Высокое напряжение

Новый порядок взимания платы за присоединение станет серьезным шагом к достижению взаимопонимания и доверия в цепочке «руководство Петербурга – „Ленэнерго“ – потребитель-застройщик» – уверен Валерий Чистяков

Исполнение Программы развития электросетевого комплекса Санкт-Петербурга в соответствии с соглашением, подписанным губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом, должно создать небывалые инфраструктурные предпосылки для развития экономики города. Важнейший блок программы приходится на объекты электросетевой инфрастуктуры, относящиеся к сфере ответственности ОАО «Ленэнерго». О том, как сегодня складывается сотрудничество администрации города и компании, как меняется практика взаимодействия с застройщиками, рассказывает назначенный полгода назад генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Валерий Чистяков.

Приоритеты без исключений

– Какие приоритетные задачи должна решать Программа развития электросетевого комплекса Санкт-Петербурга в части, относящейся к компетенции «Ленэнерго»?

– По масштабу задач, их сложности и сжатости сроков исполнения программа беспрецедентна для «Ленэнерго», РАО «ЕЭС России» и Санкт-Петербурга. Подготовка программы связана с решением проблем системного характера, с которыми в России первыми столкнулись Петербург и Москва. Электросетевая инфраструктура оказалась неадекватна потребностям, возникающим при столь высоких темпах развития двух мегаполисов. В Петербурге возник острый дефицит электрической мощности в тех районах города, где она наиболее востребована, а также произошел серьезный физический и моральный износ значительной части оборудования. Важно, что программа носит комплексный характер и, наряду с электросетевой составляющей, решает вопросы генерации электрической и тепловой мощности, поставок в регион и обеспечения конкретного потребителя. Программа затрагивает зоны ответственности ОАО «ФСК ЕЭС», «Ленэнерго», ТГК-1, ОГК-6, муниципальных сетей на территории Петербурга.

Стратегически программа нацелена на то, чтобы к 2010 году ситуация с электроснабжением в Петербурге изменилась кардинально. Приоритеты мероприятий, относящихся и к сфере «Ленэнерго», – это стабильность электроснабжения потребителей, увеличение пропускной способности сетей, образование надежного профицита электрической мощности, что решит проблему обеспечения существующих пользователей и присоединения новых потребителей.

Объем инвестиций ОАО «Ленэнерго» в развитие электросетевого комплекса составит более 77 млрд рублей. Так, мы планируем построить 19 новых подстанций напряжением 110 кВ и реконструировать 27 действующих подстанций трансформаторной мощностью 3480 МВА, проложить свыше 500 км кабельных и воздушных линий электропередачи напряжением 35-110 кВ.

– Как инвестиционная программа «Ленэнерго» согласуется с действиями города по развитию электросетевой инфраструктуры? Город строит объекты, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов?

– Нет, речь не идет о разделе сфер влияния и определении особых приоритетов. Просто часть объектов строит город, а часть – «Ленэнерго». Власти понимают масштабность задач по развитию электроэнергетики и то, что бюджетные вложения помогут решить проблемы города. Строительство всех объектов находится под контролем специального оперативного штаба, который возглавляет губернатор Валентина Матвиенко. Независимо от того, строится ли объект на деньги бюджета или «Ленэнерго», ведется жесткий, но конструктивный разговор со всеми, кто не выполняет обязательства. Главное – чтобы объекты строились быстрее и лучше.

В рамках программы мы уже приступили к строительству двух подстанций 110 кВ. «Лахта» должна решить проблему дефицита электрической мощности для снабжения жилого фонда Приморского района. В октябре мы начали строительство подстанции «Стрельна», которая, заменив существующую подстанцию, увеличит в четыре раза мощность энергоснабжения Петродворцового района – Стрельны, Сосновой Поляны и нескольких поселков – и позволит развиваться территории южного побережья Финского залива. На повестке дня строительство подстанций «Шушары», «Обуховский завод», «Пулково-2», «Наземный экспресс», хотя, в принципе, приоритетными являются все без исключения объекты. Сейчас активно ведутся проектно-изыскательские работы сразу по 25 объектам.

– С какими наиболее острыми проблемами вы сталкиваетесь при осуществлении программы?

– Это ряд системных проблем, вызванных отсутствием в последние десятилетия активной инвестиционной деятельности в сфере энергетики. Следствием этого, в частности, стал дефицит квалифицированных разработчиков проектов, подрядчиков по монтажу, пуску и наладке технического оборудования. Проблемы усугубляет недостаточная мощность заводов, изготавливающих энергетическое оборудование, особенно – требующее длительных сроков производства: трансформаторы, распределительные устройства, кабели и т.д. Чтобы обеспечить своевременное выполнение графика ввода объектов, нам пришлось принять неординарные решения. Просчитав потребности в оборудовании, мы стали заключать долгосрочные рамочные контракты с основными производителями в расчете на все мероприятия программы. Выставляя на торги объекты нового строительства и реконструкции, мы были вынуждены собирать пулы подрядчиков, включая в них проектировщиков, общестроительные организации, специализированные электромонтажные компании и зачастую поставщиков-изготовителей оборудования, осуществляющих шеф-монтаж.

Обычно серьезные сложности возникают с решением вопросов землеотвода для размещения объектов электроэнергетики и прокладки коммуникаций, при получении необходимой разрешительной документации. Масштаб возможных проблем можно оценить, наложив на карту все, что мы должны построить (и точки передачи мощности, и кабельные линии), – получится густая паутина, накрывающая весь город. Но благодаря конструктивному взаимодействию с органами исполнительной власти Петербурга и поддержке губернатора все организационные проблемы, безусловно, удастся преодолеть.

Залповое сближение

– Есть ли уверенность, что реализация программы «Матвиенко – Чубайс» не сорвется из-за проблем с источниками финансирования?

– Понятно, что реализация столь масштабного инвестиционного проекта требует залпового привлечения серьезных средств. Поэтому помимо обычных источников (тариф, плата за присоединение, амортизация, нераспределенная прибыль) советы директоров РАО «ЕЭС России» и ОАО «Ленэнерго» дали согласие на размещение облигационного займа объемом порядка 3 млрд рублей, и в ближайшее время будет принято решение о дате его размещения.

До конца года все дома, подключенные по временной схеме, за присоединение которых «Ленэнерго» получило деньги, будут подключены по постоянной схеме

Разумеется, будем привлекать заемные средства, которые пойдут на покрытие финансовых разрывов – ведь новые мощности мы построим в течение пяти лет, а плата за присоединение будет собираться не менее десяти лет. В период до 2010 года планируется привлечь от 30 до 50 млрд рублей, в зависимости от уровня платы за присоединение, устанавливаемого для ОАО «Ленэнерго».

Наконец, как известно, полтора месяца назад губернатор Валентина Матвиенко и председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Андрей Раппопорт подписали протокол о взаимодействии, предусматривающий вхождение города в состав акционеров ОАО «Ленэнерго». Город намерен участвовать в выкупе допэмиссии не только путем внесения имущества, но и «живыми» деньгами, которые также пойдут на реализацию программы.

– Определены ли параметры допэмиссии и на какой стадии находится процесс оценки активов ОАО «Ленэнерго» и города? Ранее появлялась информация, что создание единой электросетевой компании тормозится из-за разногласий по вопросам оценки…

– Окончательно принято стратегическое решение, учитывающее заинтересованность города иметь не менее блокирующего пакета акций ОАО «Ленэнерго» – 25% плюс одна акция. Электроэнергетика является для Петербурга основой жизнеобеспечения, и эта сфера не должна оставаться вне поля зрения региональных органов власти. Я полностью согласен с подобным подходом и активно участвовал в подготовке этого решения.

 pic_text1

Другое принципиальное решение – на территории города должна быть единая сетевая компания, что связано с технологической необходимостью, прозрачностью взаимодействия и вопросами диспетчеризации. В едином электросетевом поле города со временем не останется вкраплений в виде других компаний. Здесь могут быть различные механизмы, учитывающие структуру собственности сетевых компаний. Но сетевое имущество, принадлежащее сегодня казне (его держателем является ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети»), должно войти в состав единой сетевой компании «Ленэнерго».

Что же касается оценки, то мы договорились определить независимого оценщика, который по единой методике, по единому стандарту произведет оценку стоимости как блокирующего пакета акций «Ленэнерго», так и имущества, которое город вносит в оплату допэмиссии. Просчитав график дальнейших действий (корпоративных процедур РАО «ЕЭС России» и принятия городом необходимых решений), мы предполагаем, что к 1 июля 2007 года придем к заключению договора о вхождении города в состав акционеров компании. Оценщики, приступившие к работе менее двух недель назад, сейчас разрабатывают методику и после ее утверждения обеими сторонами приступят к оценке имущества. При этом город уже заложил в бюджет на 2007 год первую сумму на выкуп акций «Ленэнерго» – 3 млрд рублей. Много это или мало, комментировать пока не будем…

– Возможен ли вариант, когда не только Петербург, но и Ленинградская область станет акционером «Ленэнерго»? Ведь компания работает на территории обоих регионов?

– С Ленинградской областью мы, как и с городом, ведем переговоры о необходимости развития электросетевого хозяйства. В области отставание сетевой инфраструктуры от потребностей экономики не настолько критично, как в городе, тем не менее невозможность получить дополнительную мощность сдерживает развитие ряда районов. Разрабатывая в июне-июле программу развития сетей, мы учитывали потребности не только города, но и области. Свое видение проблем электросетевого комплекса мы представили правительству Ленинградской области. Если губернатор Валерий Сердюков и руководство области сочтут правильным и необходимым ставить вопрос о вхождении в уставный капитал «Ленэнерго», а акционеры компании согласятся, то мы как менеджеры будем это только приветствовать.

– Удалось ли найти компромисс с финским концерном Fortum, который в случае проведения допэмиссий потеряет блокирующий пакет акций ОАО «Ленэнерго»?

– Компания Fortum – профессионалы высочайшего класса в энергетике, это очень квалифицированные менеджеры, и они прекрасно понимают, что тот выход из кризисной ситуации, который сегодня найден, будет только во благо. И уменьшение доли в уставном капитале не означает снижения капитализации остающегося пакета акций. Напротив, в результате допэмиссии капитализация ОАО «Ленэнерго» вырастет в несколько раз. Естественно, менеджмент «Ленэнерго» не мог не обсуждать эту тему с таким уважаемым акционером, как Fortum. Предложения, зафиксированные в протоколе, подписанном Валентиной Матвиенко и Андреем Раппопортом, нашли понимание у представителей Fortum, и в ходе предварительных переговоров мы получили их согласие. Но понятно, что окончательным решение акционера станет после того, как он проголосует в ходе соответствующих корпоративных процедур.

Ставка на прозрачность

– Что принципиально изменится для потребителей после принятия нового порядка взимания платы за присоединение? Сейчас строители жалуются, что выполнение техусловий может обходиться значительно дороже, чем предусматривается договорами…

– Нужно трезво смотреть на подобные жалобы. В одной точке выполнение техусловий может оказаться дороже, а в другой – дешевле, но строители редко об этом говорят… Чтобы избежать повторения ошибок, мы обговорили с городом новый механизм применения платы за присоединение, который исключал бы возможность накапливания долгов «Ленэнерго» перед потребителями и сделал бы прозрачным весь процесс выполнения обязательств. В ближайшей перспективе регламент взимания платы за присоединение будет утвержден правительством города.

Смысл базовых нововведений состоит в следующем. Во-первых, «Ленэнерго» сможет принимать плату за присоединение только тогда, когда в конкретной зоне появляется реальная возможность для присоединения потребителей. То есть получать деньги мы сможем лишь после начала реальных действий по строительству узла выдачи мощности. Во-вторых, открывается специальный расчетный счет, на котором аккумулируются средства, полученные за присоединение, и все понимают, что это деньги только на развитие. По истечении финансового года мы будем представлять в Комитет по тарифам отчет, сколько денег было собрано и как они использованы. И с учетом этого баланса, объективной информации, подтверждаемой расчетами, сметами, актами выполненных работ, будет корректироваться тариф на присоединение. Причем я не исключаю, что в зависимости от структуры затрат в той или иной точке, где строятся сети, тариф где-то может увеличиваться, а где-то снижаться.

Суть платы за присоединение для потребителя заключается лишь в одном – ему объявляют, сколько стоит подключение единицы мощности, он должен перечислить деньги и получить эту мощность. Считаю, что новый порядок взимания платы за присоединение станет серьезным шагом к достижению взаимопонимания и доверия в цепочке «руководство города – „Ленэнерго“ – потребитель-застройщик».

– А как обстоит дело с погашением долгов по не исполненным ранее договорам присоединения, а также с переводом построенных домов с временной схемы электроснабжения на постоянную?

– Во-первых, что касается исполнения обязательств «Ленэнерго» по договорам присоединения, мы владеем достоверной информацией по каждому из 884 объектов, зафиксированных в протоколе РАО «ЕЭС России» и города. Погасить за шесть месяцев долги, накапливавшиеся годами, крайне тяжело, тем не менее сделано многое и, надеюсь, до конца 2006 года мы только по 20-25 договорам не сможем исполнить обязательства. Как правило, это сложные объекты, где просто физически не успеть выполнить большой объем работ.

Во-вторых, вместе с Комитетом по строительству мы детально разбирались с каждым домом, подключенным по временной схеме. Да, есть объекты, где прямая ответственность лежит на «Ленэнерго» – деньги получены, но присоединение не произведено. Все эти объекты до конца года будут подключены по постоянной схеме. Но достаточно распространена другая ситуация – когда недобросовестные застройщики, не выполнив техусловия на подключение дома, построили здание и отошли в сторону. В итоге дома питаются от строительных трансформаторных подстанций, которые так и остались после ухода застройщиков. На днях эти вопросы обсуждались с губернатором и решено, что там, где не удастся найти исчезнувших строителей, затраты по подключению домов придется брать на себя и нам, и городу.

– Как отмечают руководители Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, для повышения надежности электроснабжения необходима специальная программа реконструкции распределительной сети 6-10 кВ, внутриквартальных трансформаторных подстанций, не выдерживающих нагрузок…

– Мы знаем и понимаем глубину проблемы. Сейчас в срочном порядке нами разрабатывается схема распределительной сети низкого напряжения, которая должна быть увязана с реализуемой программой «Матвиенко – Чубайс»: ведь будут создаваться новые узлы передачи мощности и новые сети ее распределения потребителям. Энергоснабжение старого жилого фонда рассчитывалось по нормам 30-40-летней давности, сети не выдерживают сегодняшних нагрузок и требуют реконструкции. Убежден, в обозримой перспективе совместно с профильными комитетами администрации будет разработана соответствующая комплексная программа. Пока же за полгода вместе с главами районных администраций мы выявили самые болезненные точки и выполнили серьезный объем работ по перекладке кабельных линий и второму вводу в дома. Также для обеспечения наиболее проблемных кварталов запущена программа строительства блочных комплектных трансформаторных подстанций (БКТП) – они легко устанавливаются и хорошо вписываются в архитектурный ландшафт. По договоренности с правительством города БКТП признаются движимым имуществом, чтобы согласовать их строительство, требуется не полтора года, как раньше, а максимум один-два месяца.

Санкт-Петербург