Сделай сам

Спецвыпуск
Москва, 27.06.2005
«Эксперт Северо-Запад» №24 (229)
Петербургская книжная сеть "Буквоед" пошла неординарным путем - внедрила ERP-систему собственными силами

По данным агентства Gartner, в прошлом году самыми активными покупателями автоматизированных систем управления были компании из сферы торговли, торговые сети и дистрибуторы. Современная торговая сеть неконкурентоспособна без комплексной информационной системы: широчайший ассортимент и огромные обороты требуют оперативнейшего учета и анализа. Неудивительно, что крупные сетевые операторы один за другим заявляют о завершении многомиллионных проектов в области ИТ.


Денис Котов

Правда, некоторые направления торговли "бум автоматизации" до последнего времени не затрагивал. К примеру, книжные торговые сети. Рынок этот активно развивается, и игроков на нем достаточно. Но при огромной широте ассортимента здесь очень небольшая рентабельность и сравнительно маленькие обороты: свободных средств на дорогие ERP-проекты просто не было. Постепенно ситуация меняется. Одной из первых книжных российских торговых сетей, объявившей о внедрении ERP-системы, стала петербургская компания " Буквоед".

Все больше и больше

ERP-система, как это часто бывает, потребовалась на новом этапе развития "Буквоеда", который поставил перед собой амбициозные цели на ближайшие несколько лет. Четыре последние года "Буквоед" активно развивался (первый магазин появился в конце 2000 года, на сегодня у компании уже 24 магазина), и теперь руководство пришло к выводу о необходимости параллельно с количественным расширением сети провести качественные изменения в структуре своего бизнеса.

По словам генерального директора компании "Буквоед" Дениса Котова, главная задача на 2005 год - стать лидером Северо-Западного региона в области розничной книжной торговли по показателям товарооборота и совокупной торговой площади. Компания собирается открыть до десяти точек в Санкт-Петербурге и от трех до шести - в других регионах Северо-Запада. В этом году "Буквоед" планирует занять 30% петербургского рынка книжной торговли. "Но о полном, бесспорном лидерстве на рынке можно будет говорить только тогда, когда у нас будет не менее 50%. Это и есть наша конечная цель на ближайшие годы в Петербурге", - говорит Котов. Кроме того, "Буквоед" стремится войти в пятерку российских лидеров в области книготорговли.

С прошлого года "Буквоед" делает ставку на развитие формата книжного супермаркета (торговая площадь - от 400 кв. м, ассортимент - 40-50 тыс. наименований). Крупнейший из них (1000 кв. м) открылся в районе массовой застройки на проспекте Просвещения. Как говорит Денис Котов, этот супермаркет - "своеобразный концепт-кар, в котором концентрируются все элементы новых предложений "Буквоеда" для потребителя".

Таких предложений несколько. В рамках своей стратегии "Буквоед" расширяет товарные ниши и выходит в новые сферы - рынок культурного досуга, рынок образовательных товаров, рынок кофеен. В супермаркетах сети увеличивается ассортимент канцелярских товаров, начинает продаваться аудио- и видеопродукция, технические модели для сборки. В супермаркете на проспекте Просвещения открылась первая кофейня "Буквоеда". Такие же должны появиться и в других новых крупных магазинах сети.

"Расширение ассортимента за счет некнижных товаров - для нас вынужденная стратегическая необходимость. Глобальная тенденция такова, что спрос на книги медленно, но снижается. В Петербурге пока рынок книжной розницы не насыщен и у нас есть возможности для развития. Но в случае его заполнения будет явно недостаточно пространства для того, чтобы нормально существовать и поддерживать какую-либо доходность", - рассказывает Котов.

Пришло время

Денис Котов: "Я думаю, что наступил определенный цикл развития компании, когда уже можно в чем-то рисковать. Но понимая, какова будет премия за риск"

Увеличение торговых площадей и появление новых групп товаров значительно расширили ассортимент сети. Именно поэтому и потребовалась современная информационная система, которая смогла бы работать с возрастающим потоком данных о товарообороте и управлять товарными запасами.

Решение о внедрении системы Денис Котов считает логическим этапом развития "Буквоеда": "Мы - молодая компания, которая только начинает настраивать механизмы бюджетирования, планирования, постановки целей и задач, контроля результатов. В начале этого года у нас появились конкретные количественные измерители бизнеса. На этой основе мы стали настраивать финансовый учет, качественный учет потребителей, а главное - товарный учет. Не имея информации о динамике этих показателей в годовых циклах, очень сложно качественно прогнозировать развитие следующего периода".

Прежняя информационная система, построенная на "1С Предприятие" (установлена в "Буквоеде" в 2002 году) по мере увеличения темпов роста компании теряла производительность. В прошлом году менеджмент сети занялся поиском новой, более совершенной системы. В результате было выбрано стандартное для средних компаний решение - Microsoft Business Solutions-Axapta.

"Это довольно гибкая система, ориентированная на средний бизнес, - аргументирует свой выбор Котов. - Она относительно популярна на фоне других систем такого уровня. Это значит, что на рынке достаточно программистов, которые умеют с ней работать. Кроме того, у нас были ограничены финансовые средства, поэтому по стоимости лицензии и работ мы ориентировались на среднее ценовое решение, Axapta этому условию соответствовала".

Во многом из тех же финансовых соображений в "Буквоеде" решили внедрить на первом этапе только один, самый важный модуль системы - управление товарными запасами. Два других ключевых направления - финансовый блок и управление персоналом - автоматизированы на основе системы "1С Предприятие 8.0", которую предполагается интегрировать с Axapta.

Выжимать из управления ассортиментом все возможные плюсы, ничего не забыть и все учесть - это фактически задачи выживания для сетей книжных магазинов

Интеграция Axapta с "1С Предприятие" - распространенное решение в российской практике автоматизации управления. От ERP-системы Microsoftа берут самое необходимое, остальные участки бизнеса в целях экономии предлагают автоматизировать отечественным разработчикам. А вот другой ход "Буквоеда" во многом неординарен: компания решила внедрять систему самостоятельно, без привлечения сторонних консультантов (в 90% случаев внедренцами таких крупных систем, как Microsoft Axapta, Oracle, SAP и др., выступают специалисты - консультанты и одновременно поставщики решений: предприятие, на котором внедряется система, нанимает их в качестве подрядчика). Лицензии на Axapta "Буквоед" приобрел у компании "Корус Консалтинг", она же на начальном этапе являлась консультантом книжной сети. Затем "Буквоед" взял процесс внедрения в свои руки.

Не отдадим ответственность

Для реализации проекта руководителям "Буквоеда" пришлось создавать собственную команду внедренцев. На начальном этапе были приглашены специалисты, которые уже имели опыт внедрения комплексных систем управления. Котов отмечает, что в первые месяцы реализации проекта он предусматривал возможность возврата к исходной точке - привлечению консультантов со стороны. Но "возврата" не понадобилось.

Аргументируя свое решение о самостоятельном внедрении системы, Котов отмечает, что он в первую очередь исходил из двух факторов - степени ответственности консультанта и оценки совокупной стоимости внедрения: "Понятно, что когда привлекаешь стороннего специалиста, пытаешься какую-то часть ответственности переложить на его плечи. После общения с разными консультантами стало понятно, что компании на самом деле никуда не деться от ответственности. Внедренческие фирмы не гарантируют результата (неудачных проектов множество), но при этом обещают высокую стоимость работ. Мы посчитали, что целесообразнее создать собственную команду программистов, которая сможет реализовать этот проект самостоятельно. В результате нести ответственность будет сама компания. Не на кого свалить неудачи. Кроме того, свои программисты могут тесно общаться с функциональными специалистами компании, стало быть, более точным будет техническое задание для системы".

"Нужно понимать, на мой взгляд, еще вот что: специалисты из консультационных компаний, которые имеют навыки внедрения, не смогли бы уделять нашему проекту достаточно времени. Нужно обладать высоким мастерством, чтобы быстро собрать информацию внутри предприятия, а затем прописать ее в программном продукте. Учитывая то, что наша компания по отношению к другим покупателям Microsoft Axapta не является самой крупной, то, соответственно, квалифицированные кадры будут сосредоточены на других, более дорогостоящих проектах. Стало быть, высока вероятность, что на нашем проекте будут тренироваться новички, это логично, нормально, но нас не устраивает", - говорит Котов.

Генеральный директор "Буквоеда" осознает, что, принимая решение, противоречащее устоявшейся практике внедрений крупных систем, он шел на определенный риск, но уверен, что этот риск был экономически обоснован. "Я думаю, что наступил определенный цикл развития компании, когда уже можно в чем-то рисковать. Но понимая, какова будет премия за риск. По моим расчетам, стоимость внедрения собственными силами как минимум на 30-40% меньше стоимости проекта с привлечением консультантов, - рассказывает Котов. - То есть, пригласив консультантов, компания "Буквоед" в этом году не смогла бы перейти на Axapta. Просто мы не нашли бы этих 300-400 тыс. долларов на внедрение. Можно ждать год или два, копить и продолжать работать в системе, которая постепенно теряет производительность и не позволяет открывать новые объекты, то есть фактически замедлить развитие компании. Я решил попробовать перейти на систему более высокого уровня чуть раньше, чем это было бы возможно, пойди мы по общепринятому пути".

Первые результаты

Конечно, у "самостоятельного внедрения" есть свои минусы, которые вполне могут проявиться в будущем. Например, очевидно, что консультант смотрит на бизнес клиента со стороны, а значит, более объективно: описывает бизнес-процессы и рекомендует решения независимо от внутрикорпоративных традиций и установок. Профессиональный консультант - как хороший врач. Если возникает проблема, лучше вызвать его, чем заниматься самолечением.

Котов признает, что уже на первом этапе работы проекта есть некоторые трудности. С весны этого года система была запущена в промышленную эксплуатацию, и руководство "Буквоеда" смогло оценить ее возможности. Сейчас она испытывает перегрузки: по причине технологических сбоев и нестыковок пропускная способность меньше, чем до перевода информации о товарообороте в Axapta. Кроме того, перегрузки возникают из-за того, что не были "написаны" все необходимые отчеты (стандартные отчетные формы, которые система может выдавать пользователям на основе анализа информации). То есть была обеспечена технологическая цепочка, но не до конца разработана аналитическая составляющая. Пользователи системы хотят знать все больше, получать информацию в разных аспектах. Соответственно, они начинают формировать запросы, а внутренняя команда программистов не успевает эти запросы удовлетворять.

"Мы сейчас, после того, как система уже внедрена, собираемся часть работы (главным образом - написание отчетов) перевести на аутсорсинг, передать сторонним программистам. Несомненно, есть определенное разочарование, что не все было идеально. Хотелось так: нажали кнопку, и все заработало. Но, видимо, это невозможно", - говорит Денис Котов.

Система жизни

В целом, по мнению Котова, внедрение прошло успешно, об этом свидетельствует отсутствие критических сигналов по остановке работы системы. В Axapta уже прослеживается движение каждой товарной позиции по всем операциям. Постепенно расширяется и пропускная способность. В течение ближайшего месяца, по прогнозам Котова, в системе будет учитываться уже весь товаропоток. После чего процесс внедрения можно будет считать завершенным. Стоимость проекта составила около 200 тыс. долларов.

Внедренная ERP-система, как признает руководство "Буквоеда", станет важнейшим инструментом развития бизнеса компании. Не случайно в книжной сети выбрали модуль системы, отвечающей за управление товарными потоками. На нынешнем этапе грамотное управление товаром становится задачей номер один. В "Буквоеде" широчайший ассортимент, порядка 90 тыс. наименований (он делится на 20 товарных групп, только 9 из которых - книги), сравнимый с ассортиментом гипермаркетов. Но при этом обороты и рентабельность книжных магазинов на порядок меньше, чем у крупных продуктовых сетевых торговцев. Выжимать из управления ассортиментом все возможные плюсы, до предела минимизировать издержки, ничего не забыть, ничего не потерять и все учесть - это фактически задачи выживания для сетей книжных магазинов.

Санкт-Петербург


Компания "Буквоед"

Книжная сеть "Буквоед" вышла на рынок в конце 2000 года и на данный момент состоит из 24 магазинов (6 супермаркетов, 9 книжных магазинов и 9 книжных мини-магазинов), расположенных в Петербурге. Ежемесячно в сети магазинов "Буквоед" совершается более 240 тыс. покупок. В 2004 году оборот "Буквоеда" превысил 11 млн долларов, что на 70% больше, чем в 2003 году. В текущем году планируются аналогичные темпы роста.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (229) 27 июня 2005
    Кризис на рынке недвижимости
    Содержание:
    Самостоятельная работа

    Кризис на рынке жилищного строительства Петербурга возник под воздействием как рыночных, так и внерыночных факторов. От того, какие уроки извлекут из этого застройщики и власти, будет зависеть будущее строительного комплекса города

    Реклама