Новгородский край не богат ни нефтью, ни газом, ни другими полезными ископаемыми, зато щедро одарен лесами и озерами неповторимой красоты, звенящей тишиной и пьяняще чистым воздухом. А про красивейшее место региона его жители так и говорят: «На небе рай, а на земле Валдай». Валдай словно самой природой предназначен для развития туризма. По словам специалистов, Валдайский национальный парк, на территории которого расположены две сотни озер, реки, болота, населенные множеством зверей и птиц, по эстетическому и рекреационному потенциалу не имеет равных на территории России.
Наличие природного заповедника накладывает ограничения на промышленное развитие района. Точкой роста муниципальной экономики мог бы стать туризм. Но туристско-рекреационный потенциал Валдая практически не используется. Власти Новгородской области так и не сумели добиться для него статуса особой туристической зоны.
Но в районе есть предприимчивые люди. Дмитрий Трущенков, коренной житель Валдая, создал свою, пусть не такую масштабную, «особую туристическую зону», сделав ее привлекательным местом отдыха для представителей деловой и политической элиты Москвы и Петербурга.
Идея из леса
Путь в бизнес Дмитрий Трущенков начал традиционно – в конце 1980-х годов с кооператива «Русич», который занимался пошивом меховых шуб. В пору тотального дефицита семейное предприятие жило без забот. Дмитрию, тогдашнему студенту петербургского ФИНЭКа, родственники-партнеры поручили снабжение сырьем и реализацию товара. Он вел торг с охотничьими и звероводческими хозяйствами на поставку пушнины, искал рынки сбыта, создавал клиентскую базу – в общем, на практике постигал азы маркетинга и менеджмента.
Шубы продавались хорошо и в Петербурге, и на Валдае, но молодой кооператор тревожился, предвидя скорый приход конкурентов, и уговаривал родственников развивать альтернативные направления бизнеса. Родня, расслабленная успехом, отмахивалась от назойливого студента. Все же удалось убедить остальных кооператоров купить в совхозе «Волгинский» участок с развалившимися постройками, от которых остался один фундамент, и заросшими илом прудами. Здесь решили вырубить заимку, чтобы и самим охотиться, и партнеров на отдых приглашать. Вот эти скромные активы и достались Трущенкову, когда предсказанная им жесткая конкуренция (выброс на российский рынок дешевых греческих шуб) практически вытеснила «Русич» из обжитого сектора. Впрочем, не менее ценным приобретением он считает опыт, «боевое крещение», полученное в кооперативе.
«Полгода, – рассказывает Дмитрий Трущенков, – я ходил с опущенными руками. Не знал, за что взяться. К торговле душа не лежала. Уходил на два-три дня в лес, обдумывал, что делать. Именно в лесу понял, что ничего искать не нужно. Лес, охота, рыбалка – все то, что сам люблю, при хорошей организации дела может стать успешным бизнесом».
Рекреационный оазис
Развалины в деревне Ключи, стоявшие сиротливо на берегу пруда, вскоре ожили. День за днем на их месте стала расти рыболовно-охотничья база, названная без затей, но с надеждой – «Возрождение», позднее переименованная в «Приют охотника». Сегодня «Приют» – комфортные дом рыбака и дом охотника, оформленные каждый в своем стиле, четыре летних домика, русские бани, кафе-бар. База неплохо оснащена: в распоряжении охотников пять внедорожных автомобилей, радиостанции, снегоходы, моторные лодки.
В создание этого рекреационного оазиса вложено немало средств. Брать кредиты на строительство базы под астрономические проценты (это была середина 1990-х годов) Трущенков не решился, обошелся собственным капиталом, накопленным во время работы в кооперативе, и финансовой поддержкой поверивших в него родственников и друзей. Несколько лет пришлось вкладывать, не получая отдачи. «Построить домики – полдела. Чтобы охотник был с трофеем, а рыбак – с уловом (а иначе – какой интерес?), надо создать особые условия. Мы очистили пруды, закупили мальков щуки, язя, карпа на рыбозаводе в соседнем районе, начали растить рыбу. Засевали поля овсом, сажали картошку и топинамбур – весь урожай доставался зверю, которого подманивали поближе к базе», – поясняет Дмитрий.
Охотничье направление оказалось сложнее и затратнее рыболовного: приходилось засевать поля, подкармливать зверя, платить зарплату егерской бригаде, ухаживать за лесом, взятым в долгосрочную аренду (18 тыс. га лесных угодий в Новгородской области и 12 тыс. – в Тверской). При том, что цены на трофейную охоту вполне демократичны. На уровень безубыточности эта составляющая бизнеса вышла только в прошлом году.
Сарафанное радио
Бизнес строился, конечно, не в расчете на местных жителей. Трущенков рассчитывал на столичных гостей, бегущих от суеты цивилизации в тишину лесов. На агрессивную рекламную кампанию не было средств, поэтому он решил прибегнуть к стратегии «адресного» продвижения своих услуг.

По соседству с «Приютом», в селе Долгие Бороды, расположен санаторий управления делами президента России, где в основном отдыхают москвичи, в большинстве своем – большие поклонники рыбалки. В Долгих Бородах, конечно, тоже можно рыбачить, но так тесно, что рыбаки едва ли не локтями друг за друга задевают. Какое уж тут удовольствие? Знающие люди вовремя подсказывали отдыхающим: совсем неподалеку есть заповедные места, где можно закидывать удочку практически в уединении. Народ потянулся в «Приют охотника», а порыбачив да распробовав уху по-валдайски, которую из свежего улова готовят повара на базе, быстро сделал рекламу новому предприятию. Трущенков был прав: сарафанное радио оказалось наименее затратным и наиболее быстрым каналом распространения информации, к 1999 году круг неизменных клиентов уже был сформирован.
Еще одна маркетинговая хитрость – Дмитрию удалось завязать тесные отношения с известным московским охотничьим клубом «Сафари». Предпочитая экспедиции в Африку, Южную Америку, Аргентину, Новую Зеландию, клубные охотники, тем не менее, увлеклись Валдаем и с удовольствием заказывают тут охоту на рысь, волка, кабана, медведя, лису. Контакты с московской фирмой «Серебряный ручей», специализирующейся на рыболовном туризме, положили начало рыболовным фестивалям, которые проходят на Валдае регулярно с 2002 года. Азартное соревнование рыбаков-любителей освещают известные профильные журналы – что еще нужно для продвижения проекта?
Только в 2006 году, отвечая вызовам времени, Трущенков создал сайт своей компании в интернете. Впрочем, отнюдь не ради расширения круга клиентов: их количество перекрывает возможности базы, которая способна принять одновременно 30 человек летом, 16 человек – зимой. «Наши первые гости до сих пор приезжают к нам. Звонят заранее, беспокоясь, что на базе не окажется свободных мест. А такое часто случается», – рассказывает хозяин «Приюта».
Не очень дальнее Подмосковье
Дмитрий навсегда запомнил уроки периода кооперации – моноструктурный бизнес менее устойчив и подвержен рискам извне. Чтобы в очередной раз не оказаться в состоянии кризиса, необходимо разложить яйца по разным корзинам. Идею диверсификации подсказал нарастающий спрос на отдых в лесной тиши, удовлетворить который «Приют» уже был не в силах. Компания «Возрождение» взялась за новое дело – строительство охотничьей деревни для столичных заказчиков.

Среди постоянных гостей оказалось немало желающих обзавестись собственностью на Валдае. Трущенков взял на себя хлопоты о выделении московским жителям земельных участков под застройку, о получении права собственности на готовые дома, заботы по прокладке коммуникаций к новостройкам. Само строительство дачных коттеджей по предоставленным заказчиками проектам оказалось под силу местным мастерам, которых хозяин нанимал на летний сезон. За семь лет на берегу пруда напротив рыболовно-охотничьей базы поднялась дюжина домов, построенных по индивидуальным проектам. Вторую очередь деревни будут строить уже не сезонные рабочие, а специализированное подразделение фирмы. Как выяснилось, строительный бизнес приносит стабильную прибыль и способен финансировать дальнейшее развитие менее прибыльной рыболовно-охотничьей базы.
Владелец «Возрождения» интуитивно догадался, что дополнительную прибыль может принести весь спектр девелоперских услуг. Деревня, как и база, полностью обслуживается работниками фирмы: они присматривают за домами в отсутствие хозяев, топят к их приезду баньку, встречают обедом. Если на базу гости приезжают несколько раз в год – в охотничий и рыболовный сезоны, то в деревню – едва ли не каждый выходной. Москвичи-домовладельцы шутят, что Валдай для них стал пригородом Москвы – ведь до заповедного уголка всего 370 км.
Кстати, Трущенков ввел в своих угодьях любопытную новацию – запрет на шум. Все моторные лодки базы переведены на бесшумные электрические моторы. Местные жители, глядя на него, добровольно последовали положительному примеру. Рев моторов больше не нарушает тишину, на воде озер и прудов не увидишь масляных разводов. «Гости приехали и уехали, а нам и нашим детям здесь жить всегда», – объясняет Дмитрий смысл своей инициативы.
Решение продовольственной проблемы
Жители охотничьей деревни, приезжая на Валдай с семьями, хотят, чтобы не только природа, воздух были экологически безупречны, но и продукты. «Пока домов было немного, гостям хватало парного молока, свежих яиц с небольшого подворья, которое держали люди, охранявшие и обслуживавшие нашу деревню. Постепенно потребность в свежих деревенских продуктах выросла настолько, что мне пришлось решать аграрный вопрос – создавать подсобное хозяйство», – рассказывает Дмитрий. Основные «фонды» – развалины бывшей фермы – располагались неподалеку. Но, написав бизнес-план и просчитав необходимые вложения, он понял, что без партнера аграрный проект не осилить. Партнер нашелся довольно быстро – стать инвестором согласился завсегдатай «Приюта охотника», известный чиновник из большого спорта.

Ферма стала оживать: закупили технику, от пресс-подборщика до мобильного доильного аппарата, за лето заготовили сено, а к осени в отремонтированных стойлах уже стояли животные. Да не какие-нибудь – элитные. Трущенкову удалось получить льготный кредит в рамках национального проекта развития АПК, на эти средства были закуплены французские коровы, у которых молоко в разы жирнее и богаче белком, чем у российских буренок. Со Ставрополья, с племзавода «Восток», доставили овец северокавказской мясошерстной породы, с Кировского конезавода – «буденновских» лошадей. Есть на ферме и свиньи. Потребность деревни и базы в парном молоке, мясе, твороге и сметане удовлетворена полностью.
Бизнесмен просчитал, какое поголовье сможет содержать на ферме: сейчас здесь восемь породистых коров – будет полтора десятка, число овец также удвоится, свиней станет в полтора раза больше. А вот чтобы увеличить поголовье лошадей, придется строить конюшню. При поддержке Минсельхоза на базе завели также пасеку в три десятка ульев, возле которой уже этим летом появится чайный домик – еще одна «изюминка» для отдыхающих в угодьях Трущенкова. Интересно, что ферма оказалась не только решением продовольственной проблемы, но и способом разнообразить досуг гостей. Московские «пейзане» не только обучаются верховой езде, но также с удовольствием ухаживают за животными, дополняя отдых физическим трудом.
Будущее – за сохой
Трущенков поднимает свой бизнес вместе с близкими – ему помогает жена Светлана, которая ведет все «бумажные» дела, родители да еще несколько надежных друзей. «Начинал один, своими руками, но по мере расширения бизнеса требовались помощники. Сегодня круглый год на базе работают 34 человека – все они местные, деревенские. С наступлением тепла, когда начинается стройка, число моих помощников увеличивается вдвое», – рассказывает предприниматель.
Он собрал команду единомышленников, пропустив через фирму десятки людей: найти в пустеющих деревнях непьющего и толкового работника оказалось непростым делом. Дмитрий Трущенков дорожит сотрудниками: заработки на базе выше среднегородских, плюс к ним – социальный пакет и бесплатный домашний обед.
Планов на будущее у «Возрождения» много, и все они вполне реалистичны, основаны на финансовом расчете и мониторинге спроса. «Столичных жителей, желающих иметь свой уголок на Валдае, с каждым годом все больше, значит, можно построить еще не одну, а две „московские деревни“ вдоль берегов пруда», – уверен Дмитрий.
Есть спрос на ландшафтный дизайн, на кованые декоративные элементы из металла, резные беседки – значит, и эти ремесла надо осваивать. «Начало уже положено – когда стали строить дома, мы купили пилораму, материалы собственного производства всегда дешевле. Теперь этот участок расширим, кроме беседок сможем производить сувениры – людям всегда хочется увезти с собой на память симпатичные поделки», – делится планами бизнесмен.
Рано или поздно, уверен Дмитрий, он построит настоящую этнографическую деревню, где гости смогут походить за сохой в поле, сваять чашку из глины, подковать лошадь, соткать кружева-подзоры – в общем, руками пощупать русский быт прошлых веков. Он уверен, что спрос на «национальный колорит» не удовлетворен, а интуиция бизнесмена Трущенкова до сих пор не подводила.
Великий Новгород