В известном афоризме «Основной продукт любого человеческого поселения – это мусор» заложена одна принципиальная проблема. Поскольку с этим продуктом надо что-то делать, то важно определить свое отношение: мусор – это безусловное зло или подлежащее использованию сырье? Если мы выбираем первое, то все усилия должны быть направлены на уничтожение мусора, как любого зла. Если второе – приоритетом становится поиск возможностей для использования этого специфического сырья.
Поскольку основная часть мусора возникает в процессе человеческого потребления, то людям психологически ближе первая точка зрения. И потому во всех странах мира с давних пор существует традиция борьбы с мусором как с одной из досадных издержек цивилизации. Развившееся в последние десятилетия экологическое чувство вины обостряет воинственное отношение к мусору как к экологической угрозе.
Такая психологическая установка стимулировала разработку методов более эффективного уничтожения мусора. Тысячи технологов придумывали способы обеззараживания отходов для их захоронения на полигонах. Другие совершенствовали технологии сжигания и очистки образующихся при этом газов. Поскольку мусор считался социальной проблемой, на все это тратились значительные бюджетные средства, причем об их возврате речь не шла. Последнее обстоятельство чрезвычайно выгодно чиновникам, ибо оно создает широкие возможности, связанные с освоением все больших бюджетных средств (ведь количество мусора неизбежно увеличивается), выделяемых на уничтожение отходов и решение связанных с этим экологических проблем. Этот же интерес побуждал функционеров не слишком заботиться об изменении общественных настроений, хотя многим из них давно стало ясно, что наступают новые времена.
По мере удорожания первичного сырья (природные ресурсы неуклонно истощаются, их добыча становится все более затратной) экономическая логика требует особенно внимательного отношения к ресурсосбережению. Первым это понял бизнес и стал развивать безотходные производства. По мере развития технологий постепенно повышалась рентабельность переработки бытовых отходов. И настал момент, когда появилась возможность совершить качественный скачок – резко увеличить долю перерабатываемых отходов с реальной перспективой вовсе уйти от их уничтожения.
Поскольку технологии переработки не достигли еще той степени эффективности, при которой «невидимая рука рынка» сама организует весь процесс (главная проблема здесь связана с «добычей» этого сырья – сбором, сортировкой, перевозкой к местам переработки), то сейчас необходима поддержка общества. Нужен небольшой толчок для запуска нового механизма, который, набрав обороты, будет потом работать без посторонней помощи. Общество должно сменить приоритеты и вместо уничтожения мусора основные усилия направить на обеспечение переработки. То есть перестать планировать строительство мусоросжигательных заводов, расширение полигонов и т.п., а высвобождающиеся средства вкладывать в стимулирование рециклинга. А для этого необходимо преодолеть психологический барьер, ибо общество продолжает считать мусор злом.
Настало время относиться к отходам как к сырью, хотя и специфическому. Надо полюбить мусор, как мы любим полезные ископаемые, справедливо считая их источником благосостояния. И наладить систему обращения с ним – аналогичную той, что давно существует в сфере добычи полезных ископаемых. Судя по ряду признаков, такое изменение отношения к мусору уже происходит. Свидетельством этого может служить, например, контракт, подписанный администрацией Санкт-Петербурга с НПК «Механобр-техника» на реконструкцию второй очереди МПБО-II (примечательно, что эта компания много лет специализировалась как раз на технологиях добычи полезных ископаемых). Согласно контракту, около 2 млрд рублей будет потрачено на создание системы широкомасштабной и глубокой переработки отходов Петербурга в товарные продукты, которая в недалекой перспективе приведет к полной, практически стопроцентной утилизации мусора в регионе.