формировавшейся в Мурманской областной думе группы влияния.

Причины заинтересованности Кадушина в Мурманской области неясны, но они, судя по всему, носят экономический характер. Несмотря на "антиолигархический" пафос "нардепов", едва ли задачей этой группы является передел собственности в регионе, хотя в случае их победы некоторый пересмотр отношений с крупными корпорациями возможен. Не исключено, что интересы Кадушина лежат в области высокодоходного рыбного и крабового промысла, в котором сейчас нет ярко выраженных лидеров: добычу ведут около 80 флотов, в большинстве своем мелких.

Скорее всего, выборы в областную Думу были для "народников" лишь частью политической кампании, главная цель которой - победа на губернаторских выборах в марте. Потенциальным оппонентом Евдокимова на этих выборах долгое время считался мэр Мурманска Олег Найденов, пользовавшийся популярностью в области и конфликтовавший с губернатором. Известно, что "народники" вели с ним переговоры о поддержке. Однако летом этого года Найденов умер.

Весной 2002 года "народников" из-за разногласий с Павлом Кадушиным покинул Ренат Карчаа. Он вернулся в Москву, однако в следующем году вновь получил приглашение приехать в Мурманск - на этот раз со стороны губернаторской команды. Евдокимов сумел преодолеть старые обиды (в свое время он даже подавал в суд на Карчаа за клевету, однако затем иск был отозван) и предложил Карчаа пост вице-губернатора. Основными обязанностями Карчаа стали проведение информационной политики и подготовка к думским и губернаторским выборам, а также кураторство над областной Думой. Евдокимов резонно решил, что у Карчаа, принимавшего самое активное участие в формировании группы "нардепов", легче получится найти с ними общий язык.

После смерти Найденова у мурманских "нардепов" нет кандидата, который мог бы составить конкуренцию Евдокимову. Поэтому, вероятнее всего, поиски подходящего кандидата в губернаторы продолжатся. Не исключено (хотя маловероятно), что им станет сам Кадушин. Ходят слухи об участии в выборах некоторых московских политиков, таких как Сергей Глазьев или Павел Бородин.

Впрочем, возможно, Евдокимову удастся до выборов найти компромисс со своими оппонентами в Думе. По крайней мере приезжавший летом в Мурманскую область лидер Народной партии Геннадий Райков отмежевался от антигубернаторской позиции регионального отделения партии, охарактеризовав ее как частную точку зрения. "Народники" не приняли участия в выборах мэра Мурманска, последовавших за смертью Найденова, и не заявили своего кандидата по одномандатному округу на выборах в Госдуму (подчиняясь федеральному руководству партии, они уступили округ кандидату от "Единой России" Игорю Чернышенко). Да и накал критики губернатора со времен "бюджетной войны" заметно уменьшился. Евдокимов известен своим умением искать и находить компромиссы - не исключено, что у него получится договориться и на этот раз.

Сдержки и противовесы

Стремление губернатора выстраивать системы сдержек и противовесов, лавируя между различными группами влияния и отдельными людьми, в полной мере проявилось на досрочных выборах мурманского мэра, состоявшихся в сентябре 2003 года. Первоначально Евдокимов поддержал выдвижение сразу двух человек, считавшихся членами его команды: вице-губернатора Геннадия Гурьянова (который в итоге и стал мэром) и мурманского предпринимателя и лидера общественного движения "Кольское собрание" Андрея Горшкова. Затем, однако, последнему предложили снять свою кандидатуру в пользу Гурьянова. Когда Горшков отказался сделать это, против него была развязана ожесточенная кампания, которой руководил новый вице-губернатор Ренат Карчаа. Ее главным мотивом стали обвинения Горшкова в связях с криминалом (у ранее судимого Горшкова, по слухам, действительно имеется некоторый "силовой" ресурс, что, впрочем, не помешало ему на протяжении почти десяти лет быть одним из ближайших соратников Евдокимова). Генсовет "Единой России" исключил Горшкова из партии, а начальник областного УВД сделал специальное заявление по поводу криминала, рвущегося во власть.

Впрочем, одновременно губернатор отстранился и от Гурьянова и оказал поддержку двум другим кандидатам - исполняющему обязанности мэра Мурманска Владимиру Гноевскому и заместителю директора Мурманского морского рыбного порта Валентину Балашову. Однако непосредственно перед днем голосования, когда победа Гурьянова стала очевидной, Евдокимов вновь демонстративно поддержал его - в ходе предварительного голосования перед телекамерами отдал свой голос за Гурьянова. Впрочем, почти сразу после избрания Гурьянов тяжело заболел: ему сделали операцию в Германии, где он и проходит сейчас курс восстановления. Обязанности мэра Мурманска исполняет заместитель Гурьянова Михаил Савченко.

Евдокимов отказался занять четкую позицию и на выборах руководителя областного отделения "Единой России", на которых развернулась острая борьба между депутатом Госдумы Игорем Чернышенко и руководителем аппарата областной администрации Валерием Будаговским. Переменчивая позиция губернатора привела к тому, что ни одному из кандидатов не удалось одержать верх и лидером стал сначала депутат Госдумы Владимир Журавлев, а затем - руководитель фракции "единороссов" в областной Думе Валерий Горин (числившийся ранее в рядах Народной партии). При этом Евдокимов, несмотря на то что он согласился на выборах в Госдуму возглавить региональный список "Единой России" (который включает Мурманскую, Калининградскую области и Республику Карелия), сохраняет по отношению к "единороссам" определенную дистанцию, не отказываясь от взаимодействия с другими партиями (например, с КПРФ).


Юрий Евдокимов

Политику сдержек и противовесов Евдокимов проводит и в собственной администрации. Правительство области не представляет собой единой команды - каждый из влиятельных чиновников имеет собственный взгляд на политическое и экономическое развитие региона. В целом в администрации представлены разные группы интересов, при этом ее кадровый состав часто меняется. Например, некоторые заместители губернатора с явным неудовольствием восприняли решение Евдокимова о назначении Карчаа, который был наделен довольно широкими полномочиями. В правительстве представлены крупные компании, работающие в регионе, такие как " Апатит" (Владимир Мотлохов) и КГМК (Виктор Миллер). В то же время Евдокимов оставил в администрации заместителя руководителя департамента экономики Александра Рузанкина, которого связывают с Горшковым.

Семеро на одного

Похожим образом губернатор выстраивает свои отношения с крупными компаниями, работающими в регионе. На выборах 1996 года Евдокимов баллотировался при поддержке "Норильского никеля" и АФК "Система" (в 1993-1996 годах он был генеральным директором мурманского филиала АФК "Система"), в то время как его основного конкурента - действующего в то время губернатора Юрия Комарова - открыто поддерживал "Апатит" (компания, в свое время входившая в промышленную группу ЮКОСа, однако затем проданная ЮКОСом близким к корпорации менеджерам). В 1996-1998 годах именно "Норильский никель" был наиболее приближенной к администрации компанией, а губернатор даже входил в его совет директоров.

Затем приоритеты поменялись. Отношения губернатора с "Апатитом" стали налаживаться, и вскоре именно эта компания получила наибольшие преференции в отношениях с областной администрацией, а в области сформировалась влиятельная "апатитская группа", которую возглавляет председатель совета директоров "Апатита" Сергей Федоров. В группу также входят бывший менеджер "Апатита", ныне член Совета Федерации от Мурманской администрации Андрей Гурьев, считающийся одним из наиболее эффективных региональных лоббистов в Совете Федерации, депутат Госдумы Игорь Чернышенко, заместитель губернатора Владимир Мотлохов, депутаты областной Думы Валерий Горин и Олег Алексеев, главы администраций городов, в которых расположен "Апатит".

Впрочем, позиции "апатитской группы" могут ослабеть в связи с разворачивающейся федеральной кампанией против ЮКОСа (формально "Апатит" не имеет к ЮКОСу никакого отношения, однако неформальные связи сохраняются; кроме того, именно расследование приватизации "Апатита" стало поводом для выдвижения обвинений в адрес одного из топ-менеджеров группы " Менатеп" Платона Лебедева). Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский даже является куратором Мурманской области со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей (в РСПП предприниматели сами выбирают себе "подшефные" регионы). Однако эта инициатива Ходорковского, скорее всего, была связана не с "Апатитом", а с планами строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск, лоббировавшегося компанией до начала преследования ее руководителей.

Несмотря на сильное влияние "апатитской группы", Евдокимова нельзя ассоциировать исключительно с ней. На губернаторских выборах 2000 года на стороне Евдокимова выступили и "Апатит", и "Норильский никель", что позволило ему одержать убедительную победу, набрав 84% голосов (основным соперником Евдокимова был бывший губернатор Юрий Комаров).

После выборов отношения Евдокимова с "Норникелем" и КГМК стали прохладнее. Отчасти это связано с падением цен на никель на мировом рынке и, как следствие, стремлением компании оптимизировать финансовые потоки. В 2001 году КГМК перерегистрировала компанию в Москве и потребовала от руководства области вернуть бюджетный долг за переплату в 2000 году налога на прибыль в размере 400 млн рублей. Впрочем, отношения губернатора с КГМК никогда не переходили грань, после которой их можно было бы назвать враждебными. В конце 2002 года Евдокимов провел переговоры с генеральным директором КГМК Евгением Романовым, а в феврале 2003 года губернатор и КГМК подписали соглашение, регулирующее порядок уплаты налога на прибыль в областной бюджет. После встречи Евдокимова с генеральным директором "Норильского никеля" Михаилом Прохоровым, прошедшей несколько месяцев назад, отношения с КГМК, по мнению наблюдателей, заметно улучшились.

Непросто поначалу складывались отношения Евдокимова и Группы МДМ, которая в 2000 году приобрела 36% акций Ковдорского ГОКа. Администрация области пыталась воспрепятствовать проведению аукциона по федеральному и региональному пакетам акций и не допустить перехода комбината под контроль МДМ. Однако в 2001 году МДМ все-таки выкупила федеральный пакет акций ГОКа и областная администрация не стала упорствовать, по сути, уступив МДМ и свой пакет. Отношения между Евдокимовым и МДМ скоро наладились. Недавно в Москве состоялась встреча Евдокимова и генерального директора Группы МДМ Андрея Мельниченко, на которой обсуждались перспективы сотрудничества между компанией и администрацией, особенно в отношении содержания городской инфраструктуры Ковдора.

В 2003 году администрация вступила в достаточно жесткий конфликт с компанией "Колэнерго", которая начала показательные отключения неплательщиков. Действия "Колэнерго" стали предметом судебного разбирательства. В результате практика отключений была осуждена, а "Колэнерго" обязали выплатить компенсации пострадавшим.

Пан или пропал?

Регулярное сотрудничество между областной властью и крупным бизнесом ведется довольно активно. Губернатор провел встречи с Прохоровым и Мельниченко, несколько раз встречался с Анатолием Чубайсом и обсуждал энергетические проблемы. Администрация области участвовала в переговорах с компанией "Северсталь" по поводу судьбы Оленегорского ГОКа; в результате компания приняла решение строить подземный рудник, вместо того чтобы закрывать комбинат, что привело бы к краху города, для которого ГОК является градообразующим предприятием (см. "Эксперт С-З" 43 от 17 ноября 2003 года).

Основным вопросом, в решении которого компании зависят от областной власти, являются тарифы на электроэнергию. Энергоемкие предприятия заинтересованы в низких ценах на энергию, а губернатор может оказывать непосредственное влияние на процесс определения тарифов. "С энергетиками губернатор нам помог договор заключить, его вклад там, конечно, весомый", - говорит заместитель гендиректора КАЗа Владимир Оксин (КАЗ несколько лет назад заключил договор на фиксированную стоимость электроэнергии). "Отношения с администрацией нормальные", - говорит генеральный директор Оленегорского ГОКа Виктор Васин. В свое время администрация вмешалась в конфликт между акционерами ГОКа ("Северсталью" и миноритарным акционером - компанией "Ваш финансовый попечитель" Василия Бойко), выступив на стороне "Северстали" против Бойко, преследовавшего, по мнению экспертов, спекулятивные цели. "Можно сказать, что администрация помогла нам выдержать эту битву с Бойко", - утверждает Васин. На уровне областной администрации решаются проблемы землеотводов, а иногда и взаимодействия с бизнес-партнерами. ("Администрация сводит нас с другими предприятиями, если не можем договориться, - свидетельствует Васин. - Впрочем, это редко происходит, обычно мы договариваемся".)

Однако основная проблема мурманской администрации в отношениях с крупными компаниями заключается в том, что власти не хватает отчасти полномочий - отчасти политической воли, чтобы добиться более выгодных условий для области. Налоговые отчисления в областной бюджет, перечисляемые крупными предприятиями, из года в год падают (см. подробнее в статье "Бегущие капиталы", стр. 14). "Губернатор и правительство провели переговоры с рядом финансово-промышленных групп, - говорит первый вице-губернатор Сергей Никитаев. - И достигнуты определенные положительные результаты. Однако у нас не так много рычагов воздействия на эти предприятия".

Примерно о том же говорит директор ЦСПИ Дмитрий Коваленко: "В отличие от таких крупных регионов, как Красноярский край, в Мурманской области почти полностью отсутствует система договорных отношений между ФПГ и регионом".

Лояльность власти по отношению к крупным компаниям, отсутствие жесткого давления на них Евдокимов стремится конвертировать в политическую поддержку на грядущих выборах. По большому счету, у него есть основания на это надеяться: руководители предприятий утверждают, что у них нет проблем в отношениях с областной властью. В то же время ряд наблюдателей утверждают, что политика лавирования между различными компаниями, которой вынужденно придерживается Евдокимов, приводит к возникновению некоторых противоречий в отношениях с каждой из них. Поддержка на выборах со стороны бизнеса, на которую рассчитывает Евдокимов, не так уж однозначна.

По некоторым сведениям, даже внутри наиболее близкой к администрации "апатитской группы" существуют разные взгляды по поводу необходимости продолжения сотрудничества с действующим губернатором. По всей видимости, позицию бизнеса в конечном счете будут определять предвыборные шансы Евдокимова и наличие у него сильных конкурентов. Если рейтинг губернатора останется высоким (сейчас он находится примерно на уровне 50%), а у его оппонентов будет мало шансов на успех, бизнес поддержит Евдокимова. В противном случае позиция губернатора, по возможности избегающего открытого столкновения, но при этом не удовлетворяющего полностью интересы ни одной из групп, может стать более шаткой.

Мурманск - Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама