Не стреляй

Основная задача охранных предприятий в условиях экономического роста - повышение рентабельности бизнеса клиентов

Экономический рост, происходящий в России, и в частности в Петербурге, должен, казалось бы, обеспечить бурное развитие рынка охранных агентств. Появляются новые большие магазины, торговые центры, современные фабрики, оснащенные дорогим оборудованием, клубы и казино - все они нуждаются в защите. Тем не менее число действующих в Петербурге и Ленинградской области частных охранных предприятий (ЧОПов) с каждым годом сокращается.

Этот парадокс отчасти объясняется тем, что бизнес предпочитает не вкладывать серьезные деньги во что-либо, кроме собственного расширения. В частности, он не хочет по достоинству оплачивать труд охранников. С другой стороны, платить во многих случаях не за что: большинство компаний, работающих на петербургском рынке безопасности, можно сказать, морально устарели. Руководители охранных агентств мыслят категориями начала 1990-х годов, когда вести бизнес в Петербурге было опасно и предприниматели нуждались прежде всего в физической защите.

Сегодня же наиболее востребованы услуги по экономической защите предприятий - представители индустрии безопасности должны повышать рентабельность "подопечных" компаний. Иными словами, охранный бизнес становится не силовым, а интеллектуальным, и перспективы имеют только те фирмы, которые это осознали.

Бригадный подряд

Первые частные охранные предприятия (ЧОПы) появились в Петербурге в начале 1990-х в противовес организованной преступности, от которой не могли защитить бизнес правоохранительные органы. Впрочем, как известно, охранные структуры зачастую создавались самими организованными преступными группировками (ОПГ), которые хотели легализовать "бригады", необходимые для разрешения конфликтных ситуаций. Параллельно шел процесс легализации милицейских "крыш". Функции охранников в тот период сводились в основном к физической защите клиентов. Поскольку потребность в таких услугах была высокой, рынок ЧОПов развивался динамично.

Кризис 1998 года заставил предпринимателей бросить все ресурсы на сохранение бизнеса и резко сократить расходы по многим статьям, в частности "под нож" попали затраты на безопасность. "Охранный бизнес тогда практически умер", - рассказывает Дмитрий Мошков, совладелец охранного предприятия "Аванпост". Экономический рост после 2000 года вроде бы дал этому бизнесу шанс, но он воспользоваться этим шансом не смог. Только в течение 2003 года число зарегистрированных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области охранных предприятий уменьшилось с 1500 до 1100. Лицензированных охранников стало меньше на треть - с 45 тыс. человек в 2003 году до 30 тыс. в 2004-м.

Держать планку

Практически все опрошенные корреспондентом "Эксперта С-З" представители петербургского бизнеса говорят о том, что за последние несколько лет их требования к службам безопасности значительно расширились. Главное изменение состоит в том, что деятельность охранников, по мнению клиентов, должна быть связана с так называемой экономической защитой компаний, то есть предотвращением финансовых потерь. При этом навыки, необходимые ЧОПам, зависят от сферы бизнеса, которую они "опекают".

Так, функции охраны торговых комплексов и розничных сетей состоят главным образом в предотвращении краж - как со стороны покупателей, так и со стороны персонала. Необходимо пресекать воровство кассиров, сговор менеджеров по закупкам с поставщиками и т.д. Причем мало поймать за руку несколько злоумышленников - необходимо следовать экономическим критериям, установленным компанией-клиентом. "Как правило, в крупных розничных предприятиях на Западе, а теперь и в России, норма допустимых потерь товара в результате воровства составляет 0,2-0,4% оборота. Задача охраны - удерживать эту планку", - поясняет Дмитрий Мошков.

Защищать приходится не только товар, но и покупателей, чтобы репутация магазина не была подорвана. "Наши охранники знают в лицо практически всех людей, которые занимаются карманными кражами, - говорит Виктор Славин, директор торгового комплекса "Заневский каскад". - У нас создана картотека таких "посетителей", и охрана не пускает их на территорию комплекса".

Обеспечение безопасности игорно-развлекательного бизнеса, ресторанов и клубов требует от охранника особых навыков. Конечно, определенное значение имеют физические данные, готовность к силовому столкновению с нарушителями. Однако закрепившийся в сознании многих россиян образ охранника-вышибалы, от одного вида которого посетителю становится неуютно, уходит в прошлое. "Надо понимать, что мы тут не в боевики играем, - отмечает Вячеслав Рыжков, управляющий игорно-развлекательным бизнесом компании "СТЭК". - Профессионализм охранника определяется не способностью победить в конфликте, а тем, чтобы ни один конфликт на территории наших объектов не перешел в открытую фазу. Иными словами, люди, отвечающие за безопасность, должны уметь думать и быть психологами, а не работать руками и применять оружие".

Если требования бизнеса к охране возрастают, то, казалось бы, и плата за эти услуги должна существенно увеличиваться. В действительности выходит иначе. По данным Дмитрия Мошкова, принятая в мире норма расходов на содержание служб защиты составляет порядка 10% бюджета предприятия. Подавляющее большинство петербургских предпринимателей инвестирует в безопасность гораздо меньше средств. Такое "пренебрежение" охранными услугами объясняется несколькими факторами.

Все дело в рентабельности

Разумеется, финансовые ресурсы российских предпринимателей не идут в сравнение с ресурсами западных компаний. Но не это главное. Нужно учесть, что отечественный бизнес работает на растущих рынках и стремится занять на них как можно большие доли, пока есть такая возможность. Те же торговые компании занимаются в данный момент экстенсивным развитием, строительством новых объектов, что требует колоссальных затрат. Все остальные направления деятельности предприятий финансируются по остаточному принципу. Впрочем, есть еще одна, более важная причина экономии на охране - внимание к безопасности, в современном ее понимании, является частью культуры постоянного контроля издержек. Такая культура складывается в тех случаях, когда компании работают с небольшой рентабельностью. На многих отечественных предприятиях рентабельность пока такова, что не имеет большого значения, составят ли потери товара 0,5% с оборота или 5% - все равно акционеры получат значительную прибыль.

Факторы, работающие против российских ЧОПов, этим не исчерпываются. "Проблема в том, что в большинстве случаев платить охранным агентствам не за что", - признает Дмитрий Мошков. Действительно, по словам представителей петербургского бизнеса, требования к охранным агентствам, о которых говорилось выше, зачастую остаются мечтой: квалификация большинства ЧОПов не позволяет соответствовать этим требованиям. "Не более 5-10 коммерческих охранных структур в Петербурге могут реально работать на современном рынке", - утверждает Мошков.

Бегство капиталов

Одной из основных причин низкого профессионализма частных охранных компаний является кадровая проблема, ставшая актуальной после кризиса 1998 года. К 1999 году средняя зарплата лицензированного охранника снизилась с 500 долларов до 4,5 тыс. рублей, что вызвало резкий отток квалифицированных кадров из ЧОПов. Пытаясь остановить "текучку", хозяева охранных агентств были вынуждены повышать заработную плату сотрудникам, несмотря на фактическое отсутствие прибыли (сейчас зарплата охранника составляет порядка 8-10 тыс. рублей). "В результате темпы роста заработной платы в охранных предприятиях стали существенно опережать рост расценок, по которым услуги безопасности предоставляются клиентам, - рассказывает Дмитрий Мошков. - Это привело к тому, что охранный бизнес сегодня балансирует на грани рентабельности и нередко скатывается в прямые убытки".

Действительно, до кризиса час работы охранника в среднем обходился клиенту в 3 доллара. Сегодня расценки колеблются в диапазоне от 2 до 4 долларов, что замедляет рост зарплат сотрудников ЧОПов. Получается замкнутый круг, в итоге охранники и, что гораздо хуже, менеджеры уходят туда, где больше платят. На их место приходят либо неудачники, либо пенсионеры, а за таких "защитников" клиент платить не хочет. Прямым следствием сложившегося положения стал отток капиталов из охранной индустрии. Немалые средства, заработанные агентствами до кризиса, их владельцы предпочли вложить в более перспективные сферы бизнеса. Отсутствие инвестиций приводит к дальнейшему сокращению штатов сотрудников охранных предприятий и, соответственно, к еще большему снижению их жизнеспособности. В конечном счете предприятия покидают рынок безопасности. По оценкам экспертов, порядка 40% зарегистрированных в Петербурге охранных структур фактически прекратили свою деятельность.

Своя рубашка ближе

Неразвитость рынка частных охранных агентств и желание бизнеса свести расходы к минимуму приводят к тому, что предприниматели сами создают службы охраны. "Содержание собственной службы обходится нам дешевле, чем стоил бы найм независимого провайдера, - объясняет Виктор Славин. - Все объекты холдинга "Адамант" охраняются компаниями "Адамант-секьюрити" и "Салют", которые являются нашими дочерними предприятиями". Экономия достигается за счет того, что "материнская" компания имеет возможность регулировать расходы на содержание службы безопасности, в том числе и размер заработной платы ее сотрудников.

Другое важное преимущество внутренней службы безопасности - детальное знание бизнеса компании. "Мы тщательно готовим сотрудников нашей охранной службы для решения задач, требующих особой квалификации, к таким задачам относится, например, отслеживание хода игры, - рассказывает Игорь Горбенко, председатель совета директоров CONTI GROUP. - Подготовка занимает много времени, за год-два этому не научишь". Кроме того, охранник зачастую имеет дело с конфиденциальной информацией, что является дополнительным аргументом в пользу внутренней службы безопасности. В той же CONTI GROUP (где наемные ЧОПы работают параллельно с собственной охранной структурой) все ключевые посты занимают только "свои" сотрудники. При этом одно из главных условий найма провайдеров - они должны работать исключительно на объектах CONTI GROUP. "Мы разорвем контракт с агентством, если узнаем, что оно охраняет еще и наших конкурентов", - говорит Горбенко.

Защитные муляжи

Впрочем, создание собственного охранного предприятия по силам только крупной компании. Небольшие фирмы решают проблемы, связанные с обеспечением безопасности, гораздо проще. В частности, уже упоминалось, что охрана объектов может осуществляться сотрудниками милиции. Конечно, качество услуг (включая внешний вид и специфику общения с посетителями) не всегда бывает высоким, но зато цена вполне приемлема.

Зачастую бизнесмены (особенно владельцы маленьких магазинов) и вовсе обходятся без охраны либо ставят на пост "муляж" - человека в камуфляже, с виду похожего на работника службы безопасности, но не обладающего ни одним из необходимых навыков. Логика рассуждений владельцев таких магазинов понятна: при ставке 3 доллара в час круглосуточная работа одного коммерческого охранника будет стоить 2160 долларов в месяц. Сумма убытков от грабежа, если он произойдет, вероятно, окажется меньше.

Сделай сам

Описанные стратегии, обладая рядом достоинств, имеют и вполне очевидные недостатки. Так, дочерние охранные службы, по сути, не являются рыночными структурами, чем объясняются определенные изъяны в их работе: менеджерам таких предприятий не надо всерьез задумываться о повышении качества услуг. Не случайно Игорь Горбенко отмечает, что "выстраивать деловые отношения с наемной структурой гораздо комфортнее". Кроме того, в России уже есть компании, которые понимают, что для создания действительно конкурентоспособного бизнеса надо сосредоточить весь управленческий потенциал на развитии основного направления деятельности. В этой связи аутсорсинг, то есть передача непрофильных функций наемным структурам, приобретает все большую популярность. Топ-менеджеры, которым приходится думать об оптимизации работы своего производства, а заодно и собственного автопарка, охранного агентства, больницы и санатория, вряд ли смогут принимать нестандартные и своевременные решения.

Некоторые крупные торговые предприятия, например "Лента" и Metro Cash & Carry, не имеют собственных служб безопасности и серьезно сотрудничают с наемными охранными компаниями. Раз такие клиенты появились и смогли найти агентства, удовлетворяющие их достаточно жестким требованиям, значит, у рынка охранных услуг есть перспектива. Главной тенденцией в развитии этого рынка станет, по-видимому, укрупнение охранных предприятий: мелкое агентство (имеющее в штате менее 150 человек) не в состоянии получить хороший контракт. Более того, как отмечают эксперты, на охранном рынке возможно появление альянсов, когда два средних по величине агентства совместно предлагают свои услуги тому или иному перспективному клиенту. Попытки создания союзов уже предпринимались в Москве, и, хотя они пока не увенчались успехом, движение в этом направлении, видимо, будет продолжено.

Перспективный путь привлечения выгодной клиентуры - страхование охранным агентством своей профессиональной деятельности. Если клиент несет убытки по вине охраны, страховая компания выплачивает ему определенную сумму. В Москве сумма страховки обычно составляет 1 млн долларов, в Петербурге - порядка 100 тыс. долларов. Также важно понять: чтобы продать специфические услуги, надо четко объяснить предпринимателю, за что именно он платит.

Стоит заметить, что на Западе к контракту на охрану обычно прилагается инструкция, иногда содержащая несколько сотен листов, где описываются всевозможные ситуации, при которых безопасность компании может пострадать. Также подробно оговаривается, что должна предпринять охранная фирма в каждой из этих ситуаций. Таким образом, игрок рынка защиты показывает: он понимает потребности клиента лучше, чем сам клиент, и предлагает прозрачные механизмы контроля своей деятельности. Если бизнес не знает, к каким числовым показателям экономической безопасности он может стремиться, то задача охранной фирмы - подсказать ему необходимые нормативы.

Иными словами, охранные фирмы, желающие добиться успеха, не могут ждать, пока в российских компаниях сформируется культура контроля издержек и, соответственно, осознанный спрос на услуги по экономической безопасности. Им придется активно работать над развитием этого спроса.

Санкт-Петербург

Экономический рост, происходящий в России, и в частности в Петербурге, должен, казалось бы, обеспечить бурное развитие рынка охранных агентств. Появляются новые большие магазины, торговые центры, современные фабрики, оснащенные дорогим оборудованием, клубы и казино - все они нуждаются в защите. Тем не менее число действующих в Петербурге и Ленинградской области частных охранных предприятий (ЧОПов) с каждым годом сокращается.

Этот парадокс отчасти объясняется тем, что бизнес предпочитает не вкладывать серьезные деньги во что-либо, кроме собственного расширения. В частности, он не хочет по достоинству оплачивать труд охранников. С другой стороны, платить во многих случаях не за что: большинство компаний, работающих на петербургском рынке безопасности, можно сказать, морально устарели. Руководители охранных агентств мыслят категориями начала 1990-х годов, когда вести бизнес в Петербурге было опасно и предприниматели нуждались прежде всего в физической защите.

Сегодня же наиболее востребованы услуги по экономической защите предприятий - представители индустрии безопасности должны повышать рентабельность "подопечных" компаний. Иными словами, охранный бизнес становится не силовым, а интеллектуальным, и перспективы имеют только те фирмы, которые это осознали.

Бригадный подряд

Первые частные охранные предприятия (ЧОПы) появились в Петербурге в начале 1990-х в противовес организованной преступности, от которой не могли защитить бизнес правоохранительные органы. Впрочем, как известно, охранные структуры зачастую создавались самими организованными преступными группировками (ОПГ), которые хотели легализовать "бригады", необходимые для разрешения конфликтных ситуаций. Параллельно шел процесс легализации милицейских "крыш". Функции охранников в тот период сводились в основном к физической защите клиентов. Поскольку потребность в таких услугах была высокой, рынок ЧОПов развивался динамично.

Кризис 1998 года заставил предпринимателей бросить все ресурсы на сохранение бизнеса и резко сократить расходы по многим статьям, в частности "под нож" попали затраты на безопасность. "Охранный бизнес тогда практически умер", - рассказывает Дмитрий Мошков, совладелец охранного предприятия "Аванпост". Экономический рост после 2000 года вроде бы дал этому бизнесу шанс, но он воспользоваться этим шансом не смог. Только в течение 2003 года число зарегистрированных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области охранных предприятий уменьшилось с 1500 до 1100. Лицензированных охранников стало меньше на треть - с 45 тыс. человек в 2003 году до 30 тыс. в 2004-м.

Держать планку

Практически все опрошенные корреспондентом "Эксперта С-З" представители петербургского бизнеса говорят о том, что за последние несколько лет их требования к службам безопасности значительно расширились. Главное изменение состоит в том, что деятельность охранников, по мнению клиентов, должна быть связана с так называемой экономической защитой компаний, то есть предотвращением финансовых потерь. При этом навыки, необходимые ЧОПам, зависят от сферы бизнеса, которую они "опекают".

Так, функции охраны торговых комплексов и розничных сетей состоят главным образом в предотвращении краж - как со стороны покупателей, так и со стороны персонала. Необходимо пресекать воровство кассиров, сговор менеджеров по закупкам с поставщиками и т.д. Причем мало поймать за руку несколько злоумышленников - необходимо следовать экономическим критериям, установленным компанией-клиентом. "Как правило, в крупных розничных предприятиях на Западе, а теперь и в России, норма допустимых потерь товара в результате воровства составляет 0,2-0,4% оборота. Задача охраны - удерживать эту планку", - поясняет Дмитрий Мошков.

Защищать приходится не только товар, но и покупателей, чтобы репутация магазина не была подорвана. "Наши охранники знают в лицо практически всех людей, которые занимаются карманными кражами, - говорит Виктор Славин, директор торгового комплекса "Заневский каскад". - У нас создана картотека таких "посетителей", и охрана не пускает их на территорию комплекса".

Обеспечение безопасности игорно-развлекательного бизнеса, ресторанов и клубов требует от охранника особых навыков. Конечно, определенное значение имеют физические данные, готовность к силовому столкновению с нарушителями. Однако закрепившийся в сознании многих россиян образ охранника-вышибалы, от одного вида которого посетителю становится неуютно, уходит в прошлое. "Надо понимать, что мы тут не в боевики играем, - отмечает Вячеслав Рыжков, управляющий игорно-развлекательным бизнесом компании "СТЭК". - Профессионализм охранника определяется не способностью победить в конфликте, а тем, чтобы ни один конфликт на территории наших объектов не перешел в открытую фазу. Иными словами, люди, отвечающие за безопасность, должны уметь думать и быть психологами, а не работать руками и применять оружие".

Если требования бизнеса к охране возрастают, то, казалось бы, и плата за эти услуги должна существенно увеличиваться. В действительности выходит иначе. По данным Дмитрия Мошкова, принятая в мире норма расходов на содержание служб защиты составляет порядка 10% бюджета предприятия. Подавляющее большинство петербургских предпринимателей инвестирует в безопасность гораздо меньше средств. Такое "пренебрежение" охранными услугами объясняется несколькими факторами.

Все дело в рентабельности

Разумеется, финансовые ресурсы российских предпринимателей не идут в сравнение с ресурсами западных компаний. Но не это главное. Нужно учесть, что отечественный бизнес работает на растущих рынках и стремится занять на них как можно большие доли, пока есть такая возможность. Те же торговые компании занимаются в данный момент экстенсивным развитием, строительством новых объектов, что требует колоссальных затрат. Все остальные направления деятельности предприятий финансируются по остаточному принципу. Впрочем, есть еще одна, более важная причина экономии на охране - внимание к безопасности, в современном ее понимании, является частью культуры постоянного контроля издержек. Такая культура складывается в тех случаях, когда компании работают с небольшой рентабельностью. На многих отечественных предприятиях рентабельность пока такова, что не имеет большого значения, составят ли потери товара 0,5% с оборота или 5% - все равно акционеры получат значительную прибыль.

Факторы, работающие против российских ЧОПов, этим не исчерпываются. "Проблема в том, что в большинстве случаев платить охранным агентствам не за что", - признает Дмитрий Мошков. Действительно, по словам представителей петербургского бизнеса, требования к охранным агентствам, о которых говорилось выше, зачастую остаются мечтой: квалификация большинства ЧОПов не позволяет соответствовать этим требованиям. "Не более 5-10 коммерческих охранных структур в Петербурге могут реально работать на современном рынке", - утверждает Мошков.

Бегство капиталов

Одной из основных причин низкого профессионализма частных охранных компаний является кадровая проблема, ставшая актуальной после кризиса 1998 года. К 1999 году средняя зарплата лицензированного охранника снизилась с 500 долларов до 4,5 тыс. рублей, что вызвало резкий отток квалифицированных кадров из ЧОПов. Пытаясь остановить "текучку", хозяева охранных агентств были вынуждены повышать заработную плату сотрудникам, несмотря на фактическое отсутствие прибыли (сейчас зарплата охранника составляет порядка 8-10 тыс. рублей). "В результате темпы роста заработной платы в охранных предприятиях стали существенно опережать рост расценок, по которым услуги безопасности предоставляются клиентам, - рассказывает Дмитрий Мошков. - Это привело к тому, что охранный бизнес сегодня балансирует на грани рентабельности и нередко скатывается в прямые убытки".

Действительно, до кризиса час работы охранника в среднем обходился клиенту в 3 доллара. Сегодня расценки колеблются в диапазоне от 2 до 4 долларов, что замедляет рост зарплат сотрудников ЧОПов. Получается замкнутый круг, в итоге охранники и, что гораздо хуже, менеджеры уходят туда, где больше платят. На их место приходят либо неудачники, либо пенсионеры, а за таких "защитников" клиент платить не хочет. Прямым следствием сложившегося положения стал отток капиталов из охранной индустрии. Немалые средства, заработанные агентствами до кризиса, их владельцы предпочли вложить в более перспективные сферы бизнеса. Отсутствие инвестиций приводит к дальнейшему сокращению штатов сотрудников охранных предприятий и, соответственно, к еще большему снижению их жизнеспособности. В конечном счете предприятия покидают рынок безопасности. По оценкам экспертов, порядка 40% зарегистрированных в Петербурге охранных структур фактически прекратили свою деятельность.

Своя рубашка ближе

Неразвитость рынка частных охранных агентств и желание бизнеса свести расходы к минимуму приводят к тому, что предприниматели сами создают службы охраны. "Содержание собственной службы обходится нам дешевле, чем стоил бы найм независимого провайдера, - объясняет Виктор Славин. - Все объекты холдинга "Адамант" охраняются компаниями "Адамант-секьюрити" и "Салют", которые являются нашими дочерними предприятиями". Экономия достигается за счет того, что "материнская" компания имеет возможность регулировать расходы на содержание службы безопасности, в том числе и размер заработной платы ее сотрудников.

Другое важное преимущество внутренней службы безопасности - детальное знание бизнеса компании. "Мы тщательно готовим сотрудников нашей охранной службы для решения задач, требующих особой квалификации, к таким задачам относится, например, отслеживание хода игры, - рассказывает Игорь Горбенко, председатель совета директоров CONTI GROUP. - Подготовка занимает много времени, за год-два этому не научишь". Кроме того, охранник зачастую имеет дело с конфиденциальной информацией, что является дополнительным аргументом в пользу внутренней службы безопасности. В той же CONTI GROUP (где наемные ЧОПы работают параллельно с собственной охранной структурой) все ключевые посты занимают только "свои" сотрудники. При этом одно из главных условий найма провайдеров - они должны работать исключительно на объектах CONTI GROUP. "Мы разорвем контракт с агентством, если узнаем, что оно охраняет еще и наших конкурентов", - говорит Горбенко.

Защитные муляжи

Впрочем, создание собственного охранного предприятия по силам только крупной компании. Небольшие фирмы решают проблемы, связанные с обеспечением безопасности, гораздо проще. В частности, уже упоминалось, что охрана объектов может осуществляться сотрудниками милиции. Конечно, качество услуг (включая внешний вид и специфику общения с посетителями) не всегда бывает высоким, но зато цена вполне приемлема.

Зачастую бизнесмены (особенно владельцы маленьких магазинов) и вовсе обходятся без охраны либо ставят на пост "муляж" - человека в камуфляже, с виду похожего на работника службы безопасности, но не обладающего ни одним из необходимых навыков. Логика рассуждений владельцев таких магазинов понятна: при ставке 3 доллара в час круглосуточная работа одного коммерческого охранника будет стоить 2160 долларов в месяц. Сумма убытков от грабежа, если он произойдет, вероятно, окажется меньше.

Сделай сам

Описанные стратегии, обладая рядом достоинств, имеют и вполне очевидные недостатки. Так, дочерние охранные службы, по сути, не являются рыночными структурами, чем объясняются определенные изъяны в их работе: менеджерам таких предприятий не надо всерьез задумываться о повышении качества услуг. Не случайно Игорь Горбенко отмечает, что "выстраивать деловые отношения с наемной структурой гораздо комфортнее". Кроме того, в России уже есть компании, которые понимают, что для создания действительно конкурентоспособного бизнеса надо сосредоточить весь управленческий потенциал на развитии основного направления деятельности. В этой связи аутсорсинг, то есть передача непрофильных функций наемным структурам, приобретает все большую популярность. Топ-менеджеры, которым приходится думать об оптимизации работы своего производства, а заодно и собственного автопарка, охранного агентства, больницы и санатория, вряд ли смогут принимать нестандартные и своевременные решения.

Некоторые крупные торговые предприятия, например "Лента" и Metro Cash & Carry, не имеют собственных служб безопасности и серьезно сотрудничают с наемными охранными компаниями. Раз такие клиенты появились и смогли найти агентства, удовлетворяющие их достаточно жестким требованиям, значит, у рынка охранных услуг есть перспектива. Главной тенденцией в развитии этого рынка станет, по-видимому, укрупнение охранных предприятий: мелкое агентство (имеющее в штате менее 150 человек) не в состоянии получить хороший контракт. Более того, как отмечают эксперты, на охранном рынке возможно появление альянсов, когда два средних по величине агентства совместно предлагают свои услуги тому или иному перспективному клиенту. Попытки создания союзов уже предпринимались в Москве, и, хотя они пока не увенчались успехом, движение в этом направлении, видимо, будет продолжено.

Перспективный путь привлечения выгодной клиентуры - страхование охранным агентством своей профессиональной деятельности. Если клиент несет убытки по вине охраны, страховая компания выплачивает ему определенную сумму. В Москве сумма страховки обычно составляет 1 млн долларов, в Петербурге - порядка 100 тыс. долларов. Также важно понять: чтобы продать специфические услуги, надо четко объяснить предпринимателю, за что именно он платит.

Стоит заметить, что на Западе к контракту на охрану обычно прилагается инструкция, иногда содержащая несколько сотен листов, где описываются всевозможные ситуации, при которых безопасность компании может пострадать. Также подробно оговаривается, что должна предпринять охранная фирма в каждой из этих ситуаций. Таким образом, игрок рынка защиты показывает: он понимает потребности клиента лучше, чем сам клиент, и предлагает прозрачные механизмы контроля своей деятельности. Если бизнес не знает, к каким числовым показателям экономической безопасности он может стремиться, то задача охранной фирмы - подсказать ему необходимые нормативы.

Иными словами, охранные фирмы, желающие добиться успеха, не могут ждать, пока в российских компаниях сформируется культура контроля издержек и, соответственно, осознанный спрос на услуги по экономической безопасности. Им придется активно работать над развитием этого спроса.

Санкт-Петербург

Карманный рынок

Большую часть рынка охранных услуг Петербурга и Ленинградской области занимают "карманные" фирмы, созданные крупными компаниями. Нередко эти фирмы обслуживают не только своих владельцев, но и сторонних заказчиков. Среди игроков данной группы можно назвать такие охранные предприятия, как "Стаф" (учредитель - "Телекоминвест"), "Град" (основные клиенты - "ПСБ Санкт-Петербург" и гостиница "Рэдиссон Сас Ройял Отель"), "Водопад" (охранное предприятие "Водоканала"), "Адамант-секьюрити" (учредитель - ХК "Адамант"), "Морпорт" (охранное предприятие Морского порта Санкт-Петербург).

Независимых охранных предприятий, ведущих активную деятельность, в городе и области сейчас не более 30. Крупнейшими среди них являются Ассоциация "Защита", "Аванпост", Ассоциация "Клен", "Правопорядок Санкт-Петербург", "Центр", "Торнадо Санкт-Петербург", "Балтик-эскорт", "Арес" и некоторые другие. Выраженной специализации на обслуживании отдельных сфер бизнеса эти структуры, как правило, не имеют.

Еще одну, пока немногочисленную группу игроков составляют филиалы московских охранных структур. Обычно они приходят в Петербург вслед за своими "якорными" клиентами. Наиболее серьезные представители данной группы - "Шериф" (охраняет универмаги "Патэрсон"), "ОСКОРДЪ Санкт-Петербург" (основной клиент - Phillip Morris) и "Аллигатор" (в Москве он обслуживает гипермаркет Auchan, а в Петербурге - два торговых комплекса "Ленты").

В Петербурге действуют также подразделения крупных иностранных охранных фирм - эстонской "Альфа-норд" (охраняет объекты компании Neste и гипермаркеты "О'Кей") и американской Аrmour Group (основные клиенты - "Вена" и Gillette). Впрочем, как стало известно "Эксперту С-З", готовятся изменения российского законодательства, в соответствии с которыми деятельность иностранных охранных агентств на территории страны будет серьезно ограничена или вообще запрещена. Таким образом, перспективы упомянутых подразделений не вполне ясны.