На новой орбите

5 июня 2006, 00:00
  Северо-Запад

Редакционная статья

Кино в Советском Союзе было больше чем кино. В 60-70-х годах прошлого столетия кинотеатры посещали 4 млрд зрителей в год (15 посещений в год на каждого жителя страны, включая младенцев и пенсионеров). По числу мест на душу населения в кинотеатрах СССР уступал лишь США, Франции и Великобритании. Как следствие, рентабельность советского кинематографа достигала 800-1000%, а кассовые сборы приближались к 1 млрд советских рублей в год (рубль тогда формально был «весомее» доллара).

Советский кинематограф, как ни странно это прозвучит, выглядел довольно рыночным. Он был рентабелен, приносил в бюджет доходы, сопоставимые с поступлениями от нефти и водки, и при этом благодаря контролю властей умудрялся нести идеологическую нагрузку. Ситуация стала меняться во второй половине 1980-х годов, когда налаженная машина кинопроизводства и проката стала давать сбой. И дело не только в том, что была объявлена перестройка, рухнула идеология, прекратилась бюджетная подпитка, началась эра сначала видео-, потом DVD-плееров, а в конце концов и домашних кинотеатров. В Европе и США на тот момент давно уже не было доминирующей идеологии, казенных вливаний в кино, а уж западный уровень бытового технического прогресса сравнивать с нашим и вовсе неловко. Но западное кино поступательно двигалось вперед, а российское замерло в развитии на 15-20 лет.

Переход нашей киноиндустрии на новые, по-настоящему рыночные рельсы сильно затянулся. Грядущее открытие в Санкт-Петербурге двух новых мощных кинофабрик стало новостью первой половины 2006 года, а не середины 1990-х или начала 2000-х. Учитывая, что интерес к отечественному кино не падал практически никогда, это удивительно. Да, предложение на рынке отечественных фильмов снизилось и количественно, и качественно. Но спрос-то остался!

И поэтому лучше поздно, чем никогда. Российская киноиндустрия буквально с каждым месяцем становится более приспособленной к нынешним реалиям. В Петербурге и России в целом открывается все больше современных кинозалов, отечественным рынком все активнее интересуются западные производители (именитые Columbia Pictures и Walt Disney уже производят в России кино, причем для внутреннего, а не всемирного потребления), национальный капитал вкладывает средства в целые кинофабрики, не уступающие западным по технической оснащенности. Этот рост, разумеется, влечет за собой и клубок проблем, например нехватку квалифицированных кадров. Но разве развивающаяся российская экономика не испытывает дефицита кадров в других, более прибыльных отраслях, например в нефтяной? Увы, испытывает. Как бы то ни было, киноиндустрия постепенно становится такой же динамичной отраслью экономики, как и многие другие. Кассовые сборы в России растут на 30-40% в год, и едва ли не половина этого прироста приходится на отечественные фильмы.

Ставка большинства российских кинопроизводителей на телесериалы у многих вызывает раздражение. Настоящего искусства там действительно немного. Но сериалы сейчас имеют умопомрачительные рейтинги, и закрывать на это глаза нельзя. Вирус «сериальности» излечим, этот жанр не будет доминировать вечно. Но сейчас именно он подталкивает развитие российской киноиндустрии. И, возможно, такой не слишком привлекательный для эстетов локомотив российскому кинематографу и нужен.

Конечно, выход кино из-под госконтроля, его коммерциализация и уж тем более ставка на телесериалы не гарантируют нам появление новых Эйзенштейнов, Тарковских или Рязановых. Возможно ли коммерческую успешность телесериалов и возрастающий интерес россиян к отечественным премьерам в кинотеатрах конвертировать в повышение качества кинопродукции? Однозначного ответа этот вопрос не имеет. Бизнес и высокое киноискусство по определению трудносовместимы. Принято считать, что интеллектуальное кино вообще не может быть самоокупаемым.

Поэтому сколько бы кинофабрик ни создали российские финансово-промышленные группы, каким бы ни был уровень их технической оснащенности, на уровень фильмов это прямо не повлияет. Но если и повлияет косвенно, совсем чуть-чуть (а без современной базы уже сложно себе представить даже самое интеллектуальное кино), никто не будет против.