Рождественский рассказ

Тема недели
Москва, 20.12.2004
«Эксперт Северо-Запад» №48 (205)

Неожиданно для самих себя под Новый год мы набрели на некий неочевидный факт, то есть не факт даже, а на множество фактов, которые составились в некоторую картину. Картину отрадную: против общего мнения, российские корпорации от мала до велика занимаются благотворительностью. Причем те посильные добрые дела, которые они творят постоянно, признавать "благотворительностью" многие не хотят - мол, какая там благотворительность, это же мы так, по мелочи...

Собрать примеры этой деятельности в короткий срок оказалось неожиданно трудно - русские благотворители, опять же от мала до велика, вовсе не склонны обсуждать эту тему "под микрофон". Многие по скромности, но многие просто маскируются: что там подумают налоговики? Таким образом, выяснилось второе обстоятельство - масштабная благотворительная работа наших предпринимателей в значительной степени остается в "тени".

Впрочем, абсурдная ситуация с теневой филантропией, когда российский бизнес, опасаясь быть заподозренным в злоупотреблениях, творит благие дела как-то полулегально, имеет и оборотную сторону, внушающую оптимизм относительно национальных перспектив. Есть ли в России гражданское общество? Пессимисты смирились с его отсутствием. Оптимисты указывают на слабые ростки - вроде движения солдатских матерей, правозащитных, профсоюзных, потребительских организаций.

С нашей точки зрения, теневая благотворительность вполне может быть отнесена к такого рода явлениям. Согласитесь, какими мотивами, кроме как желанием помочь действительно нуждающимся, можно объяснить никак не афишируемое финансирование богоугодных мероприятий? Гражданское общество, как и настоящая благотворительность, может возникнуть тоже только из искреннего, бескорыстного чувства ответственности. Широкий размах благотворительности, в особенности "серой", свидетельствует - такое чувство у россиян есть. Значит, рождения системного гражданского общества в России ждать осталось недолго.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №48 (205) 20 декабря 2004
    Филантропия
    Содержание:
    Реклама