Михаил Осеевский: "Бизнес ждет внятных руководителей"

Вице-губернатор Михаил Осеевский, отвечающий в администрации Петербурга за широкий круг вопросов финансово-экономической политики, считается фигурой знаковой. В Смольный он пришел из Промышленно-строительного банка, где занимал должность первого заместителя председателя правления. Разумеется, этот факт с самого начала не прошел мимо внимания экспертов, делавших далеко идущие прогнозы на тему лоббизма и укрепления позиций бизнес-группы Владимира Когана. Впрочем, пока еще рано говорить о соответствующих практических проявлениях хождения во власть людей из ПСБ. Сегодня фигура бывшего банковского топ-менеджера интересна тем, что Осеевский считается в Смольном, по сути, неформальным лидером группы новых чиновников - либерально настроенных, нацеленных на проведение реформ. В интервью обозревателю "Эксперта С-З" Михаил Осеевский рассказал о своих подходах к решению ключевых проблем городской экономики.

Не грех лоббировать

- Задача увеличения ВРП, то есть развития экономики Петербурга, требует роста инвестиций в основной капитал, создания новых высокорентабельных производств. Какие экономические инструменты вы намерены задействовать в первую очередь?

- Мы начали с изменения в Петербурге общего климата и повышения комфорта для собственников и менеджеров. Это не менее важно для них, чем формальные показатели - налоговые льготы, обеспеченность ресурсами, близость к рынкам сбыта и т.д. Бизнес должен четко видеть, что представляют собой руководители администрации, которые будут его партнерами, насколько они адекватны и готовы защищать его интересы.


Михаил Осеевский

Именно поэтому сейчас и Валентина Ивановна, и все члены правительства активно общаются с бизнесом. Нужна обратная связь. Нам необходимо понимать, что хочет бизнес, а бизнес должен видеть, что люди, которых делегировали руководить городом, воспринимают их проблемы и вообще сами по себе достаточно внятны. Мне кажется - и это можно считать нашим первым достижением, - сегодня у многих потенциальных инвесторов возникает ощущение, что в Петербурге можно нормально работать.

Например, компании Gillette город за несколько лет задолжал свыше 300 тыс. долларов - они затратили на освоение территории больше, чем было предусмотрено инвестиционным договором. Мы исходим из того, что долги священны, поэтому был прописан механизм, обеспечивающий возврат долга инвестору. Недавно принято положительное решение по компании "Пепси-Кола" - она получила земельный участок для изыскательских работ и будет строить вторую очередь производства.

- Вы говорили, что собираетесь лично заниматься по крайней мере 30 крупнейшими предприятиями Петербурга. Как это согласуется с либеральной точкой зрения, предполагающей сокращение государственного вмешательства в экономику?

- Уже занимаюсь. Одно из важнейших направлений в работе правительства и губернатора - активное лоббирование интересов наших предприятий на разных уровнях власти и в России, и в других странах. Так, к примеру, весьма показательна ситуация с "Адмиралтейскими верфями", когда мы четко обозначили нашу негативную позицию к попыткам замены генерального директора предприятия, и бизнес мог оценить это.

Приведу и другой пример. Мы будем всячески лоббировать, в том числе на федеральном уровне, программы развития атомной энергетики. Потому что именно в Петербурге базируется холдинг " ОМЗ - Силовые машины" - фактически одна из трех крупнейших мировых компаний, способных создавать энергетические объекты "под ключ" (прежде всего в области атомного машиностроения). Понятно, мы заинтересованы, чтобы эта программа развивалась. Она позволит серьезно продвинуться России и Северо-Западу в плане энергетического баланса, получая дешевую энергию, вырабатываемую на АЭС; более активно будут развиваться и петербургские предприятия. Можно привести много и других примеров, когда руководители субъекта Федерации способны реально помочь производству. Но это не вмешательство в экономику - это имиджевая поддержка компаний, которой занимаются власти во всем мире.

На многих ножках

- И все-таки, как быть с формальными вещами, например на какие налоговые льготы могут рассчитывать инвесторы?

- Прежде всего, при рассмотрении в ЗакСе изменений в закон о налоге на имущество предприятий наша совместная позиция с депутатами, поддержанная МНС по Санкт-Петербургу, состояла в следующем: льготы, предоставленные ранее инвесторам, должны быть исполнены до конца и в полном объеме. Мы могли сослаться на выход нового федерального закона и умыть руки. Однако бизнес очень волнует позиция администрации на этот счет. В частности, та же компания "Балтика" активно судится с налоговиками и даже дошла до Уставного суда.

- А как администрация будет поддерживать реализацию новых проектов?

- По налогу на имущество организаций на федеральном уровне и так серьезно сокращена налогооблагаемая база, ушли все оборотные активы - там уже есть льготы. Нам же в первую очередь хочется обсуждать тему льгот по налогу на прибыль: здесь льготы сейчас реально отсутствуют. Мы хотим снизить ставку этого налога на 4% (с 24%) - при крупных инвестициях это дает ощутимую экономию бизнесу. Каким будет пороговый объем инвестиций, необходимый для получения этой льготы, мы еще обсуждаем.

- Будут ли выделяться приоритетные отрасли экономики, точки роста, где нужно стимулировать инвесторов прежде всего?

- Плюс Петербурга - достаточно диверсифицированная структура экономики. По итогам 2003 года мы видим, что большинство отраслей демонстрируют серьезный темп роста, особенно растут предприятия машиностроения, пищевой промышленности, связь, строительство. Мы не считаем необходимым выделять какие-то отрасли, мы хотим и дальше видеть нашу экономику стоящей на многих ножках. Мы, в принципе, стремимся к тому, чтобы предприятия становились высокопроизводительными, требующими меньших кадровых ресурсов, активно осуществляли реновации, заменяли оборудование и т.д.

Что касается иностранных инвесторов, то будем особо приветствовать тех, кто работает в отраслях, ориентированных на быстро растущий внутренний потребительский рынок. Мы видим достаточно серьезный рост уровня жизни населения, стремление к получению новых товаров и услуг. Москва и Петербург - два крупнейших центра потребления, и создание рядом с ними современных производств крайне перспективно, к этому есть большой интерес инвесторов. Пример "Пепси-Колы" - подтверждение тому.

Вкус к земле

- Как решить проблему неэффективно используемой земли? Вы неоднократно отмечали, что самым серьезным экономическим рычагом для вывода промышленных предприятий из центра города может стать повышение стоимости земли. Звучит привлекательно. Что делается на практике для ее реализации?

- Мы сторонники экономических, а не административных методов. Система должна быть комплексной. Прежде всего необходимо показать за счет введения рыночных механизмов, что земля в центре города дороже, чем на окраинах, не говоря уже о Ленобласти. При этом мы намерены усилить стимулы к выкупу земли предприятиями. Сейчас из-за различных методик расчета арендная плата оказывается выше, чем земельный налог. Арендная плата рассчитывается исходя из того, на какой территории находится предприятие, в какой зоне города, арендная плата привязана к виду деятельности предприятия, занимаемой им площади - а здесь действует еще и регрессивная шкала! Мы бы хотели прийти к единой методике, взяв за основу зональный принцип, сделать земельный налог меньше ставки аренды.

Необходимо, чтобы земля вовлекалась в оборот. Тогда руководители предприятий, прежде всего в центре города, начнут понимать, что, выкупив землю (а цена выкупа пока достаточно низкая), они получают дорогой актив. Дальше возможны варианты. Например, переводить предприятие на окраину и за счет разницы цен на землю создавать новое производство с новыми технологиями, высокой производительностью труда. В любом случае, главное - поднять цену в центре и привить вкус к выкупу земли. Большое значение будет иметь и переход к рыночному ценообразованию с помощью аукционов - тогда все увидят, сколько реально стоит земля, за которую инвесторы готовы платить деньги. Для подготовки всей нормативной базы по вопросам земли Валентина Ивановна поставила жесткий срок - 1 апреля. К лету будет понятно, что у нас выходит.

- А когда станет возможным переход к практике торгов по земельным участкам - или по-прежнему не удается преодолеть разногласия в самой администрации?

- Мы серьезно продвинулись. Механизм новый и не хотелось бы ошибиться, создав нежизнеспособную конструкцию. По срокам работа должна быть завершена в апреле. Коллеги работают, задача перед ними поставлена и у них нет другого выбора, кроме как успешно справиться с ее решением.

Жертвовать бездефицитностью

- Каковы приоритеты расходов в рамках бюджетного Фонда развития инфраструктуры (ФРИ)? Оправданно ли закладывать бюджетный дефицит под финансирование ФРИ?

- Естественно, развитие города невозможно без развития инфраструктуры, и эта задача является приоритетной, по сравнению с составлением бездефицитных бюджетов. Впрочем, как показывает мировая практика, период, когда ради развития инфраструктуры формируются дефицитные бюджеты, не должен превышать 3-5 лет.

Сейчас мы обсуждаем с коллегами, занимающимися энергетикой, программу развития головных источников энергии (это касается электричества, тепла, воды). Из конкретных шагов - мы будем просить депутатов ЗакСа выделить средства, чтобы уже в этом году достроить Приморскую ТЭЦ. В этом году планируем начать проектирование, а в следующем - строительство большой подстанции в Лахте. Нам приходится это делать, потому что "Ленэнерго" не хочет ее строить. Вообще, инвестиционная программа "Ленэнерго" нас категорически не удовлетворяет: по сути, она отсутствует как класс. Поэтому мы вынуждены заниматься несвойственными государству задачами обеспечения электроэнергией.

В зависимости от того, что получится по цифрам и как они будут соотноситься с нашим трехлетним финансовым планом, сможем говорить о бюджетах следующих лет.

- Судя по программе, подготовленной КЭРППиТ, предполагается создание большого количества промышленных зон. Есть уже реализующиеся проекты?

- Да, мне очень нравится идея создания национальных индустриальных парков. Подобный проект реализуется рядом со Стрельной и уже в обозримом будущем здесь может появиться индустриальный парк - немецкие инвесторы готовы создавать промпредприятия на этой территории. Однако необходимы и определенные бюджетные расходы - на строительство дороги. Серьезный проект осуществляется компанией "Петербургстрой Skanska", и мы не сомневаемся, что она может довести его до конца. Имеющиеся там проблемы с землеотводом вполне преодолимы. Другие проекты менее проработаны, но мы со всеми разбираемся и смотрим, какие нужны средства и сколько это потребует времени. Наиболее продвинутые из них постараемся довести до завершения.

Развитие промышленных зон мы рассматриваем в рамках разработки Генплана. На мой взгляд, очень серьезные перспективы имеет Колпинский район. Там располагаются "Ижорские заводы", "Северсталь" строит завод по выпуску труб большого диаметра и т.д. В целом, несомненно, город должен инвестировать бюджетные средства в создание соответствующей инфраструктуры.

Дороги и тоннели - забота бюджета

- Разумно ли привлекать бизнес в создание инфраструктуры городского транспорта? Например, для достройки метро с последующей эксплуатацией на условиях концессии...

- Думаю, пока такой механизм у нас не может работать. Безусловно, решения по глубокому залеганию тоннелей метро, принятые в начале 1950-х годов и продиктованные необходимостью быть готовыми к войне, ошибочны. Глубокие тоннели нужны только в центре города. Однако они у нас прорыты по многим направлениям метро и на их поддержание расходуются средства. Работы нужно продолжать, прежде всего по Фрунзенской линии. Хотя ввод каждой станции обходится в 1-1,5 млрд рублей. Правильным является вариант наземного транспорта, и Москва это уже доказала.

- Почему в таком случае проект строительства наземного экспресса компанией Bombardier в очередной раз затягивается?

- Этот проект требует тщательного осмысления. Пока я не готов сказать, следует ли однозначно подписываться под ним или искать другие возможности, партнеров, готовых полностью финансировать подобный проект. Кроме того, необходимо помнить, что проекты иностранных компаний предполагают закупку западного оборудования и, чтобы не стать технологическими заложниками, нужно сразу оговорить возможность создания в России соответствующих производств и ремонтной базы.

Если же говорить о возможных примерах частно-государственного партнерства, то я бы отметил весьма перспективный проект предоставления компанией Skania в квазилизинг автобусов для городских перевозок с покилометровой оплатой.

- Реально ли осуществление проекта Западного скоростного диаметра (ЗСД)?

- С самого начала ЗСД рассматривался как исключительно инвестиционный проект, не предусматривающий бюджетное финансирование. Но 2 млрд долларов - очень серьезная сумма, мы не знаем в России примеров таких инвестиций в один конкретный проект. Специалисты-дорожники очень аккуратно относятся к возможности окупаемости платных дорог, в том числе тоннелей. Инфраструктура - это все-таки забота бюджета, но нам пока такие проекты, как ЗСД, не по карману. Не думаю, что и Федерация будет поддерживать проект ЗСД до завершения КАД, тем более что затем могут появиться огромные расходы на строительство автобана Москва - Петербург. Словом, мне кажется, это не проект ближайших лет.

Есть жирок

- Насколько значительны резервы в неналоговых источниках поступлений в бюджет?

- В первую очередь существует резерв по арендной плате за нежилые помещения. В ближайшие дни мы должны рассмотреть в правительстве новую методику. Неоправданно большое количество предприятий, действующих в разных сферах экономики, имеют льготы по коэффициентам социальной значимости - встречаются вопиющие примеры! Потери бюджета составляют десятки миллионов долларов. Также требуется пересмотр базовых принципов формирования ставок аренды - зачастую наши ставки слишком низки и это создает условия для развития субаренды.

Несколько десятков миллионов долларов можно получить от приватизации кинотеатров и магазинов, находящихся в форме ГУПов. Правительство только что утвердило перечень предприятий, подлежащих акционированию и последующей реализации. В перспективе мы планируем продать наши доли в АО, прежде всего это касается гостиниц.

- Удалось вам заставить поделиться с бюджетом стивидорные компании ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"?

- Мы активно общаемся с менеджерами и собственниками. Да, есть жирок и запас с точки зрения налогов, но имеются и объективные проблемы. Переработка контейнеров в Финляндии, в первую очередь в Котке, идет быстрее. Перегрузка контейнеров занимает у них один-два дня, у нас - неделю. Стратегически петербургский порт должен развиваться прежде всего как контейнерный, нужно всерьез думать над созданием соответствующей инфраструктуры для автомобильного транспорта. Мне кажется, сейчас между правительством города и менеджерами и собственниками порта установилось достаточно эффективное взаимодействие. Есть понимание, что без господдержки порт развиваться не сможет и противостояние ему невыгодно.

- Согласны ли вы, что город должен рассматривать малый бизнес как часть социальной сферы, обеспечивающей прежде всего занятость населения? Намерены ли вы помочь малому бизнесу (по крайней мере, не торговому) в обеспечении помещениями по разумным ценам? Ведь, судя по всему, в этом главная проблема.

- В малом бизнесе работает 513 тыс. человек - приблизительно 20% трудоспособного населения Петербурга. В структуре платежей в бюджет его доля - всего 5-6%. Проводимые нами исследования показывают, что официальная средняя зарплата в малом бизнесе ниже прожиточного минимума, в то же время производительность труда не-многим ниже, чем в среднем по промышленности (где выработка составляет около 18 тыс. долларов на одного работающего). Таким образом, можно утверждать, что малый бизнес находится на грани между светом и тенью, что большая его часть остается в ненаблюдаемой сфере и, в общем, существенно недоплачивает в бюджет. Конечно, мы любим малый бизнес, но он должен очень серьезно работать над собой...

Что касается помещений, то такой проблемы нет. Сейчас на многих промпредприятиях создаются так называемые технопарки: берется старый неработающий цех, приводится в божеский вид и сдается "мелкой нарезкой" малым предприятиям. Там вполне разумные ставки - от 80 до 120 долларов за квадратный метр в год, и в городе можно найти десятки тысяч квадратных метров таких площадей. Уверяю вас, для производственного малого бизнеса подобная цена - не проблема, если же он не может потянуть такую аренду, то не о чем и говорить!

- И все-таки, как вы намерены поддерживать малый бизнес? Прежде в рамках городской Программы поддержки малого предпринимательства средства выделялись зачастую на финансирование заурядных коммерческих проектов, например в сфере услуг...

- Похоже, деньги в основном были разворованы... Мы не намерены давать деньги конкретным коммерческим структурам: это неэффективно, бессмысленно и сразу порождает коррупцию. Поддерживать нужно инфраструктурные вещи. Если уж помогать, то системно и всем - с точки зрения юридической поддержки, проведения выставок, предоставляя возможность участвовать в городском заказе (раньше в тендерной документации вводились искусственные ограничения для малого бизнеса).

Мы завершили очень сложный анализ ситуации с единым налогом на вмененный доход и будем выходить на правительство с предложением существенного снижения коэффициента К2 для ряда видов деятельности. В частности, это будет касаться торговли имеющими социальное значение продуктами питания, детскими товарами и т.п. Также планируем ввести принцип районирования: в центре города одни потоки и деньги, а на периферии - другие.

Реформа - за горами

- Какие конкретные меры вы планируете в ближайшее время предпринять для повышения эффективности бюджетных расходов? Когда произойдет переход от сметного финансирования ведомств и учреждений к оплате реально предоставляемых услуг?

- Эта задача в бюджетной реформе на сегодня не решена не только в Петербурге, но и в России в целом. У нас практически не используются натуральные показатели, мы по-прежнему исходим из тех расходов, которые предъявляют к оплате бюджетные организации. Конечно, такая работа в администрации города велась и ведется; безусловно, мы должны перейти к мировому опыту и отдельными шагами к решению этой задачи мы будем двигаться...

Повышение эффективности бюджетных расходов - проблема очень серьезная. Мы докладывали губернатору, что оцениваем резервы в несколько миллиардов рублей, причем по ряду направлений мы можем продвинуться уже в первом полугодии. Наши предложения в основном касаются жилищно-коммунальной сферы, которая пока в наименьшей степени подверглась реформе. Они поддержаны Валентиной Ивановной и нам поручено перейти к подготовке необходимых нормативных актов. В частности, в ближайшее время появится решение, согласно которому коммунальные услуги будут субсидироваться городом только в пределах установленной социальной нормы жилья. Сегодня же субсидии привязаны к квадратным метрам и фактически мы дотируем богатых - чем больше у гражданина жилплощадь, тем большая субсидия ему начисляется...

- В чем идея утвержденной недавно правительством Концепции управления государственным долгом Петербурга?

Мы выстраиваем для себя жесткие правила игры, определяя, на что мы готовы идти, какие будут возникать системные риски в случае увеличения долга. Принятый нами комплекс показателей более широкий, чем это прописано в Бюджетном кодексе РФ, он гораздо жестче характеризует сам долг и его параметры.

Санкт-Петербург