В колею не попали

Намерения ЕС сократить финансирование инфраструктурных проектов вызвало в странах Балтии опасения за судьбу скоростной железной дороги Rail Baltica

Председательствующая в ЕС Австрия выступила с предложением уменьшить финансирование особо важных европейских проектов с 20 до 6,8 млрд евро, сократив их список с 30 до 5-6. Хотя окончательное решение будет принято только в мае, после того как его утвердит Европарламент, общественность стран Балтии сильно встревожилась. Прибалтийские республики опасаются, что в результате «утруски» планов ЕС из них будет исключен проект создания Rail Baltica (балтийский участок мультимодального транспортного коридора Хельсинки – Таллин – Рига – Каунас – Варшава под общим названием Eurorail, по которому должна быть проложена скоростная дорога, отвечающая европейским стандартам, в том числе и по ширине колеи). 

По Балтии с ветерком

В литовских СМИ с подачи одного из европарламентариев уже прошла информация о том, что строительство скоростной железнодорожной линии Rail Baltica вычеркнуто из списка особо важных проектов, поддерживаемых ЕС. Однако в Министерстве сообщений Литвы слух подвергли сомнению. По словам пресс-атташе Ирины Склепович, это явное заблуждение, поскольку работы над проектом активно ведутся, а из списка проект исчез именно потому, что перешел в рабочую стадию. Она напомнила, что немецким, французским и прочим экспертам заказано предпроектное исследование, которое вот-вот завершится.

Меморандум о реализации проекта Rail Baltica был подписан транспортными министрами Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, России и представителями ЕС еще в 1996 году. Литва первой приступила к практической реализации этого проекта, заказав Институту исследования транспорта и дорог предпроектное исследование. К концу 1999 года были получены предварительные расчеты и оценки. Литовский проект предусматривает строительство участка дороги протяженностью 85,1 км от польской границы через Мариямполе до Каунаса. При этом в Кармелаве (район Каунаса) будет построен терминал для обслуживания идущих грузопотоков.

Реализация проекта намечается в два этапа: на первом планируется ограничение скорости до 160 км/час, на втором – до 250 км/час. При таких скоростях путешествие из Риги в Вильнюс или Таллин заняло бы всего час-два. Общая стоимость дороги оценивается почти в 4 млрд евро, стоимость литовской части – около 800 млн евро. Впрочем, цифры называются очень разные, их вообще определить крайне затруднительно, так как неизвестно, сколько средств потребуется, к примеру, на выкуп земли у частных собственников при выравнивании трассы. Предполагается, что строительство участка от Варшавы до Каунаса будет завершено в 2010 году, от Каунаса до Таллина – в 2016 году.

А он нам нужен?

Обсуждение этого проекта долгое время носило декларативный характер. В Брюсселе никаких конкретных шагов не предпринималось, а в Эстонии, к примеру, шли дебаты, по какому пути пустить магистраль – через Тарту или Пярну. Однако в 2004 году произошла подвижка – проект был включен в список приоритетных, а Еврокомиссия назначила его координатором на четыре года чеха Павела Теличку. Эксперты из разных стран приступили к предпроектному исследованию, в Финляндии к работе над проектом подключилась некоммерческая организация Eurorail.

Но прошлой осенью начали поступать тревожные сигналы о том, что общее сокращение бюджета ЕС на 2007-2013 годы может отразиться на судьбе этого проекта. И что рассматривается возможность вместо полноценной транспортной артерии от Берлина до Хельсинки ограничиться ответвлением евростандартной железнодорожной колеи до Каунаса. Такой вариант вызвал тревогу не только в Риге и Таллине, но и в Вильнюсе: по словам секретаря Министерства сообщений Литвы Алминаса Мачюлиса, если будет принят укороченный вариант, возникает сомнение, нужно ли вообще ориентироваться на европейских перевозчиков, не целесообразнее ли поменять рельсы в расчете на российские составы. Вопрос этот был включен в повестку дня 24-й сессии Балтийской ассамблеи (конец ноября 2005 года), а также обсуждался  на встрече премьеров трех стран.

Вполне возможно, что сегодня стоит вопрос уже о полном отказе от проекта. На позицию ЕС могло повлиять и предварительное мнение специалистов, которые должны представить свои выводы весной нынешнего года. Сомневающихся в перспективности этого строительства немало, в том числе и в странах Балтии. В СМИ, к примеру, приводились высказывания заместителя председателя правления ГАО Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога) Станислава Байко, который считает проект неперспективным, поскольку значительных грузовых потоков между Балтией и Европой не будет, а пассажиры не в состоянии покупать дорогие билеты. «В Европе железнодорожный билет на расстояние 100 км стоит около 25 долларов. Кто в Латвии захочет заплатить такую цену?» – заявил Байко в интервью Dienas Bizness.

Вильнюс