Вечные алхимики

В ближайшие годы ожидать стабилизации качества автомобильного топлива в России не приходится

Как только цены на топливо в России начинают расти, к этой беде сразу же добавляется еще одна - увеличивается доля реализуемых на рынке некачественных нефтепродуктов. Так было в 2000-2001 годах, когда поток фальсифицированного бензина заставил налоговую полицию провести специальную операцию "Алхимик" по поиску нелегальных производителей топлива. Не стал исключением и нынешний год. Начиная с весны, когда цены на топливо поползли вверх, автомобилисты чаще сталкиваются с проблемой качества топлива, а в автосервисы обращается все больше клиентов из-за проблем в техническом состоянии двигателя, вызванных применением некачественного бензина.

Из раза в раз повторяющаяся ситуация подтверждает, что проблема качества моторного топлива в России пока не решена. У большинства российских НПЗ нет средств, чтобы перейти на современные технологии производства, а те, кто модернизировал свои мощности, экспортируют продукцию за рубеж. В ближайшие годы при росте объемов потребления топлива основным способом повышения объемов производства будет оставаться применение специальных присадок. А качество продаваемых нефтепродуктов у нас будет определяться их выбором и соблюдением технологии использования.

Качество - налево

Отставание России от большинства развитых стран в вопросах качества нефтепродуктов наметилось уже давно. Чтобы преодолеть его, необходимо модернизировать отечественные нефтеперерабатывающие заводы по примеру европейских. В Западной Европе в реконструкцию и модернизацию существующих НПЗ вложено порядка 20-25 млрд долларов. В ближайшее время 15-20 европейских НПЗ будут закрыты из-за отсутствия средств на их переоснащение. Большинство собственников российских нефтеперерабатывающих мощностей к таким расходам не готовы. Поэтому бессмысленно надеяться, что в скором времени в России появятся аналоги новых европейских бензинов "Регуляр-91", "Премиум-95" и "Супер-98".

Единственное исключение, лишь подтверждающее выше сказанное, - в этом году " ЛУКОЙЛ" осуществил в Перми запуск новой установки по выпуску более чем

1 млн т моторного топлива европейского качества. Однако, по мнению аналитиков топливного рынка, весь бензин с этого комплекса будет уходить на экспорт в США, где у нефтяной компании около 1200 АЗС. Аналогичную установку начал строить "Сургутнефтегаз" в Киришах, но ее запуск произойдет лишь в 2007 году. И не факт, что продукция этого комплекса также не будет уходить на экспорт. Для остальных изготовителей топлива, в особенности бензина, пока единственным путем расширения производства является применение большого количества различных присадок.

Ищут давно, но не могут найти

Применение антидетонационных (повышающих октановое число бензина) присадок на основе металлоорганических соединений свинца, таких как тетраэтилсвинец и аналогичных ему, уходит в прошлое не только в связи с экологическими проблемами, но и по причине использования в автомобилях систем электронного дозирования топлива.

На смену им пришли ферроцены, присадки на основе марганца, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) и другие. Они оказывают негативное воздействие не столько на окружающую среду, сколько на двигатель, особенно при большой концентрации. Например, марганцевые антидетонаторы в европейских странах полностью запрещены к использованию в автомобильном топливе. Ферроцен, самая дешевая антидетонационная присадка, значительно снижает ресурс свечей зажигания. В Китае под нажимом ведущих мировых автопроиз- водителей, построивших в этой стране сборочные заводы, недавно введен запрет на использование ферроцена.

Россия тоже старается не отставать - во всяком случае, на уровне нормативных документов. Государственные стандарты ограничивают содержание свинца в топливе, в начале 2004 года была снижена допустимая концентрация ферроценов и марганцевых антидетонаторов до уровня 18 мг/литр. Запрещены поставки в регионы, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где действует ограничение на применение этилированных бензинов, нефтепродуктов с марганцевым антидетонатором.

Однако более безопасный антидетонатор МТБЭ в дефиците, на НПЗ отсутствуют соответствующие мощности для производства высокооктановых фракций. В этих условиях проблему обеспечения требуемых объемов топлива решают за счет выпуска бензина по техническим условиям, в том числе за пределами НПЗ.

Танцы "в присадку"

Соблюдая специальную технологию, присадки в моторное топливо можно добавлять на нефтебазах, что позволяет улучшить эксплуатационные характеристики исходного продукта и не привязывает топливников к возможностям НПЗ. Такой способ выбрали владельцы крупнейших нефтебаз в Петербурге - "Петербургская топливная компания" и финская компания "Несте Санкт-Петербург".

ПТК внедрила серию кислородосодержащего топлива ЕВРО, получаемого на основе присадок "0011" к бензинам и "0010" к дизельному топливу. "Несте" (петербургское подразделение концерна FORTUM) добавляет к реализуемым в России бензинам присадку Futura, разработанную специалистами головной компании. Это моторное топливо относится к так называемой "зеленой линии", не содержит свинца, подходит для машин с катализаторами и продается только на собственных АЗС "Несте".

Лидеры топливного рынка хотя и выпускают бензин по техническим условиям, по крайней мере соблюдают необходимую технологию. Но на рынке, безусловно, есть операторы, которые в погоне за прибылью готовы продавать под видом топлива любой суррогат. И в первой половине 2004 года петербургские водители не могли не заметить результаты их деятельности. Качество реализуемого бензина резко ухудшилось. В частности, рост спроса на импортные свечи зажигания, наблюдаемый на рынке с начала года, свидетельствует о том, что ряд торговцев нефтепродуктами игнорируют ограничения на содержание в топливе ферроцена и других присадок.

Выгода от таких операций весьма значительна. Тройной дозой ферроцена можно легко превратить Аи92 в суррогатный Аи95, а китайский ферроцен везут к нам тоннами после введения запрета на его использование в самом Китае. В результате владельцы новых иномарок вынуждены менять свечи зажигания уже через 3 тыс. км пробега. Справедливости ради стоит заметить, что и ГОСТовский бензин с ферроценом сокращает ресурс свечей до 7 тыс. км пробега.

Кроме того, некоторые специалисты говорят о серьезном влиянии на рынок нелегальных и полулегальных производств низкопробного бензина. В этом случае ферроцен и другие присадки добавляют в огромных количествах, буквально ведрами. Так, недавно под Москвой, в городе Щербинка, сотрудники правоохранительных органов ликвидировали подпольный завод по изготовлению бензина. Завод находился на территории экспериментального железнодорожного участка, там и было создано "импровизированное" производство.

В принципе, защитить рынок от фальсифицированного бензина можно технологически, как это делается в ряде развитых стран. Там прямогонный бензин окрашивают в один цвет, а фракции, используемые для изготовления моторного топлива, - в другой. В России такой прецедент пытался создать "ЛУКОЙЛ", но "в массы" программа цветных бензинов так и не пошла.

Все под контролем?

В Петербурге контролем качества топлива уже несколько лет занимается нефтяная инспекция, входящая в структуру Управления государственного энергетического надзора. К сожалению, частота и масштабы контрольных проверок сегодня определяются не столько ситуацией на рынке, сколько объемами финансирования из федерального бюджета. Поскольку в этом году нефтяная инспекция из-за реорганизации, связанной с административной реформой, осталась без финансирования, контрольную деятельность пришлось практически свернуть. Что, в свою очередь, облегчило жизнь продавцам некачественного топлива, которые и так не очень-то опасаются административного контроля.

С другой стороны, в России уповать на административный контроль можно с такой же надеждой, как и на божью благодать. В развитых странах в таких ситуациях на помощь потребителю приходит общественный контроль со стороны институтов гражданского общества. Так два года назад один из финских автомобильных журналов опубликовал результаты тестов бензина Аи95, взятого на пробу с 13 российских АЗС, расположенных в районе Выборга. На этих заправках были установлены рекламные щиты, на которых сообщалось, что качество топлива соответствует финским нормативам. Данные анализа показали, что в большинстве проб октановое число ниже нормы, а в некоторых было выявлено присутствие свинца, повышенное содержание серы и смол.

Владельцы автомобилей анализируют качество топлива различных операторов топливного рынка не столько по отчетам контролирующих органов, сколько по техническому состоянию двигателей своих автомобилей. Их массовый выбор поощряет добросовестных торговцев и дает им определенные конкурентные преимущества. Известны случаи, когда руководители крупных автотранспортных предприятий запрещали своим водителям заправляться на АЗС того или иного оператора. Не случайно для автолюбителей присутствие автомобилей солидных компаний на АЗС является косвенным признаком качества топлива.

На топливном рынке России система защиты потребителя построена так, что не дает пострадавшему возможности защитить свои права даже в суде. Любой другой товар может быть предъявлен на экспертизу самим потребителем, а топливо в баке автомобиля уже не является предметом для квалификационного анализа. Во всяком случае, пока неизвестно ни одного судебного прецедента, когда автомобилисту были бы компенсированы моральный ущерб и убытки, нанесенные топливом ненадлежащего качества. Владельцам автомобилей приходится полагаться на собственные знания и здравый смысл. Защита весьма ненадежная. Власти же в этом вопросе пока проявляют удивительную пассивность.

Санкт-Петербург