В конце 2004 года правительство РФ передало МВД функции координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности. ГИБДД теперь не только отвечает за безопасность дорожного движения, но и имеет право координировать вопросы обеспечения этой безопасности.
Ответственный координатор должен быть активен, генерировать собственные предложения и прислушиваться к предложениям тех, чьи действия он координирует. О том, насколько успешна сегодня ГИБДД, построенная, как и всякая военизированная служба, на субординации, в вопросах координации и взаимодействия с исполнительной властью и бизнесом, корреспондент "Эксперта С-З" побеседовал с начальником ГУ ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майором Сергеем Бугровым.
Проконсультируем и согласуем
Сергей Бугров
- Как вы считаете, кто сегодня должен решать вопросы организации дорожного движения?
- Мы считаем, что функции организации дорожного движения - это не только инспектор на перекрестке. Свою часть работы должны делать Комитет по градостроительству, Комитет по транспорту, организации, от которых зависит строительство и ремонт дорог.
- Кто должен организовать их работу?
- Администрация города.
- ГИБДД занимается только безопасностью?
- Действительно, вопросы координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности сегодня перешли в ведение Министерства внутренних дел. Управления ГИБДД, в том числе и наше управление, будут координировать вопросы безопасности дорожного движения.
- То есть в компетенцию ГИБДД входят исключительно контрольно-инспекторские функции?
- Да. Выполнение конкретных задач ложится на исполнителей, другие органы власти. Мы будем инспектировать их действия в своей сфере, с точки зрения безопасности. Все работы осуществляются в рамках конкретных проектов. Заказчиками работ выступают соответствующие комитеты администрации города. А ГИБДД, с одной стороны, консультант этих проектов, а с другой - согласующая организация по вопросам обеспечения безопасности движения. В частности, при новом строительстве с нами согласуются решения на уровне проекта. Но мы не являемся членами государственной комиссии и не участвуем в приемке объектов.
- Какие вопросы сегодня решает комиссия по БДД при правительстве города?
- Комиссия по безопасности дорожного движения собирается раз в квартал. Ее возглавляет вице-губернатор Валерий Тихонов. На последнем заседании рассматривались вопросы безопасности на железнодорожных переездах, масса других проблем, связанных в основном с организацией дорожного движения.
- А чем занимается фонд БДД?
- Фонд безопасности дорожного движения, который я возглавляю, решает практические вопросы: строительства, оборудования перекрестков, оказывает помощь районам в плане безопасности на дорогах.
Работаем без профилактики
- За последний год в связи с ростом угонов страховщики увеличили страховые тарифы по каско на 2-4%. Как вы оцениваете эту печальную для автовладельцев тенденцию?
- Я бы посоветовал страховым компаниям заниматься не только увеличением страховых тарифов, но и профилактикой угонов.
- У вас есть конкретные предложения в этом направлении?
- Вообще-то они должны интересоваться тем, что на сегодняшний день может послужить сокращению числа страховых случаев по угону. Пока уровень нашего взаимодействия со страховыми компаниями ограничивается обращениями к нам с просьбой представить ту или иную информацию по страховым случаям. Каких-либо совместных действий или разработок мы не ведем. Знаем, что страховые компании активно работают по анализу эффективности систем против угона, знаем другие вопросы, которыми они занимаются. Но пока все это выглядит достаточно сумбурно.
- А страховые компании задействовали свои фонды предупредительных мероприятий для того, чтобы снизить риски, связанные с угонами, аварийностью?
- По угонам, наверное, задействовали. А вот по аварийности у них нет обязательного фонда предупредительных мероприятий даже в рамках ОСАГО. Союзом автостраховщиков принято решение о том, чтобы в дальнейшем предусмотреть такой фонд, куда планируется перечислять 1% страховых премий. Пока мы, в числе некоторых других регионов России, получили от них определенную помощь в виде транспортных средств.
Очередей быть не должно
- Автомобилистов беспокоит судьба коммерческих филиалов МРЭО в связи с запретом Минфина на оплату работы инспекторов ГИБДД из внебюджетных средств. Что с ними будет?
- Такого понятия, как коммерческий филиал МРЭО, нет. Есть помещения, которые мы арендуем для наших сотрудников, выполняющих работу по регистрации автотранспорта. Они как работали, так и будут работать в дальнейшем.
- Если это филиалы ваших отделов, то почему есть разница в ценах?
- Никакой разницы нет. Есть государственная пошлина, введенная с 1 января этого года. Ее ставки фиксированы. И для нас основанием для регистрации того или иного транспортного средства являются только квитанции на эти платежи. Сколько денег взимают с автовладельцев вне наших филиалов, мы не знаем. Может, им там кофе наливают, двигатель протирают. Мы совершаем регистрационные действия только по квитанциям.
Расширение сети основных районных и межрайонных отделов не планируется. Сейчас обстановка в городе нормальная. Если говорить об очередях, то покажите мне, где эти очереди? Разумеется, если все придут одновременно к 8.00, то мгновенно их обслужить нельзя. Но в течение рабочего дня обслуживают всех. Так что сегодня проблемы с регистрацией не существует.
А вот почему вы не спросите о том, зачем в МРЭО на шоссе Революции сняли кассиров по приему платежей? Раньше люди могли оплатить все на месте. Теперь кассы убрали и 400-600 человек, которые проходят ежедневно, должны обращаться в сберкассы Красногвардейского района. Для чего это сделано? Мы перевели инспекторов на 12-часовой режим работы без выходных, а сберкассы работают с 10 часов. В результате до 12 часов посетителей в МРЭО практически нет. В воскресенье открыта только одна сберкасса на весь район. Какая польза государству от этого, ведь деньги все равно шли в бюджет. А автомобилисты будут говорить, что виновата ГИБДД.
Наше дело - задержать
- Большой резонанс среди автомобилистов получила практика принудительной эвакуации на штрафные стоянки автомобилей, нарушающих правила парковки в центре города. Какие изменения в регламенте эвакуации ожидаются в связи с планами проведения конкурса на организацию штрафстоянок? Как ГИБДД оценивает эффективность таких действий?
- ГИБДД никогда не работала со штрафными стоянками. Здесь нужны специальные уполномоченные компании, которые будут заниматься этими проблемами, в том числе перестановкой транспортных средств, если выиграют конкурс. Понятие "эвакуация", да еще "принудительная", вами используется неправильно. Задача ГИБДД - задержать транспортное средство нарушителя, а принудительная перестановка на штрафную стоянку - это дело специальной уполномоченной компании.
Конкурс на право организации штрафных стоянок и перестановки транспортных средств нарушителей готовится. Нам обещали, что он пройдет уже в апреле. Одним из условий конкурса будет наличие требуемого количества мест на штрафных стоянках в зоне обслуживания каждой уполномоченной компании.
- Задержание и перестановка автомобилей нарушителей осуществляется так, что зачастую сама технология перемещения становится причиной затора. Эффективно ли это средство с точки зрения конечной цели?
- Как вы считаете, если не начинать эту работу, ситуация будет улучшаться? Какие-то издержки в этом деле, безусловно, есть. Одним из условий в предстоящем конкурсе будет, во всяком случае нам это обещали, наличие различных видов эвакуаторов, в том числе с фронтальной и вертикальной погрузкой.
- Возможно ли, чтобы у нас, как в европейских городах, специальной парковочной службе было достаточно просто прикрепить квитанцию на уплату штрафа к лобовому стеклу автомобиля нарушителя?
- Возможно, если у нас будут такие же, как в европейских городах, законы и менталитет граждан. Когда наказание даже за такое нарушение будет строгим и неотвратимым.
Санкт-Петербург