Расти будет сложнее

Москва, 27.06.2005
«Эксперт Северо-Запад» №24 (229)
Рынок лизинговых услуг на Северо-Западе бьет рекорды роста. Игроки отмечают ужесточение конкуренции и готовятся к серьезной борьбе за клиента

Рынок лизинговых услуг Северо-Запада России, как и российский лизинговый рынок в целом, продолжает уверенный рост; 2004 год можно считать в этом смысле рекордным. И хотя до насыщения рынка все еще далеко, участники единогласно отмечают возросшую конкуренцию. Пока она никому не мешает, на рынке есть место и для старых игроков, и для прихода новичков. Однако лизинговые компании уже сейчас начинают подготовку к работе в более сложных условиях - диверсифицируют источники финансирования, выделяют специализированные "дочки", активно идут в регионы, учатся работать с малым и средним бизнесом.

Высокий спрос

По итогам 2004 года лизинговые компании, зарегистрированные в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), занимают 19% общероссийского рынка, в том числе петербургские компании - 12%. На сегодняшний день, по сведениям Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА), на территории СЗФО действуют около 100 компаний, примерно 20 из них - филиалы московских лизинговых фирм. Они довольно активно действуют на уровне округа и, по данным СЗЛА, им принадлежит до 30% местного рынка. Как отмечают в компании "Петроконсалт", московские фирмы чаще всего приходят в регион вслед за "материнскими" банками.

На рынке СЗФО работают компании из других регионов России, но пока их влияние малозаметно. Одна из тенденций 2004 года - оформление интереса к петербургскому рынку лизинговых фирм, представляющих интересы финансовых групп и банков Скандинавии и Прибалтики. Доля этих компаний по итогам года составляет около 3,2%.

По оценке участников рынка, несмотря на ряд существующих ограничений, в последние годы среди клиентов лизинговых компаний значительно увеличилось число малых предприятий

По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", объем лизингового рынка в СЗФО в 2004 году составил чуть более

1 млрд долларов, из них на долю Петербурга приходится 655 млн. Оценки СЗЛА пока более скромные: по ее предварительным данным, общий объем рынка СЗФО в 2004 году - около 764 млн долларов. Однако, по мнению специалистов ассоциации, после окончательного уточнения он вполне может приблизиться к миллиарду долларов. Таким образом, рост рынка за прошедший год - минимум 40%, а по максимуму - 65%. Как отмечает генеральный директор компании "Глобус-лизинг" Борис Курцман, такие темпы роста во многом обусловлены увеличившейся потребностью в обновлении основных производственных фондов. Рынок растет уже в течение пяти лет, тем не менее специалисты считают, что перспективы все еще достаточно велики. В прошлом году доля лизинга как способа инвестирования в основные средства возросла в СЗФО, как и в среднем по России, с 4-6 до 8%, в то время как на Западе этот показатель составляет 20-30, а в некоторых странах превышает 60%.

На фоне высокого спроса на услуги лизинговых компаний основным лимитирующим фактором роста объемов операций становится дефицит ресурсов, что заставляет их искать новые пути привлечения дополнительного финансирования. Пока что среди источников финансирования сделок по-прежнему лидирует банковское кредитование (46%). Но если совсем недавно большинство компаний использовали ресурсы из одного источника (обычно банк-учредитель), то сейчас, как отмечают в СЗЛА, компании стремятся диверсифицировать свой кредитный портфель и поддерживают долгосрочные отношения с несколькими банками. Например, в структуре заемных средств компании "Петроконсалт" кредиты банка "АК Барс" составляют 62%, банка "Санкт-Петербург" - 20%, Сбербанка - 6%, банка "Возрождение" - 5%. Кредитный портфель компании "Балтийский лизинг" включает средства Промышленно-строительного банка, Внешторгбанка, Международного московского банка, Энергомашбанка, "СИАБ" и IFC (группа Всемирного Банка).

Кроме того, для финансирования лизинговых сделок компании Северо-Запада привлекают коммерческие кредиты поставщиков (17%), частных юридических лиц (18%), а также собственные средства (8%). Примерно 8% финансирования обеспечивается за счет привлечения кредитов зарубежных банков. Возможности фондовых рынков пока что используются мало (2% в источниках финансирования).

Хотя банковский кредит остается самым распространенным источником финансирования лизинговых сделок, его роль постепенно снижается. Так, например, "Интерлизинг" за 2004 год уменьшил долю банковского кредита с 74 до 58%. Это стало возможным благодаря резкому увеличению использования товарного кредита (с 3,2 до 7%) и привлечению собственных средств компании (с 3,7 до 7%).

Точка столкновения

Говоря об усилении конкуренции, представители компаний указывают прежде всего на лизинг транспортных средств. Как и в предыдущие годы, он занимает значительную долю (36%) в общей структуре рынка. Однако внутри этого сегмента можно отметить некоторые изменения, к примеру с 3 до 7,2% возросла доля железнодорожного транспорта. В СЗЛА объясняют это тем, что железнодорожный лизинг представляется очень перспективным направлением: реструктуризация Министерства путей сообщения и появление независимых операторов спровоцировали рост числа сделок по приобретению подвижного состава. По оценкам СЗЛА, объем рынка лизинга грузовых железнодорожных вагонов на Северо-Западе в 2004 году достиг 60 млн долларов.

Доля легковых автомобилей снизилась за 2004 год с 18,3 до 14%. Этот сегмент рынка ближе всего к насыщению, и компании вынуждены искать нестандартные решения для привлечения клиентов, будь то выделение специализированных предприятий или расширение предлагаемого ассортимента услуг. Например, "Интерлизинг" весной 2005 года создал компанию ICAR, специализирующуюся на лизинге легковых автомобилей. Здесь намерены сократить сроки и стандартизировать процесс обработки заявок лизингополучателей и за счет этого планируют увеличить количество заключенных договоров.

Как отметили в компании "Глобус-лизинг", в Санкт-Петербурге практически в каждом автосалоне предлагают услуги несколько лизинговых фирм. Поскольку у них примерно одинаковые условия финансирования, конкурировать приходится за счет ассортимента услуг, оперативности и нестандартности в принятии решений. К примеру, "Глобус-лизинг" в прошлом году не только передал в лизинг 200 автомобилей компании " Дирол-Кэдбери", но и взял на себя техническое обслуживание и управление автопарком лизингополучателя более чем в 60 городах России.

Вслед за банками

Еще одним следствием усиления конкуренции можно назвать расширение региональной экспансии. Как говорит Борис Курцман, для большинства крупных лизинговых компаний в последнее время приоритетом стало региональное развитие, поэтому заметной тенденцией является рост филиальной сети, перемещение инвестиционного капитала из центра в регионы.

Компании, зарегистрированные в Петербурге, в 2004 году продолжали экспансию в СЗФО, но едва ли не большей популярностью пользовались другие регионы - Поволжье, центр России, Урал (который считается перспективным). По оценкам экспертов СЗЛА, региональная стратегия лизинговых компаний, входящих в состав банковских групп, обычно связана с региональной стратегией их учредителей.

На фоне высокого спроса на услуги лизинговых компаний основным лимитирующим фактором роста объемов операций становится дефицит ресурсов, что заставляет искать новые пути привлечения дополнительного финансирования

"Если лизинговая компания является дочерней структурой или связана крепкими узами с банком, имеющим широкую филиальную сеть, то она стремится создать филиалы в тех же городах. Как правило, "независимые" лизинговые компании хотя и используют преимущество самостоятельного принятия решения, часто их деятельность локализована в своем регионе, и они не всегда имеют возможность привлечь требуемый объем финансирования", - отмечают в СЗЛА. В то же время, учитывая неудовлетворенный спрос на лизинг в регионах, "независимые" лизинговые компании также стремятся к территориальному расширению своей деятельности. PR-директор компании "Петроконсалт" Ирина Пастухова отмечает: "В нашей работе мы чаще стали сталкиваться c заявками от предприятий, находящихся в регионах. Поэтому в наших планах - расширение географии клиентской базы путем создания филиальной сети". В целом можно оценить объемы оборудования, переданного в лизинг за пределы Петербурга, как 40-45% от стоимости имущества, переданного в лизинг за 2004 год.

И большим, и маленьким

По оценке участников рынка, несмотря на ряд существующих ограничений, в последние годы среди клиентов лизинговых компаний значительно увеличилось число малых предприятий. Как отмечают в "Интерлизинге", взаимодействие с малым бизнесом сдерживает, во-первых, тот факт, что законодательство не позволяет работать с предпринимателями без образования юридического лица и частными предпринимателями. Кроме того, небольшими компаниями зачастую востребовано оборудование либо слишком дешевое, либо бывшее в употреблении, и такие сделки не всегда интересны для лизинговых фирм.

Основная проблема лизинговых компаний во взаимодействии с малым бизнесом - высокий уровень риска. Естественно, высокий риск закладывается в стоимость контракта, что порой не устраивает лизингополучателя. Тем не менее партнерство с малым бизнесом является для лизинговых компаний выгодным делом, прежде всего потому, что в этом сегменте рынка значительно ниже уровень конкуренции. Впрочем, признавая работу с малым бизнесом высокодоходным сегментом, руководитель службы маркетинга и рекламы ГК "Балтийский лизинг" Евгений Рафаленок отмечает, что этот вид деятельности требует от лизинговой компании большей технологичности, четкости типовых требований, типовых форм лизинговых контрактов, более быстрого принятия решений.

Локомотив конкуренции

В первом полугодии 2005 года на рынке лизинговых услуг продолжали развиваться тенденции, отмеченные в 2004 году. Пока темпы роста вполне сопоставимы с прошлогодними. В то же время практически все участники рынка говорят о росте конкуренции, особенно в секторе обслуживания крупных клиентов. Стремясь повысить конкурентоспособность, компании заняты разработкой программ, предполагающих стандартизацию лизингового процесса и более гибкие условия лизинга (уменьшение первоначального взноса (аванса), рост спектра дополнительных услуг). Как отмечают специалисты, останется и другая тенденция - диверсификация источников финансирования лизинговых сделок, прежде всего за счет увеличения объемов товарного финансирования. В компании "Интерлизинг" ожидают увеличения спроса на технически сложное оборудование и прогнозируют появление компаний, специализирующихся на проектном лизинге, поиске оборудования под заказ клиента.

Может получить развитие и такое направление, как лизинг недвижимости, пока мало представленное на рынке Северо-Запада. Многие игроки рынка демонстрируют интерес к этому виду бизнеса, но сейчас он занимает не более 2% совокупного портфеля договоров лизинговых компаний. Хотя специалисты отмечают рост количества таких сделок, однако более динамичному росту данного сегмента рынка существенно мешают особенности законодательной базы.

Санкт-Петербург

Изменения структуры лизингового портфеля компаний
Рейтинг лизинговых компаний СЗФО по объему текущих сделок

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (229) 27 июня 2005
    Кризис на рынке недвижимости
    Содержание:
    Самостоятельная работа

    Кризис на рынке жилищного строительства Петербурга возник под воздействием как рыночных, так и внерыночных факторов. От того, какие уроки извлекут из этого застройщики и власти, будет зависеть будущее строительного комплекса города

    Реклама