В ожидании фундамента

Спрос на услуги системной интеграции на рынке коммерческой недвижимости растет. Однако четкие правила взаимодействия между строителями и подрядчиками-интеграторами пока не выработаны

В сфере предоставления телекоммуникационных услуг давно сложились относительно понятные стандарты работы с объектами коммерческой недвижимости. Здесь есть внятные правила игры, поддерживаемые как заказчиками, так и операторами.

Как говорит коммерческий директор компании «ЛАНК Телеком» Денис Белоусов, поставщик услуг связи для небольшой компании-арендатора часто выбирается по рекомендации управляющей компании. Когда же арендатор – крупная компания с большим объемом услуг, оператор чаще всего выбирается в ходе самостоятельного поиска или тендера. Как правило, управляющая компания идет навстречу крупному арендатору и предоставляет возможность выбора оператора связи.

При этом конкуренция по каждому новому объекту высока. Как говорит руководитель коммерческого отдела Санкт-Петербургского филиала компании «ВестКолл» Леонид Левин, за право работы в новых торговых и бизнес-центрах конкурируют в среднем до пяти операторов. «Компаний, которые обладают собственными современными ресурсами, не очень много, но они достаточно внимательно следят за новыми объектами, поэтому практически вокруг каждого разворачивается серьезная борьба», – рассказывает руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании «Квантум» Андрей Вышегородский.

Другая жизнь

Рынок системной интеграции тоже растет: без его услуг объект коммерческой недвижимости сегодня столь же беспомощен, как и без качественной связи. Однако он куда менее централизирован и сегментирован, на нем нет явных лидеров, задающих правила игры и направление развития. Это в первую очередь касается схемы взаимодействия клиента и подрядчика, а также выбора поставщика услуг.

Как рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Телекомстрой» Дмитрий Павлов, на рынке представлено несколько моделей взаимодействия системного интегратора и подрядчика. Во-первых, случается, что застройщики и девелоперы коммерческой недвижимости имеют собственное инжиниринговое подразделение, которое отвечает и за системную интеграцию. Не редкость, когда застройщики и девелоперы предпочитают работать с одной телекоммуникационной компанией, которая, в свою очередь, привлекает своего постоянного партнера – системного интегратора. Наконец, у строителей часто складываются прочные альянсы с поставщиком услуг системной интеграции. Последний вариант наиболее распространен.

Как говорит директор по продажам компании MicroXperts Михаил Медников, в силу отсутствия общепринятой практики выбора подрядчика конкуренция на малых и средних объектах невысока: «Выбором могут заниматься все участники, начиная от генподрядчика по строительству и заканчивая управляющей компанией, которой в дальнейшем планируют передать объект. И зачастую этим занимаются не профессионалы в области информационных технологий».

Для своих

Все игроки говорят об одной из главных особенностей текущей стадии развития рынка системной интеграции – в отличие от сферы телекоммуникаций, здесь пока слабо развита практика тендерного выбора поставщика. «Все модели взаимоотношений строителей и интеграторов, как правило, исключают тендер. Получение контракта возможно „через взаимоотношения“», – подтверждает Дмитрий Павлов.

Цивилизованного рынка недвижимости для интеграторов до сих пор нет, уверен начальник отдела сетевых технологий компании «Оникс – сетевые технологии, компьютеры» Александр Горьков. Есть отдельные вялотекущие попытки объявления тендеров, чаще закрытых, на очень небольшое число объектов. В основном все определяется личными связями руководства компаний. Компания-инвестор нанимает аффилированную компанию-застройщика, которая, в свою очередь, приглашает аффилированные компании по направлениям: фундамент, стены, фасады, внутренняя отделка, электрика, ну и в последнюю очередь сетевая интеграция.

Все меняется

Впрочем, постепенно правила игры будут меняться. Появляются новые сегменты рынка, для которых уровень и качество системной интеграции будут иметь критическое значение. В результате будет меняться и отношение заказчиков к выбору поставщика. Михаил Медников прогнозирует, что наибольший объем заказов у системных интеграторов придется на различные бизнес-центры категории А в силу некоторого дефицита подобных объектов на рынке.

Например, как утверждает Дмитрий Павлов, спрос на системную интеграцию уже заметен на рынке логистических терминалов и логистических парков. Здесь системная интеграция предусматривает не просто выбор и внедрение единой ИТ-платформы управления терминалом, но и развитие этой платформы, внедрение различных оптимизирующих, энергосберегающих и прочих программ, что опять же подтолкнет заказчиков к более продуманному выбору поставщиков решений.

Санкт-Петербург