Русские Чип и Дейл

Новогодний сезон показал: российские туристы непредсказуемы, но логичны. Российские загородные отели предсказуемы и нелогичны

Сейчас, когда уже, кажется, все российские граждане вернулись из зимних отпусков, можно уверенно говорить: отечественный новогодний туризм стал явлением, которое заметно сказывается на доходах самых разных стран и за которым в мире внимательно наблюдают. Наблюдать стоит по двум причинам: во-первых, число наших соотечественников, склонных путешествовать во время новогодних праздников, быстро увеличивается. Петербургские туроператоры, подводя итоги новогодней кампании, констатируют: зимний выездной туризм сейчас развивается темпами, почти в полтора раза опережающими расширение российского рынка путешествий в целом. Во-вторых, российские "зимние" туристы ведут себя иначе, чем путешественники из других стран.

Прежде всего, мы выбиваемся из графика. Поскольку Новый год наступает на целую неделю позже католического Рождества, российские праздничные туры не совпадают с международным туристическим бумом. Кроме того, отличается география отдыха: россияне, выбирая места для зимних путешествий, не ориентируются на тенденции мировой туристической моды. Наше поведение вполне прагматично: то, что не слишком модно, почти всегда дешевле.

Страны, которые вовремя заметили, как расширяется армия российских зимних туристов, учли ее предпочтения и подготовили специальный турпродукт, в этом году собирали сливки. Так, абсолютным фаворитом сезона оказалась Эстония: она несколько лет готовилась принимать на новогодние праздники русских - прежде всего петербургских - путешественников и в этом преуспела. К сожалению, в своем отечестве пророков гораздо меньше. Если российские "выездные" туроператоры в целом адекватно реагируют на увеличение спроса, то отечественные загородные отели не смогли удовлетворить новогодние фантазии сограждан ни в прошлые годы, ни во время сезона-2005.

Прагматики и романтики

Россияне, в том числе и петербуржцы, начали активно выезжать за границу на зимние праздники примерно во второй половине 1990-х годов, когда совпало несколько обстоятельств. Прежде всего - стали очевидны преимущества дробления ежегодных отпусков и эту практику поддержало руководство большинства компаний. Кроме того, доходы значительной части горожан повысились достаточно для того, чтобы семьи могли выезжать за границу дважды в год. В свою очередь, турфирмы, ориентируясь на спрос, увеличили количество чартерных рейсов в традиционные места отдыха и стали осваивать новые направления. В результате к данному моменту мода на новогодний отдых вне дома вполне оформилась. По приблизительным оценкам туроператоров, на период с 25 декабря по 10 января приходится 15-20% потока выездных туристов (в среднем из Петербурга за границу выезжают 500-600 тыс. человек в год).

Примерно две трети петербуржцев, путешествующих зимой, покидают страну в первых числах января, встретив Новый год дома. Можно отметить, что европейцы и американцы также предпочитают отправляться в путешествие после Рождества. Они руководствуются многовековой традицией: Рождество - семейный праздник, во время которого покидать дом почти неприлично. Большинство россиян, оставаясь 31 декабря на родине, исходят из других предпосылок. "Наши соотечественники грамотно вычислили, что на большинстве мировых курортов высоким, то есть наиболее популярным и потому дорогим, сезоном оказывается конец декабря. Это связано с наплывом западных туристов, выезжающих на отдых после Рождества. В начале же января, когда у европейцев заканчиваются рождественские каникулы, цены в отелях и ресторанах снижаются", - объясняет президент туристического холдинга "Ривьера" Вадим Лежнин.

Тем не менее период 25-31 декабря также является временем активного "исхода": поток туристов, выезжающих в эти дни из Санкт-Петербурга, возрастает, по сравнению с межсезоньем, минимум вдвое. Причем за границу на встречу Нового года отправляются не только самые богатые туристы, для которых непринципиально повышение цен в пиковый сезон, но и люди со средним достатком. Мотивом, заставляющим путешественников игнорировать соображения экономической целесообразности, оказывается непреодолимое желание услышать бой курантов в необычной обстановке.

Туристические компании реагируют на особенности национального спроса вполне адекватно. "Мы стараемся предложить на Новый год максимальное количество продуктов, различающихся как по направлениям, так по длительности и цене туров", - отмечает заместитель генерального директора компании "Нева" Максим Пирогов.

Зов Йоллупукки

Любителей выезжать на Новый год за границу можно условно разделить на три группы. Первую и, по мнению петербургских туроператоров, самую большую группу составляют те, кто рассматривает зимние каникулы как возможность "нырнуть в лето". Безусловным и многолетним лидером пляжного направления для россиян является Египет. "Неизменная популярность египетских курортов среди наших граждан обусловлена приемлемой ценой - около 800 долларов за две недели отдыха в высокий сезон. Плюс вполне приличный сервис, хорошее море, беспроигрышная погода, не слишком долгий перелет. Наконец, Египет дает возможность сочетать пляжный отдых с экскурсионным, что очень важно для россиян. Как отмечают принимающие туроператоры, наши туристы покупают в Египте, да и в других странах больше экскурсий, чем гости из любой другой страны", - говорит исполнительный директор холдинга "Ривьера" Наталья Лавренева.

Еще несколько лет назад в равной с Египтом степени был популярен новогодний отдых в Объединенных Арабских Эмиратах. Россияне составляли основу зимнего туристического потока в этом направлении - до тех пор, пока правительство этой страны не приложило серьезные усилия к развитию инфраструктуры гостеприимства. Новые высококлассные отели, фешенебельные рестораны, великолепные пляжи оказались недоступны по цене массовому российскому туристу. Конечно, не все наши соотечественники испугались высоких цен, но тем не менее популярность ОАЭ, в сравнении с Египтом, снизилась в несколько раз. Число покупающих зимние туры в дальние экзотические страны - Индию, Китай, на остров Бали, остается сравнительно незначительным ввиду высоких цен и необходимости выдерживать длительные, почти десятичасовые перелеты.

Петербуржцев, которые предпочитают проводить зимние каникулы в довольно холодной Европе, тоже немало. Cамый многочисленный отряд - любители горных лыж. С 2002 года данное направление выездного туризма стремительно развивается, несмотря на высокую совокупную стоимость отдыха, - рост составляет 35-40% в год. Это объясняется, во-первых, тем, что люди, которым по карману горнолыжный туризм, уже успели пресытиться южными курортами. Во-вторых, в Петербурге все шире распространяется мода на спортивный отдых.

В отличие от пляжного отдыха, где число купленных путевок прямо связано с их стоимостью, среди любителей горнолыжных поездок одинаково популярны дорогие швейцарские, австрийские, французские курорты и болгарские, турецкие, андоррские склоны "эконом-класса". Нечувствительность к ценовому фактору обусловлена не только тем, что горные лыжи - спорт обеспеченных людей (которые могут как заплатить за товар или услугу очень дорого, так и без стеснения сэкономить), но и стремлением горнолыжников пробовать все новые склоны.

И третья группа зимних туристов из Петербурга - покупатели экскурсионных туров в Европу. Спектр предложений в экскурсионном туризме очень широк: можно полететь на три дня в Париж и заказать новогодний ужин в Moulin Rouge. Или - отправиться в Вену, чтобы стать участником самого яркого в Европе новогоднего праздника. Можно снять коттедж в Рованиеми (Финляндия) - покататься на оленьей упряжке и нанести визит Йоллупукки, финскому Деду Морозу. Наконец, можно поехать на автобусе в Таллин.

Фаворит сезона

Таллин заслуживает отдельного разговора: всплеск интереса петербуржцев к эстонской столице стал, по словам туроператоров, главной отличительной чертой минувшего новогоднего сезона. "Рост популярности Таллина вполне закономерен. Это самая близкая к Санкт-Петербургу европейская столица, путь в которую на автомобиле или автобусе не слишком утомителен. Невысокие транспортные затраты делают туры доступными массовому туристу. А сам город, с его архитектурой и древней историей, безусловно, стоит того, чтобы его посетить", - говорит генеральный директор компании "Скандинавия - Петербург" Рудольф Манукян.

Заметим, что Эстония заняла позицию, которую еще несколько лет назад уверенно удерживала Финляндия: на зимних праздниках она становилась туристической меккой для жителей Северо-Запада. Однако после присоединения Финляндии к Евросоюзу отдых там стал значительно дороже. Эстонский бизнес и правительство страны обратили внимание на эту ситуацию и сумели извлечь из нее выгоду. Представители петербургского туристического рынка высоко оценивают отлаженную, стабильную работу консульства Эстонии и лояльные условия выдачи виз российским гражданам. Эстонские туроператоры также стимулируют интерес россиян к своей стране. Они инвестируют средства в развитие национальной индустрии отдыха и проводят на российском Северо-Западе заметные рекламные кампании. К примеру, в конце 2004 года в центре Петербурга висели растяжки "Новый год в Таллине!", а в специализированных СМИ, посвященных развлечениям и отдыху, многократно размещались рекламные блоки.

Немаловажно, что эстонские туроператоры готовы работать на перспективу. "Они активно ищут контакта с российскими партнерами, предлагают новые программы, берут часть рисков на себя. Был период, когда эстонские фирмы отправляли из Петербурга незаполненные автобусы себе в убыток, лишь бы познакомить российский рынок со своими турпродуктами", - отмечает Максим Пирогов. Усилия эти привели к тому, что Таллин оттянул львиную долю туристического потока в Финляндию и оставил своим соседям по Балтии - Риге и Вильнюсу - лишь малые крохи.

Впрочем, вступление Эстонии в ЕС в 2004 году может негативно сказаться на динамике процесса. Повторяется история с Финляндией: подорожание, начавшееся в прошлом году, оттолкнет от Эстонии часть российских туристов. Но, по мнению петербургских туроператоров, цены не будут расти лавинообразно. Еще три-четыре года таллинские туры, особенно в период праздников, останутся недорогими и весьма привлекательными для петербуржцев.

Опять проспали

Плохи те компании, которые не умеют зарабатывать на чужих проблемах. В частности, начавшимся подорожанием услуг и товаров в Эстонии могли бы воспользоваться несколько сотен загородных отелей, пансионатов и турбаз Северо-Запада - привлечь тех сограждан, что не желают встречать Новый год дома перед телевизором, но также не хотят далеко уезжать и дорого платить за поездки. Таких, безусловно, немало, однако есть все основания предполагать, что отечественная индустрия гостеприимства снова упустит появившийся шанс, как это уже случилось после подорожания отдыха в Финляндии. Турфирмы отмечают, что лишь несколько рекреационных предприятий, в основном - из числа построенных в последние годы (отели Ленинградской области Green Village, "Старая деревня", "Скандинавия" и некоторые другие), хотят и умеют бороться за клиента.

Руководители большинства загородных гостиниц, построенных в советское время, сохраняют "дорыночный" менталитет. Ориентируясь главным образом на нетребовательного, советского по духу потребителя, они не обеспечивают достойного качества услуг и не создают оригинальные новогодние продукты. "Два-три года назад мы пытались сотрудничать с пансионатами Ленинградской области - направляли к ним туристов на новогодние праздники. Однако программы пансионатов были настолько скучны, что нам приходилось самим приглашать артистов для праздничных шоу, находить специалистов для проведения детских игр и даже поваров, чтобы организовать барбекю. Сейчас загородные предприятия поняли, как надо работать в новогодний сезон, и начали шевелиться. Но изменения происходят слишком медленно", - рассказывает Наталья Лавренева.

Даже существующий, не очень интересный, продукт пансионатов можно было бы продвигать гораздо успешнее. Однако турфирмы отмечают, что с российскими партнерами работать крайне трудно: они требуют стопроцентной предоплаты, отказываются выплачивать агентские комиссионные. В результате туроператоры теряют интерес к реализации путевок в отечественные пансионаты, а сами пансионаты - важный канал сбыта.

Наконец, ценовая политика, проводимая местными домами отдыха, недальновидна. Как говорит председатель регионального совета Российского союза туристской индустрии Сергей Корнеев, "в этом году руководители турбаз и домов отдыха Ленинградской области, ориентированные прежде всего на то, чтобы за счет высоких сезонов покрыть накопившиеся в течение года убытки, переоценили спрос и чрезмерно повысили цены на новогодние праздники". Действительно, цена трехдневного отдыха в пансионатах Ленобласти приблизилась к стоимости поездки в Таллин, а неделя в одном из известных санаториев Карелии была не дешевле путешествия в Египет. Понятно, что при равной стоимости туров клиент выбирает более интересное предложение. Во второй половине декабря ряд загородных отелей Ленобласти в пожарном порядке снизили ранее заявленные цены, что не исправило ситуацию: многие пансионаты остались незаполненными.

Нелинейный процесс

Трудно сказать, какими будут предпочтения россиян, и в частности петербуржцев, в новогодних сезонах 2006 и 2007 годов. Формирование спроса на туристические продукты - нелинейный процесс, подверженный влиянию экономических, политических, климатических факторов. Причем вектор их воздействия не всегда предсказуем. Казалось бы, после декабрьской катастрофы в Таиланде и взрыва дискотеки на Бали можно было уверенно прогнозировать провал данного туристического направления. Но российские путешественники, наоборот, дружно поддержали пострадавшие курорты. "Наш турист - особый. Так, в Египте - после теракта и серии автокатастроф - и на Бали резко снизился приток гостей из Западной Европы и возросло число россиян. Наши путешественники исходили из посыла, что бомба два раза в одну воронку не падает, и активно пользовались снижением цен. Недаром генеральный секретарь Всемирной туристической организации Франческо Франжиалли назвал россиян "Чипом и Дейлом мирового туризма"", - говорит Сергей Корнеев.

Кое-что, впрочем, предсказать можно. Очевидно, главным фактором формирования спроса на российском рынке новогоднего выездного туризма в ближайшие несколько лет останется цена туров. Расширение перечня предложений и вывод на рынок все более интересных продуктов будет происходить в основном в сегменте элитного, индивидуального туризма. Отечественные загородные отели, видимо, окажутся последними представителями мировой туриндустрии, которые заработают на стремлении российских граждан к перемещениям во время новогодних каникул.

Санкт-Петербург