Перехода нет

Экономика и финансы
Москва, 23.04.2007
«Эксперт Северо-Запад» №16 (318)
Высокая обеспеченность бюджетными средствами ставит перед петербургским дорожным хозяйством новую задачу – использовать их максимально эффективно

Не так давно Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга (КБДХ) разработал и представил на суд общественности перспективную – на период до 2011 года – программу по основным направлениям своей деятельности. Документ получился без преувеличения впечатляющий. Согласно программе, в течение ближайших пяти лет планируется капитальный ремонт более ста улиц и магистралей. Доля имеющих нормальное покрытие трасс увеличится с нынешних 68 до 94%. Продолжится формирование важнейших для города дорог, таких как Центральная дуговая и Внутренняя дуговая магистрали, в Василеостровском районе появится новая транспортная связь, а улично-дорожная сеть на подходе к Кольцевой автомобильной дороге и Западному скоростному диаметру будет основательно реконструирована.

По замыслу чиновников КБДХ, через пять лет многие набережные Северной столицы должны превратиться в магистрали непрерывного движения, появятся полноценные подходы к Большому Морскому порту и начнется строительство сети дорог к новому паромно-пассажирскому терминалу. Кроме того, программа обещает привести в порядок около 50 зеленых объектов общего пользования: бульвар по улице Володарского в Сестрорецке, Конногвардейский бульвар, Куракину Дачу, Московский парк Победы, Орловский парк и многие другие.

Счастье финансирования

В общей сложности на реализацию масштабной «пятилетки» требуется свыше 250 млрд рублей, однако в КБДХ уверены, что проблем с финансированием их программы не возникнет.

«Деньги сегодня не проблема, – оптимистично заявляет заместитель председателя Комитета по перспективному развитию Олег Слащилин. – Наиболее крупные наши объекты финансируются с привлечением средств федерального бюджета. В минувшем году мы получили 4,4 млрд рублей, в текущем же ситуация такова: мы уже подписали одно соглашение с Росавтодором, которое предусматривает предоставление петербургским дорожникам субсидий на сумму 2,8 млрд рублей. Во втором квартале будет подписано еще одно соглашение, на сумму свыше 3,1 млрд рублей. Таким образом, в текущем году федеральный бюджет готов вложить 6 млрд рублей в развитие дорожно-транспортной сферы Петербурга».

Причины щедрости очевидны: именно дорожное хозяйство и городское благоустройство более всех прочих отраслей определяют внешний облик Северной столицы. Последние несколько лет ассигнования в эту сферу, как из федеральной казны, так и из городской, неуклонно увеличиваются. В 2005 году совокупный бюджет КБДХ составлял 16 млрд рублей, в 2006 году – 22 млрд, а в текущем превысит 29 млрд рублей.

Разумеется, ежегодное увеличение объемов финансирования на 30-33% трудно списать на инфляционные процессы: в Санкт-Петербурге пропорционально растут объемы ремонтных работ, озеленения, капитальных вложений в дорожные сооружения. Но у столь бурного роста имеются свои издержки. Годовое отчетное собрание ведомства, в котором участвовали многочисленные подрядчики, смежники и партнеры КБДХ, обнажило немало недочетов в деятельности комитета.

Подумать о качестве

Наиболее типичные проблемы отметила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, принимавшая участие в отчетном собрании. По ее мнению, количественные показатели ведомства пока не переходят в приличествующее столичному городу качество. Напротив, качество уборки городских улиц снизилось, не соблюдаются сроки, установленные для приведения в порядок дорожных объектов, неудовлетворительным остается и качество ремонтных работ. Глава Петербурга призвала КБДХ искать нетривиальные решения проблем, активнее использовать новые, пусть и более дорогие, но отвечающие современным потребностям материалы и технологии. Например, губернатор предложила чиновникам подсчитать, не дешевле ли раз и навсегда вмонтировать разметку в дорожное полотно, нежели ежегодно наносить ее краской.  

Сегодня КБДХ координирует и контролирует деятельность 32 унитарных предприятий и трех госучреждений, в которых занято в общей сложности 13 тыс. человек. Под его опекой находится 54 млн кв. м дорожных покрытий, 3133 км дорог, более 400 мостов, 150 набережных и почти 70 тоннелей и путепроводов. Выступая в роли заказчика, комитет обязан учитывать массу показателей: качество и сроки выполнения подрядчиками работ, исполнение ими гарантийных обязательств, квалификацию персонала и его опыт, наличие у данной организации необходимой техники и т.д.

Отслеживать весь этот перечень от «а» и до «я» чиновникам удается далеко не всегда. Поэтому случается, что унитарные предприятия, выигравшие объявленный комитетом конкурс, привлекают для выполнения заказа… субподрядчиков. Таким образом, ГУПы, специально созданные для решения наиболее сложных и ответственных задач дорожного строительства, передоверяют свои функции организациям, в конкурсном отборе отнюдь не участвовавшим. Не боятся попасть в немилость КБДХ и те фирмы, которые, набрав слишком много заказов, не уложились в отведенные для ремонта сроки.

Все эти и другие подобные «проколы», свидетельствующие о нецелевом использовании бюджетных средств (фактически никем не лимитированных!), явно требуют создания более эффективной системы контроля и учета. Стандартная «застойная» мера – увеличение штатной численности чиновников – тут едва ли поможет. Необходимы серьезные системные решения, внедрение новых, скорее всего, информационных технологий. Таковые, к слову, уже имеются не только в богатом зарубежье, но и в родном отечестве.

Северный пример

В 2003 году в одном из городов Крайнего Севера градообразующий холдинг оплатил местной управляющей компании подробную, по 22 позициям, паспортизацию жилищного фонда, отразившую каждый метр дырявой кровли и каждую требующую замены входную дверь. На основе полученных данных была создана электронная база и разработано соответствующее программное обеспечение, позволяющее в автоматическом режиме контролировать периодичность ремонтных работ, их стоимость и продолжительность, использование, производство и поставки строительных материалов и множество иных не менее важных показателей.

Удовольствие оказалось недешевым, но, по словам генерального директора управляющей компании «Заполярный город» Дениса Снегова, дело того стоило. Ведь благодаря информационной технологии уже через год удалось сократить затраты бюджета фактически на четверть. Помимо этого, весомо снизилась коррупция в местной жилищно-коммунальной сфере, поскольку оказались перекрыты многочисленные каналы, по которым деньги уходили «налево». Были введены также более жесткие требования к подрядчикам, неблагонадежные фирмы попали в черный список и лишились работы на территории города.

К сожалению, именно такого вот технологического прорыва перспективная программа КБДХ на ближайшую «пятилетку» и не предусматривает, хотя ежегодный прирост объемов озеленения, ремонтных работ и капвложений планируется на уровне 30-40% вплоть до 2011 года. Несложно догадаться, что дальнейшее механическое наращивание объемов – без проведения основательной реорганизации в самом дорожном ведомстве – лишь усугубит ситуацию.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№16 (318) 23 апреля 2007
Марш несогласных
Содержание:
Органы правонарушения

Федеральная власть пытается взять под контроль все акции «несогласных», где бы они ни проводились. Чтобы не допустить расширения числа их участников, выбран самый простой путь – запугивание

Реклама