Опасный перекос

Страховые компании, столкнувшись с проблемой растущей убыточности добровольного автострахования, вынуждены заботиться о повышении устойчивости своих портфелей

Как отмечалось ранее, с 2004 года российский страховой рынок вступил в полосу стагнации: темпы его расширения отстают от уровня инфляции. Однако страховые компании, предоставляющие данные о своей деятельности "Эксперту С-З", наиболее крупные в Северо-Западном регионе, успешные и стабильно развивающиеся, демонстрируют принципиально иную динамику развития. Объемы премий, собранных этими компаниями по имущественному страхованию, составляющему две трети совокупного портфеля добровольного страхования, выросли за первое полугодие 2005 года по сравнению с тем же периодом прошлого года примерно на 30%.

Особенно быстро продолжает набирать обороты страхование наземного транспорта, составляющего почти половину портфеля имущественного страхования: объем собранных премий за обозначенный период вырос на 58,9%. Хорошими темпами прирастает также страхование имущества физических лиц (35,6%) и грузов (51,9%). Однако эти виды страховой деятельности пока имеют незначительные доли в портфеле имущественного страхования (около 7%) и их прирост не превысил статистической погрешности.

В аутсайдерах оказалось страхование имущества юридических лиц: хотя его доля в имущественном портфеле остается второй по величине (31%), она существенно сократилась (на 9%), а объем собранных премий в среднем практически не изменился (1,7%).

Коварный лидер

Львиную долю в "транспортном" портфеле страховых компаний (СК), работающих в Санкт-Петербурге, традиционно составляют премии по каско, тогда как страхование строительной техники и железнодорожного транспорта представлено незначительно. Стабильно быстрое развитие страхования наземного транспорта, следовательно, обусловлено изменением структуры автомобильного парка в последние годы. Новые автомобили покупаются, как правило, в кредит, одним из условий получения которого является страхование приобретаемого имущества. Впрочем, дорогой автомобиль, купленный без помощи банка или иного заемщика, также практически в ста процентах случаев будет застрахован владельцем от ущерба и угона.

Совокупность этих предпосылок делают каско самым востребованным, что дает возможность СК, считающим страхование транспорта одним из приоритетов, стремительно наращивать портфель. Рост премий по транспорту у многих страховщиков опережает средний по рынку показатель: так, " РЕСО-Гарантия" и " РОСНО" увеличили сбор премий за полугодие на 108%, " Альфастрахование" - на 126%, " НАСТА" - на 138%, " УралСиб" - на 148%.

Но лидер роста одновременно является источником немалых проблем для страховщиков. Страхование наземного транспорта - один из наиболее убыточных видов деятельности, средний уровень выплат здесь составляет 70%. Ожидалось, что ОСАГО "оттянет" на себя часть расходов по обслуживанию договоров каско (в случае ДТП значительную долю ущерба владельцу пострадавшей машины оплачивает СК, продавшая полис обязательного страхования, облегчая тем самым финансовое бремя страховщика, продавшего полис каско). Однако этого не произошло. По словам директора петербургского филиала ОАО "Московская страховая компания" Радия Негодина, уровень выплат по договорам добровольного автострахования перманентно повышается и тенденция будет сохраняться: в течение года суммарные выплаты возрастут еще на 35-40%.

Причины убытков страховщиков - высокое число угонов автомобилей и частые аварии на дорогах. Причем если количество угонов стабилизировалось, хотя и на высоком уровне, то затраты на ремонт перманентно растут. "Высокая конкуренция в страховании автотранспорта, а также ценовой демпинг со стороны ряда СК не позволяют нам адекватно реагировать на повышение тарифов станций техобслуживания. По актуарным оценкам, наши тарифы растут медленнее, чем следует", - говорит заместитель директора компании "Русский мир" Евгений Гуревич.

Работа над убытками

Чрезмерное увлечение автострахованием привело к тому, что ряд компаний уже оказались в "группе риска". Так, в портфеле добровольного страхования (ДС) компании "Асоль" страхование наземного транспорта занимает 93%, в портфеле "НАСТА" - 83%. Ряд страховщиков - "Ингосстрах", "Гайде", "Альфастрахование" - превысили планку в 60%.

Впрочем, однозначного представления об оптимальной величине "транспортной" доли в портфеле ДС среди игроков рынка нет. Руководители одних СК ("Русский мир", "АСК-Петербург") считают, что максимальная доля "транспорта", которую может позволить себе компания без ущерба для устойчивости, - 30% портфеля. Другие утверждают, что при определенных условиях вполне допустимо отводить под премии, собранные по этому виду деятельности, до 60% портфеля ДС.

"Стабильность компании в большей степени зависит не от размера доли по страхованию наземного транспорта, а от объемов премий, собранных по другим видам страховой деятельности, - говорит Светлана Хазова, руководитель Центра обслуживания клиентов СЗРЦ "РЕСО-Гарантия". - Быстрое наращивание транспортного портфеля представляет опасность для небольших компаний. Но для "РЕСО", имеющего серьезные объемы премий практически по всем видам страхования, двукратное увеличение сборов по наземному транспорту - нормальная ситуация. Более того, так и было запланировано: большое количество мелких рисков (а угон самой дорогой машины - это для нас мелкий риск), не требующих перестрахования, обеспечивают устойчивость компании".

В отличие от СК "РЕСО-Гарантия", которая прочно стоит на многих "ногах", другой лидер петербургского страхового рынка, "Прогресс-Нева", традиционно имеет "транспортную" ориентацию: в портфеле ДС доля "транспорта" приближается к 60% и объемы собранных премий существенно возрастают каждый год. Но, по мнению руководства компании, ситуация находится под контролем. "Доля "транспорта" в нашем портфеле соответствует структуре классического страхового рынка, сложившегося в странах Европы и в США. Гарантией устойчивости компании помимо наличия опытных актуариев и андеррайтеров является перестрахование рисков: весь наш портфель по каско перестрахован у одного из ведущих западных страховщиков - компании Gen Re", - говорит финансовый директор "Прогресс-Невы" Сергей Тихонов.

Впрочем, сторонники "европейской" доли "транспорта" в портфеле ДС соглашаются со своими оппонентами в одном - выплаты по этому виду деятельности достигли такого уровня, что проблемой номер один становится управление расходами. Составляющая стратегии минимизации убытков - санация портфеля посредством пересмотра тарифной политики, что могут себе позволить только страховщики "с именем".

"С 1 октября мы ввели новые тарифы по страхованию автотранспорта, разработанные на основании богатой статистики, составленной нашей компанией. Как показывают наши данные, выплаты по отдельным моделям автомобилей вдвое превышали собранные премии, что однозначно недопустимо. По тем маркам и моделям, которые наиболее часто угоняются и ремонт которых слишком дорог, тарифы были повышены. Одновременно мы смогли позволить себе некоторое снижение тарифов по массовым недорогим автомобилям", - рассказывает Светлана Хазова.

Помимо оптимизации тарифной политики страховщики продолжают работу над снижением убытков и по другим направлениям. Практически все ведущие СК за последние полтора-два года максимально ужесточили требования к установке противоугонных устройств. Взаимодействие со станциями техобслуживания позволяет СК, в обмен на обеспечение клиентского "вала", несколько сдерживать удорожание ремонта. Ряд СК даже решили обзавестись собственными СТО. Кроме того, стремясь снизить поток клиентов по автострахованию и увеличить долю иных страховых портфелей, некоторые СК меняют системы мотивации своих агентов, снижая размер комиссионного вознаграждения по каско и увеличивая его по другим видам страхования.

Неподъемное имущество

Все же меры, направленные на снижение убыточности портфеля по "транспорту", носят характер оздоровительных мероприятий. Большинство опрошенных экспертов полагают, что проблему устойчивости портфеля СК можно решить единственным путем - обеспечив адекватный рост по другим видам страхования.

"Мы считаем, что "транспорта" в нашем портфеле многовато, и ставим перед собой задачу снижения доли этого вида страхования до 30%. Но сокращать объемы страхования наземного транспорта нецелесообразно, мы не можем игнорировать рыночный спрос. Поэтому необходимо прилагать дополнительные усилия к развитию страхования имущества и грузов", - говорит Евгений Гуревич.

Быстрый рост портфелей по страхованию наземного транспорта ставит перед страховыми компаниями две задачи: понижение уровня выплат в этом виде деятельности и повышение собственной устойчивости посредством приоритетного развития остальных видов страхования

Несмотря на то что необходимость реструктуризации портфелей осознается страховщиками, объем страхования имущества юридических лиц практически не вырос за обозреваемый период. Трудное расширение этого рынка обусловлено тем, что крупные клиенты Северо-Западного региона, обеспечивающие львиную долю портфелей СК, уже разобраны между кэптивными и крупными универсальными компаниями ("РЕСО-Гарантия", "Русский мир", "Прогресс-Нева", "Росгосстрах", "Шексна" и др.). Тем не менее представленные компаниями данные выявляют любопытную тенденцию. Двое из лидеров направления в первом полугодии 2005 года сократили объемы премий по сравнению с аналогичным периодом 2004 года: РГС потерял 42% премий, "РЕСО" - 21%. Еще два крупных страховщика имущества ("Прогресс-Нева" и "Русский мир") продемонстрировали весьма умеренный рост - на уровне 10%. Одновременно несколько СК "второго ряда" показали беспрецедентную динамику: портфель имущества юридических лиц компании "Регион" вырос на 333%, "Югории" - на 560%, "Класса" - на 270%, "Спасских ворот" - на 1270%.

По словам директора петербургского филиала СК "Спасские ворота" Александра Куликова, беспрецедентный успех его компании обеспечили два фактора - активное сотрудничество по страхованию залогового имущества с группой банков и победы на нескольких тендерах, самая значимая из которых сделала "Спасские ворота" одним из основных страховщиков "Ленэнерго". Привлечение крупнейшего страхователя Петербурга позволило СК сбалансировать имущественный портфель, практически сравняв доли наземного транспорта и имущества юридических лиц (около 40%).

Однако "перетягивание" клиентов посредством предложения более выгодных условий и привлекательных цен не может считаться универсальным средством улучшения структуры портфелей. Необходимо изыскивать дополнительные резервы для наращивания объемов страхования имущества юридических лиц. Крайне привлекательно в этом смысле выглядит средний и малый бизнес: работа с этой категорией предприятий позволяет наполнить портфель мелкими диверсифицированными рисками. За последние полтора года все ведущие СК, ориентированные на рынок, разработали программы для работы с небольшими предприятиями, построенные на том, что набор рисков в каждом виде бизнеса стандартен. Программа является действенным инструментом, облегчающим агенту продажу, а клиенту - понимание страхового продукта. Но вовлечение малого и среднего бизнеса в "классическое" страхование происходит трудно, так что СК вынуждены постоянно повышать качество и пересматривать цену продуктов.

"Наша компания разработала и активно реализует программу "Мой бизнес", предназначенную для страхования малых и средних предприятий. Последние изменения в данной программе, а именно - существенные снижения тарифов, нацелены на развитие страхования имущества малого бизнеса", - рассказывает руководитель центра имущественного страхования филиала "Северо-Западная дирекция ОАО "РОСНО"" Татьяна Ини.

Однако усилия СК не дают быстрых результатов: по мнению экспертов, на данный момент застраховано не более 10% имущества малого и среднего бизнеса. Причем большая часть страхователей обратилась к страховщикам вынужденно - при получении банковского кредита или приобретении оборудования в лизинг. Оценивая перспективность "добровольно-принудительного" страхования в условиях растущей экономики, многие СК озаботились получением аккредитации в самом разветвленном и активно кредитующем банке. "Аккредитация в Сбербанке даст возможность нашей компании вернуть ушедших клиентов, которые хотели бы страховать залоговое имущество в "РЕСО", но до этого года мы не могли предоставить им эту услугу", - поясняет Светлана Хазова.

Непонятая целина

Вряд ли можно ожидать изменения структуры портфелей СК и за счет существенного увеличения доли страхования имущества физических лиц. Хотя поле деятельности у страховщиков широкое (например, в Петербурге застраховано не более 10% приватизированных квартир, или не более 5% жилого фонда города). Но "достучаться" до клиента невероятно трудно. В отличие от малого и среднего бизнеса, российский гражданин пока практически не интересен банкам в качестве крупного заемщика. Только после того, как механизм ипотечного кредитования заработает в полной мере, страховщики получат "бонус" в виде "добровольно-принудительного" страхования залогового имущества.

Не слишком много надежд на то, что лоббистские усилия Всероссийского союза страховщиков увенчаются успехом и Государственная дума примет закон об обязательном страховании жилья (или об ответственности собственников жилья, что более соответствует духу Конституции РФ).

Нельзя сказать, что СК ждут у моря погоды, сетуя на экономическую и психологическую неготовность россиян перейти в категорию страхователей. Но активность большинства из них ограничилась созданием "коробочных" (стандартизованных) продуктов для страхования квартир и дач. Эти продукты просты в оформлении (полис можно купить буквально за пять минут - без осмотра имущества), недороги - в пределах 1-2% от стоимости имущества. В последний год СК расширяют линейки таких продуктов, предусматривая варианты в зависимости от условий страхования (только стены или вместе с движимым имуществом), величины покрытия, наличия франшизы. Результат практически у всех СК аналогичен: "Продукты хорошие, но продаются плохо", - утверждают страховщики. Причина - не в качестве "коробок", а в отсутствии навыков продаж. "На сегодняшний день объем продаж индивидуальных полисов во много раз превышает продажи "коробок". Это связано с тем, что наши постоянные клиенты на протяжении многих лет перезаключают договоры, они уже привыкли к определенному типу страхового договора, довольны его качеством и им нет надобности заключать его на новых условиях, даже если эти условия ничем не хуже. Поэтому все "коробочные" продажи страховой компании приходятся пока на новые договоры", - говорит Дмитрий Синишев, директор управления маркетинговых коммуникаций СК "Росгосстрах-Северо-Запад".

Ожидалось, что простые в реализации полисы по страхованию имущества граждан будут продаваться вместе с ОСАГО. Но на практике максимальный объем полисов обязательной "автогражданки" реализуется через страховых и нестраховых брокеров, которые, по выражению одного из собеседников, "сидят в автосалонах и продают ОСАГО, как буханки хлеба". Затруднять себя дополнительной работой с клиентом им не с руки: низок материальный стимул. Этот же фактор (на порядок меньшая сумма вознаграждения по сравнению, скажем, с продажей полисов каско) не позволяет наладить удовлетворительную технологию агентских продаж.

Страховые компании пытаются повысить заинтересованность агентов в работе на данном сегменте рынка. Например, увеличивают проценты комиссионных, параллельно снижая их при продаже договоров по более убыточным видам страхования. Или, как "РЕСО-Гарантия", изобретают особые механизмы регулирования потоков продаж: чтобы перейти в более высокую квалификационную категорию с повышенным комиссионным вознаграждением, агент "РЕСО" должен наработать портфель, в котором будут представлены разные виды страхования в определенных долях. Но, несмотря на прилагаемые усилия, даже крупным агентским компаниям, имеющим разветвленные каналы продаж, не удается существенно нарастить свои портфели по имуществу физлиц: практически все СК собрали по этому виду страхования от нескольких сотен тысяч до 10 млн рублей за полугодие.

Исключение составляет компания "Росгосстрах-Северо-Запад": она занимает более половины данного рынка и по объему собранных премий в 24 раза опережает следующий за нею северо-западный филиал компании "Ингосстрах". Успех "Росгосстраха" подтверждает, что первостепенное значение имеет наличие разветвленных сетей продаж, а также готовность агентов к кропотливой работе с недорогими продуктами. Но, похоже, РГС приближается к пределу развития в этом виде деятельности: рост объемов собранной премии у него вдвое ниже, чем средний по рынку.

Маленький, но быстрый

В отдаленной перспективе роль противовеса для "перекошенных" в сторону каско страховых портфелей, вероятно, сможет играть страхование грузов - один из наиболее динамично развивающихся видов страховой деятельности. Если в 2003-2004 годах объем собранных в СЗФО премий увеличился в среднем на 30%, то за обозреваемый период - в полтора раза. "По косвенным факторам, можно утверждать, что российский рынок страхования грузов с 2003 года расширяется намного быстрее северо-западного - в несколько раз за год. Петербургские страховщики наращивают этот вид страхования более медленными темпами, это объясняется тем, что большая часть собственников грузов находится в Москве и страхуется через московские СК", - говорит директор центра страхования грузов и ответственности перевозчиков СК "Русский мир" Павел Евстратов.

Развитию этого вида страхования мешает и менталитет российских бизнесменов: по оценке специалистов, в настоящий момент страхуется около 80% грузов, пересекающих государственную границу, и не более трети грузов, перевозимых внутри страны. В отсутствие таможенного контроля и западных партнеров, трепетно относящихся к стандартам ведения бизнеса, грузовладельцы и грузоперевозчики экономят на безопасности и отказываются от приобретения полисов. Еще один вариант "экономии" - использование "серых" схем, при которых в страховом договоре указывается один груз, а в сопроводительных документах - другой, подпадающий под более низкие транспортные тарифы. Естественно, участвовать в таких махинациях страховщики не будут.

Как сказал один из собеседников, "изменить экономические реалии мы не в силах, значит, должны изменить отношение клиента к себе". Ведущие в страховании грузов СК ("РЕСО-Гарантия", "Русский мир", "Прогресс-Нева", "Ингосстрах") стараются привлечь клиентов как сервисом, так и выгодной "экономикой" продукта. Существует такой вариант - генеральный полис на обслуживание всех грузоперевозок компании с понижающим коэффициентом при расчете тарифа, который удобен по условиям оплаты и значительно облегчает документооборот. Впрочем, лояльность к потенциальным клиентам порой принимает характер заигрываний: по словам Павла Евстратова, "ценовой демпинг на рынке грузоперевозок процветает".

По прогнозам специалистов, в ближайшие годы страхование грузов будет сохранять высокие темпы роста - до 50% в год. Ожидается, что к концу 2005 года емкость данного рынка в СЗФО вырастет с 700 млн до 1 млрд рублей.

Обзор деятельности ведущих СК региона позволяет сделать некоторые предположения. Очевидно, что имущество физических лиц (речь не идет об РГС) и крупного бизнеса в ближайшее время не сможет обеспечить сбалансированность страховых портфелей. Свой бизнес обезопасят СК, выделившие в качестве приоритетов страхование грузов и работу с малыми и средними предприятиями. Но и эти усилия принесут плоды лишь в среднесрочной перспективе. В ближайшем будущем потенциальные риски портфелей каско будут снижаться, скорее всего, за счет ужесточения условий для страхователей и повышения тарифов.

Данные таблиц предоставлены СК

Санкт-Петербург