Не кричи: "волки!"

Пятый угол
Москва, 16.02.2004
«Эксперт Северо-Запад» №6 (163)

Недавно в одном из комитетов администрации Петербурга мне пожаловались, что наш журнал - единственный, кто всерьез интересуется инициативами новой власти. Журналистов можно понять: за прошедшие годы чиновники администрации Владимира Яковлева (в том числе и сам губернатор) наговорили массу красивых слов о своих намерениях провести в городе радикальные реформы, способные значительно улучшить жизнь петербуржцев. Некоторые из этих реформ даже начинались, но ни одна не только не была доведена до конца, но даже не дала заметных результатов. Такая безответственность власти сформировала соответствующее отношение общества к ее начинаниям. Администрация Матвиенко пожинает сейчас горькие плоды, оставленные предшественниками. Между тем нынешнее развитие событий показывает, что новая власть рискует наступить на те же грабли.

Важнейшей причиной провала прежних реформ в Петербурге, помимо отсутствия политической воли у губернатора Яковлева, явилась непоследовательность в действиях его правительства. Реформаторы из Смольного декларировали разумные цели и вполне адекватные средства, но следовавшие за этим действия администрации декларациям не соответствовали. Судя по некоторым признакам, подобная негативная тенденция намечается и в политике администрации Валентины Матвиенко.

Идеологи новой экономической политики Смольного на словах признают приоритетной задачей введение в рыночный оборот, в том числе для жилищного строительства, неэффективно используемых территорий в районах, близких к центру Петербурга. В то же время на совещании членов городского правительства и глав районных администраций в Смольном 5 февраля было принято решение о том, что в ближайшие годы жилищное строительство в Петербурге будет развиваться на окраинах Приморского, Выборгского и Красносельского районов. Губернатор Матвиенко объяснила такой выбор тем, что резервы "уплотнительной застройки" практически полностью исчерпаны и без освоения новых территорий развитие жилищного строительства невозможно.

То есть вместо того, чтобы стимулировать застройку захламленных неэффективными пользователями участков вблизи центра города, с готовыми магистральными (а зачастую и распределительными) коммуникациями, власти собираются развивать город вширь, что растягивает коммуникации и значительно увеличивает затраты (как бюджета, так и бизнеса, в том числе монополистов). Не говоря уже о том, что жить на далеких окраинах неудобно, так что вынужденные покупать там квартиры петербуржцы будут недовольны тем, что их по-прежнему загоняют на выселки. По сути, новая власть продолжает порочную политику администрации Яковлева, аргументированно раскритикованную специалистами.

Понятно, что чиновникам проще загнать строителей и их клиентов в чистое поле, чем утруждать себя решением комплекса сложных правовых, имущественных и экологических вопросов, возникающих при перебазировании промышленных предприятий. Но тогда зачем говорить о реформах?

Аналогичная ситуация складывается и с реформой ЖКХ. Валентина Матвиенко в ходе II съезда жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья 7 февраля сделала радикальное заявление о том, что "суть жилищной реформы состоит в передаче жилого фонда в управление самим жильцам и создании рынка жилищно-коммунальных услуг, на котором собственники жилья смогут найти себе то, что им по вкусу и по карману". В то же время на заседании городского правительства 3 февраля было принято постановление "О предоставлении жилых помещений работникам, которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него". Главам районных администраций и Жилищному комитету предписано в месячный срок разработать и утвердить перечень служебных жилых помещений (не менее десяти в каждом районе) и типовые договоры найма и аренды жилья. Губернатор особо подчеркнула, что принятое постановление позволит более эффективно решать вопросы ликвидации дефицита кадров в сфере ЖКХ и РУВД.

Между тем проблемы дефицита кадров в ЖКХ нет. Есть другая проблема - отсутствие эффективного механизма организации качественного обслуживания жилых домов. Опыт передовых ЖСК показывает, что те же дворники, сантехники и электрики из штата РЖА начинают работать совсем по-другому, если с ними нормально договориться. И никакого жилья им не нужно - они готовы нормально работать и за деньги, если эти деньги приличные.

Десяти квартир на район не хватит ни участковым милиционерам, ни дворникам, общее количество которых во много раз больше. Это значит, что квартиры будут давать "кому надо" и сама эта практика лишь усилит коррупцию. Проблем ЖКХ она не решит и даже не продвинет. Если уж восстанавливать практику предоставления квартир, то в первоначальном, дореволюционном виде, когда дворник, по сути, выполнял функции управдома (только такой объем обязанностей оправдывает предоставление ему жилья - весьма дорогого для города средства стимулирования). Но сначала нужно создать институт настоящих управдомов (нынешние таковыми не являются). А для этого надо сделать как раз то, о чем говорила Матвиенко на съезде ЖСК и ТСЖ.

Подобная непоследовательность видна и в некоторых других аспектах политики новой администрации (например, для решения проблемы ветхого жилья и расселения коммунальных квартир Валентина Матвиенко собирается развивать ипотеку, хотя практически все серьезные эксперты утверждают, что ипотека в нынешних условиях совершенно не годится для решения социальных проблем, поскольку массовой она быть пока не может). Для того чтобы новую администрацию Петербурга не постигла участь предшественников, ее практические шаги должны соответствовать декларируемым принципам, а не удобству отдельных чиновников.

У партнеров

    Реклама