Кто не успел, тот опоздал

Русский бизнес
Москва, 30.10.2006
«Эксперт Северо-Запад» №40 (294)
На телекоммуникационном рынке выигрывают те операторы, которые вовремя инвестировали в развитие и модернизацию собственной инфраструктуры

На российском рынке телекоммуникационных услуг давно сложились две модели ведения бизнеса. Первую условно можно назвать инфраструктурной: оператор поэтапно создает собственную телекоммуникационную сеть (в большинстве случаев – оптоволоконную), на основе которой и предоставляет конечные услуги абонентам. Это может быть одна услуга (например, только офисная телефония) или сразу комплекс услуг (телефония + доступ в Интернет), но, так или иначе, в большинстве случаев клиент подключается к линии, принадлежащей непосредственно провайдеру. Провайдер отвечает за линию, качество ее работы, безопасность, модернизацию и «ширину» канала.

Инфраструктурная модель характерна в первую очередь для крупных альтернативных операторов. Они потому так и называются, что предлагают на рынке услуги, которые основаны на инфраструктуре, альтернативной сетям государственного «Связьинвеста». В Петербурге это такие телекоммуникационные гиганты, как «ПетерСтар», «Метроком», «Голден Телеком». При этом есть немало игроков средней руки, которые еще с 1990-х годов инвестировали в собственные оптоволоконные сети.

Параллельно повышенный спрос на услуги связи сформировал и вторую модель телекоммуникационного бизнеса – сервисную. В этом случае операторы выводили на рынок некий пакет услуг, который обеспечивался при помощи собственного оборудования, но на основе чужой сетевой инфраструктуры. Такие провайдеры арендуют каналы связи у альтернативных операторов или покупают у них коммутационные порты. Фактически это телекоммуникационный аутсорсинг, который на заре активного развития рынка связи казался крайне перспективным. Альтернативные операторы не успевали развивать необходимые услуги для удовлетворения спроса, и сервис-провайдеры, пользуясь их сетями, восполняли недостаток предложения. Положение таких игроков долгое время было действительно выгодным: вложений в развитие или модернизацию инфраструктуры они счастливо избегали.

Однако в последнее время модель инфраструктурного аутсорсинга себя уже не оправдывает. Продажи и сдача в аренду телекоммуникационной инфраструктуры постепенно уходят в прошлое.

Пора уходить

Самый показательный пример – ситуация на рынке коммутируемого интернет-доступа, на котором большинство игроков изначально работают по сервисной модели. Большая часть карточных интернет-провайдеров арендует инфраструктуру (модемные пулы) у «Северо-Западного Телекома» (СЗТ) и альтернативных операторов. То, что бизнес интернет-провайдеров, не имеющих собственной инфраструктуры, обречен, стало ясно еще несколько лет назад, когда на массовый рынок доступа в Интернет начали выходить крупные телефонные компании. В числе первых была «ПетерСтар» (транспортная сеть «ПетерСтар» является одной из крупнейших в городе по протяженности – более 3 тыс. км). Его последовательное повышение цен для конкурентов-арендаторов уже тогда, четыре года назад, привело к уходу ряда мелких игроков, которые не справились с повышенной финансовой нагрузкой.

Выход крупных игроков на небольшой, казалось бы, рынок был неизбежен. Главная тенденция современных телекоммуникаций – комплексность услуг. Компании стремятся предоставлять весь набор возможных сервисов, от карточного Интернета до разного рода беспроводных предложений. В новых условиях поддерживать лояльную для небольших игроков ценовую политику гигантам и средним компаниям с собственной инфраструктурой было уже невыгодно. Небольшие компании могли остаться на плаву, но лишь при наличии своей сети. По разным оценкам, для этого им пришлось бы выкладывать от 1,5 до 15 млн долларов ежегодно (тот же «ПетерСтар» с 1992 года инвестировал в свою транспортную сеть более 170 млн долларов). Такие инвестиции им было не потянуть.

Операторы, независимо от их специализации, стремятся использовать имеющуюся у них инфраструктуру с максимальной отдачей, чтобы создавать и предлагать своим клиентам сервисы с добавленной стоимостью

Окончательный удар по рынку коммутируемого интернет-доступа, как известно, нанес новый закон «О связи», вступивший в силу 1 июля этого года. Он изменил отношения между операторами и интернет-провайдерами. Краеугольным камнем опять же стала сетевая инфраструктура. До сих пор абоненты операторов «Связьинвеста» и альтернативных операторов могли через его сеть выходить на модемные пулы интернет-провайдеров. Теперь интернет-провайдеры должны платить инфраструктурным операторам за использование их оборудования. Как уверен генеральный директор «Северо-Западного Телекома» Владимир Акулич, новые правила соответствуют объективным рыночным законам: «Наша инфраструктура требует обслуживания, за которое нужно платить». В результате цены у интернет-провайдеров растут, а объем трафика снижается. По данным СЗТ, за три летних месяца общий трафик снизился почти в два раза – с 98 до 53 млн минут в неделю. Конечно, спад рынка карточного Интернета обусловлен и качественным развитием предложений ADSL-операторов, которые перетянули на себя часть пользователей. Однако за отсутствием собственных сетей интернет-провайдерам не удалось что-либо противопоставить более перспективной технологии.

Самая последняя миля

Перед всеми операторами сейчас остро стоит проблема так называемой «последней мили», то есть участка телекоммуникационной линии от телефонной станции до абонентского оборудования. Наиболее ярко эта проблема проявляется в сфере быстрого интернет-доступа. За четыре года объем передаваемого интернет-трафика увеличился в России в 58 раз, именно поэтому возникла проблема «последней мили» с большой пропускной способностью. Высокоскоростные оптоволоконные линии передают данные очень быстро, но прежде чем попасть в дом или офис, то есть дойти до конечного пользователя, сигнал должен пройти по низкоскоростным телефонным линиям.

Теоретически можно решить проблему с помощью технологии DSL (и рост рынка услуги ADSL, который он демонстрирует все последние годы, лишь подтверждает это). Но у нас перспективы технологии ограничены. В России используется в основном медный кабель операторов «Связьинвеста» с диаметром 0,004 м. А технология DSL показывает хорошие результаты, если диаметр медного кабеля 0,005-0,006 м. Кроме того, на Западе, где эту технологию успешно применяют многие операторы, на метр кабеля витой пары приходится больше витков, чем принято в России. Все эти недочеты отрицательно сказываются на качестве работы ADSL-устройств – в российских условиях скорости ограничены.

Понимая это, операторы начинают задумываться об инвестициях в собственную «последнюю милю», которая позволила бы обойти ограниченные каналы связи госмонополиста. Так, компания «Корбина Телеком» инвестирует около 70 млн долларов в строительство оптоволоконной сети в Москве и ряде других городов России (в том числе в Петербурге). По утверждению старшего вице-президента «Корбины Телеком» Александра Малиса, сотрудники компании изучили возможности организации «последней мили» с помощью различных технологий, применяемых в России и за рубежом. В результате компания пришла к выводу, что альтернативы оптике нет, и разработала проект по созданию собственной оптоволоконной «последней мили». «Нам надоело постоянно решать проблему „последней мили“, в том числе выпрашивая медный кабель у предприятий „Связьинвеста“», – говорит Малис.

«Корбина Телеком» – лишь первая ласточка. Ныне работающие ADSL-операторы неизбежно задумаются о строительстве собственной транспортной инфраструктуры, как только на рынке появятся высокоскоростные предложения с конкурентными ценами. Согласно данным исследования IDC, в ближайшие пять лет рынок оборудования для оптоволоконных решений «последней мили» ожидает бурный рост. Среднегодовой темп роста в 2004-2009 годах составит 16,6%. Как утверждается в отчете IDC, подобный рост связан с постепенным переходом к использованию таких инновационных сервисов, как IPTV (internet protocol TV – интернет-протокол для телевещания), HDTV (high-definition TV – телевидение с высоким разрешением) и «видео по требованию» (video-on-demand, VOD). Российский спрос мало отличается от западного, так что в ближайшие годы от операторов потребуются новые вложения в инфраструктуру.

Плюс модернизация всех сетей

  Фото — Александр Крупнов
Фото — Александр Крупнов

Петербургские телекоммуникационные компании уже сейчас активно инвестируют в модернизацию и развитие собственных оптоволоконных сетей. Так, компания «ПетерСтар» еще в начале года приступила к реализации комплексной программы по модернизации сети абонентского доступа. В основе программы опять же лежит замена оборудования «последней мили». «Для телекоммуникационного оператора новое оборудование равнозначно изменению внутренней философии», – говорит генеральный директор оператора Виктор Кореш. По его словам, инвестиции в проект модернизации сети абонентского доступа «ПетерСтар» составят порядка 300 тыс. долларов до конца этого года. А общий объем инвестиций компании в развитие инфраструктуры связи в этом году планируется на уровне 15 млн долларов. Поэтапную модернизацию сети проводит и «Метроком».

Тем же путем идут операторы средней руки. «С 2000 года в организацию собственной транспортной инфраструктуры нами вложено уже около 30 млн долларов. Строительство собственной транспортной сети началось в 2000 году. Первоначальная задача сводилась к объединению нескольких небольших узлов связи (соединенных до этого арендованными у других операторов каналами) и подключению нескольких крупных корпоративных клиентов, – говорит директор Санкт-Петербургского филиала компании „ВестКолл“ Виктория Тихонова. – Следующим этапом было построение на базе существующих узлов опотоволоконного кольца в центральной и южной частях города. Этот этап был завершен к 2003 году. В результате уже к 2004 году доля арендованных каналов связи у нас составляла не более 20%. В настоящее время сеть покрывает все районы города. В следующем году мы планируем расширение сети в спальных районах города, а также в пригородах Петербурга». Компания «ЛАНК Телеком» также продолжает активно развивать собственную сеть. «В настоящее время одно оптоволоконное кольцо построено в центре города, второе соединяет стратегические узлы компании. Кроме того, завершено строительство южного полукольца на границе города. Дальнейшие планы – соединить южное полукольцо с северным и строиться в отдаленных районах», – говорит Екатерина Дементей, руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телеком».

По активности игроков видно, что сегодня любые операторы, независимо от их специализации, стремятся использовать имеющуюся у них инфраструктуру с максимальной отдачей, чтобы создавать и предлагать своим клиентам сервисы с добавленной стоимостью. Без собственной развитой сети эту задачу не решить.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (294) 30 октября 2006
Развитие инфраструктуры
Содержание:
Мост в будущее

Стремление властей Санкт-Петербурга к комплексному развитию инженерной инфраструктуры территорий является одним из главных достижений бюджетной политики городской администрации

Реклама