Вперед в прошлое?

Неожиданно возникший законопроект о привилегиях петербургскому губернатору оказывает медвежью услугу Валентине Матвиенко и навевает не слишком приятные воспоминания о последних годах советской эпохи

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Михайлов внес в городской парламент поправки к закону «О гарантиях деятельности лиц, замещавших или замещающих государственные должности в Санкт-Петербурге». Поправки направлены на предоставление дополнительных благ губернатору после того, как он оставляет свой пост. Масштаб этих преференций – почти такой же, как у первого президента России Бориса Ельцина: пожизненное пользование государственной дачей, государственной охраной, оплата обслуживающего персонала, всех видов связи, транспорта, медицинского и санаторно-курортного обслуживания.

Судьба законопроекта получилась короткой: 17 ноября он был представлен в парламентском Комитете по законодательству, а всего спустя три рабочих дня без внесения в повестку очередного заседания Законодательного собрания неожиданно отозван. Михайлов объяснил это неоднозначным общественным резонансом, а также тем, что «в прессе, которая является носителем общественного мнения, сформировалось негативное отношение к законопроекту». Депутат, видимо, имел в виду сюжет на телеканале «РЕН-ТВ», благодаря которому локальная петербургская новость стала федеральной.

Казалось бы, тема исчерпана: нет законопроекта – нет и предмета для обсуждения. Но все-таки интересно, как рождаются подобные документы. Мы в последнее время были свидетелями самых разных законодательных инициатив, причем не только на петербургском уровне. Чего стоит запрет Госдумой чиновникам и журналистам произносить слова «евро» и «доллар»! Но эту инициативу хотя бы можно считать популистской – уж больно велико желание депутатов-единороссов укрепить доверие к рублю.

А вот закон о губернаторских привилегиях, дойди он до принятия, был бы невыгоден всем. И в первую очередь – губернатору Валентине Матвиенко. Если бы она подписала закон, то немедленно стала бы антигероем уже не на одном, а на всех федеральных телеканалах. А негатив на телевидении для нынешнего поколения политиков – вещь опасная. Об этом лучше других знает карельский губернатор Сергей Катанандов, «потерявшийся» на несколько дней из поля зрения президента и узнавший о несвоевременности собственного отпуска из телеэфира.

Да и сложно представить, чтобы политику федерального уровня, откомандированному президентом на несколько лет во второй по величине город страны, по завершении губернаторской карьеры требовалась бесплатная связь или путевка в санаторий. Валентина Матвиенко не для того зарабатывает имидж успешного градоначальника, чтобы, покинув этот пост, сидеть на госдаче и разговаривать по телефону за счет петербургских налогоплательщиков. Она, несомненно, будет востребована на самых высоких постах и по завершении петербургского этапа своей карьеры. В этом смысле внесенный депутатом Михайловым законопроект – настоящая медвежья услуга губернатору.

Еще более неоднозначным выглядит объяснение Игорем Михайловым сути своих инициатив. В комментариях депутат намекает, что губернатор не должен оглядываться на тылы – мол, только так он избежит соблазна коррупции. А это уже не медвежья услуга, а настоящая подножка Валентине Матвиенко. Коррупция, конечно, проникла во все чиновничьи слои, но наиболее массовой она является все-таки в среднем и нижнем звеньях, а не на губернаторском уровне. Следуя логике депутата, для борьбы с коррупцией пожизненное содержание необходимо предоставить тогда всем чиновникам, начиная с муниципального ранга, а также милиционерам, дорожным инспекторам и т.п.

Да и сама идея предоставления гарантий губернатору в нынешней политической конфигурации ничего, кроме раздражения, в обществе не вызовет. Ельцину были предоставлены государственные льготы в обмен на гарантии сменяемости власти. А петербургским губернаторам – в обмен на что? На некоррумпированность? Одно дело – когда губернатор проигрывает всенародные выборы в результате острой политической борьбы, и совсем другое – когда он является винтиком всепроникающей властной вертикали. В последнем случае вертикаль и обеспечивает губернатору разного рода гарантии. Типичный пример – экс-глава Петербурга Владимир Яковлев, чья карьера в правительстве длится уже три с половиной года, и назвать ее неуспешной нельзя. Так какие еще гарантии нужны губернаторам из вертикали?

Петербургский опыт с попыткой предоставить привилегии высоким чиновникам – не первый и, боюсь, не последний. Подобный закон о госгарантиях главе региона обсуждался в прошлом году в Карелии. Периодически (особенно перед очередными выборами) депутаты региональных парламентов пытаются расширить перечень своих привилегий в случае потери мандата. В последнее время это особенно актуально в связи с трансформацией системы региональных выборов из мажоритарной в чисто партийную или смешанную. Сменяемость власти все больше превращается из достижения молодой российской демократии в тяжкую обузу для налогоплательщиков.

Выбивание современной российской номенклатурой новых преференций невольно наводит на воспоминания о последних годах советской эпохи. Борьба с разного рода спецпайками и спецполиклиниками в эпоху экономического кризиса стала «коньком» демократов. Она всерьез поспособствовала разрушению прежнего строя и, как следствие, привела к смене элит. Сейчас, конечно, ситуация иная – в магазинах нет пустых полок, а двери дорогих поликлиник открыты для всех. Но и финансовое благополучие номенклатуры не сравнить с советскими временами: среди российских губернаторов и депутатов немало долларовых мультимиллионеров, и разрыв между их состоянием и доходами среднестатистического россиянина несоизмеримо выше, чем 20 лет назад. Уроки истории необходимо помнить всегда. Даже тогда, когда революций ничто пока не предвещает.