Стадион как предчувствие

Администрация Санкт-Петербурга выбрала архитектурный проект футбольного стадиона, отвечающий требованиям FIFA и UEFA. Стадион будет строиться в партнерстве с «Газпромом»

На прошлой неделе подведен итог международного архитектурного конкурса на проект строительства в Санкт-Петербурге футбольного стадиона, соответствующего уровню FIFA и UEFA. Конкурсная комиссия, возглавляемая губернатором Валентиной Матвиенко и председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером, отдала предпочтение проекту известного архитектурного бюро Kisho Kurokawa architect & associates (Япония). Новую арену стоимостью около 250 млн долларов планируют построить к 2009 году на Крестовском острове на месте существующего стадиона им. С.М. Кирова.

Японская тактичность

Конкурс, объявленный в феврале 2006 года, проводился в два этапа. Сначала из 17 компаний было выбрано пять архитектурных бюро с мировым именем и опытом проектирования крупных спортивных объектов. С каждым из финалистов город заключил контракт стоимостью 2 млн 850 тыс. рублей на подготовку архитектурных решений. При этом сразу предусматривалось, что победитель в дальнейшем получит лишь право авторского надзора за рабочим проектированием и строительством (заниматься этим будет выбранная на отдельном конкурсе компания).

В целом основные конкурсные требования были учтены всеми претендентами. В частности, необходимо совместить новое строение с остающимся от прежнего стадиона насыпным холмом, объявленным предметом охраны. У стадиона, рассчитанного не менее чем на 60 тыс. мест и пригодного для круглогодичной эксплуатации, должна быть светопроницаемая раздвижная крыша, VIP-зоны и бизнес-трибуны, помещения для спортивно-оздоровительных центров, ресторанов, магазинов и т.д.

Тем не менее еще во время публичной экспозиции проектов многие эксперты полагали, что лучшие шансы на победу – у творения японского архитектурного бюро Kisho Kurokawa architect & associates под названием «Космический корабль». И именно за этот проект, по имеющейся информации, высказались 9 из 11 членов конкурсной комиссии. Хотя «космические» мотивы присутствуют, по сути, во всех проектах, порождая различные по степени навязчивости ассоциации с летающей тарелкой, архитектурное решение Кишо Курокавы оказалось наиболее выразительным и тактичным, не вызывающим явного диссонанса с окружающей средой.

Высота «Космического корабля» – 56 метров (у других претендентов крыши стадиона поднимались более чем на 70 метров). Даже восемь мачт-«антенн», опор для купола стадиона, выглядят не слишком громоздко. Особенно на фоне проекта германского бюро Von Gerkan, Marg und Partner Architects International GmbH – немцы хотели увенчать крышу стадиона золотой иглой высотой 225 метров (отсылка к шпилям Адмиралтейства и Петропавловского собора), удерживаемой стальными вантами (издали они напоминают треугольный морской бакен). Весьма консервативно и предлагаемое японскими разработчиками цветовое решение будущего стадиона. В отличие, например, от проекта «Корона» португальской компании Tomбs Taveira-Projectos, Estudos Urbanos e Sуcio-Econуmicos, SA, где ставка делается на постмодернистскую игру с яркой цветовой гаммой (цитирование восточной архитектуры, традиций барокко, намеки на культовые петербургские памятники).

И, конечно, ключевая «фишка» проекта Курокавы – выдвигающееся наружу игровое поле стадиона, что делает возможным естественный рост дерна на свежем воздухе. Впрочем, как признают некоторые члены конкурсной комиссии, целесообразность такого технологического изыска небесспорна, в том числе в плане экономии расходов на эксплуатацию стадиона: разовый «выезд» поля может стоить примерно 25 тыс. долларов.

Стратегическая схема

Возможно, на необходимость отказаться от мобильного поля Курокаве укажут в техзадании на доработку проекта (его подготовят в течение двух недель). Уже известно, что от японских архитекторов потребуют большей увязки с российскими строительными нормами (в случае с проектом второй сцены Мариинского театра это привело к конфликту архитектора Доменика Перро с госорганами). Кроме того, Валентина Матвиенко настаивает на максимальном насыщении стадиона сопутствующей инфраструктурой, чтобы он «покрывал свое содержание». На завершение работы над проектом будет отведен месяц.

Как сообщил вице-губернатор Александр Вахмистров, уже в сентябре предполагается объявить международный конкурс для выбора компании – проектировщика и генподрядчика строительства. Гарантией того, что в ходе рабочего проектирования будет реализован архитектурный замысел Курокавы, станет договор об авторском надзоре. Демонтаж стадиона им. С.М. Кирова завершится до конца года – этим уже занимается столичная компания «Мосстройтрансгаз», выигравшая конкурс (она  выполнит работу за 139 млн рублей).

Руководители Смольного утверждают, что строительство будет полностью финансироваться из бюджета Петербурга, а сам стадион останется в собственности города. Тем не менее призрак частно-государственного партнерства сопутствует и этому стратегическому проекту. Матвиенко и Миллер подчеркивают: строительство дорогостоящей арены стало возможно благодаря ожидаемым налогам от «дочек» «Газпрома», зарегистрированных в Петербурге (об этом же говорилось в связи с возведением 300-метрового небоскреба «Газпром-Сити»). И хотя строительство стадиона объявляется «неокупаемым» проектом, «Газпром», судя по всему, рассчитывает компенсировать часть вложений (в том числе в принадлежащий ему футбольный клуб «Зенит») за счет эксплуатации спорткомплекса. Обоснованность этих надежд подтверждает и губернатор. Вполне вероятно, что стадионом и его коммерческой инфраструктурой будет управлять компания, которую город создаст совместно с «Газпромом».

Санкт-Петербург