Администрация Санкт-Петербурга форсирует строительство одной из самых крупных в Европе и технологически сложных арен класса «элит» на Крестовском острове, на месте демонтированного стадиона им. С.М. Кирова. На этом стадионе, спроектированном согласно высшим требованиям UEFA, команда футбольного клуба «Зенит» уже весной 2009 года должна сыграть свой первый матч. Победителем международного архитектурного конкурса на строительство нового стадиона стал проект «Космический корабль» известного японского архитектора Кисе Курокавы. А тендер на выполнение функций генерального подрядчика и генерального проектировщика строительства, финансируемого за счет средств бюджета Петербурга, выиграло ООО «Авант», возглавляемое Григорием Фельдманом (до этого в течение почти двух лет он был генеральным директором ОАО «Юго-Западная ТЭЦ»). Сегодня обозревателю «Эксперта С-З» Фельдман рассказывает о том, как развивается один из крупнейших инфраструктурных проектов Петербурга – строительство нового стадиона «Зенита».
Нелинейный выбор
– Почему вы вдруг решили заняться строительством стадиона, неужели это более интересный проект, чем создание первой в России частной ТЭЦ?
– С точки зрения управления принципиальной разницы между ТЭЦ и стадионом нет. Оба проекта сложные, особенно на этапе становления. Это прежде всего технологически сложные объекты, требующие четкой организации процесса подготовки к проектированию и строительству. Можно сказать, что я получил в управление еще один непростой проект. Это вполне логично, поскольку на Юго-Западной ТЭЦ сегодня завершены все нелинейные процессы и функции нелинейного менеджера полностью выполнены. Не буду скрывать, стадион мирового уровня – это крайне интересный объект и, несмотря на все сопутствующие трудности в его реализации, я очень ценю тот факт, что город доверил нам строительство этого красивейшего и сложнейшего объекта. На Крестовском острове будет построен самый большой в Европе и самый северный стадион такого класса. Петербургский проект во многих отношениях уникальный, и мы осознаем всю меру ответственности, возложенную на нашу компанию.
– Как получилось, что конкурс по стадиону выиграла компания «Синтез-СУИ», а затем права на реализацию контракта перешли к компании «Авант», контрольный пакет в которой принадлежит вам?
– Просто раньше она называлась ООО «Синтез-СУИ», а теперь – ООО «Авант». На сегодняшний день я являюсь генеральным директором компании «Авант», это та же самая компания, все реквизиты остались прежними. Переименование вызвано необходимостью отразить изменения в составе акционеров.
Два года назад компания «Синтез-СУИ» создавалась как совместное предприятие Группы «Синтез» и московского строительного холдинга «СУИ». В ее задачи входило выполнение функций службы заказчика, по сути – управляющей компании, для осуществления инвестиционных проектов Группы «Синтез» в Петербурге. Однако взгляды участников на порядок работы такой службы разошлись. Так что в октябре 2006 года было принято решение о прекращении совместной деятельности. В это время был объявлен конкурс на строительство стадиона, и мы решили подать заявку от «Синтез-СУИ». Компания подходила по конкурсным критериям, к тому же в ней были люди, с которыми я работал и по другим проектам. После победы в тендере контрольный пакет «Синтез-СУИ» был выкуплен и компания стала называться «Авант». Группа «Синтез» приняла решение остаться на позиции миноритарного акционера, предполагая, что в дальнейшем возможна совместная работа по другим интересующим ее проектам, ведь наша команда на деле доказала свою эффективность. Разумеется, Группа «Синтез» – это серьезный бренд, имеющий ценность сам по себе. Но «Синтез» в девелоперском аспекте в Петербурге – это в первую очередь бренд инвестора. В случае со стадионом «Зенита» инвестиционный бренд принадлежит другой «организации», которая называется город Санкт-Петербург. И компания «Авант» здесь работает именно под этим брендом.
Личностный код
– Есть ли гарантия, что архитектурный проект Кисе Курокавы не изменится до неузнаваемости, как это произошло в скандальной ситуации с проектом второй сцены Мариинского театра Доминика Перро?
– Я уверен, что у нас не повторится история с Мариинкой! Не возьмусь судить, что и как получилось в том проекте, что привело к такому исходу дела, поскольку не изучал ситуацию с Мариинским театром детально, но у нас такого не будет. Не могу представить, чтобы Доминик Перро был каким-то сверхупрямым архитектором, ничего не желающим слышать. Ключевой ошибкой, на мой взгляд, было то, что Перро позволили самостоятельно выполнять стадию «проект», а значит, проходить российскую экспертизу. Иностранцу это сложно до невозможности! В нашем случае Кисе Курокава будет осуществлять авторский надзор до сдачи объекта в эксплуатацию, но стадию «проект» выполняет одна из ведущих российских проектных организаций – Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций (ЦНИИСК) им. Кучеренко.

С Курокавой мы поддерживаем плотные рабочие отношения, никаких культурных барьеров между нами нет, мы понимаем друг друга. Кисе Курокава – мэтр мировой архитектуры, ему уже давно не нужно ничего никому доказывать. У него – реализованные проекты по всему миру, всевозможные профессиональные регалии и награды, он читает лекции в ведущих университетах мира, среди его друзей – император Японии, короли Швеции и Саудовской Аравии, звезды кино и спорта. Это абсолютно независимый человек, профессионал высшей пробы, и с ним было бы сложно найти общий язык, не установив хороших личных отношений. Перед рабочей поездкой в Токио я читал литературу по истории и культуре Японии, чтобы уверенно обсуждать не только конструктивные проблемы стадиона, но и, например, технологию изготовления японских мечей…
– И много остается спорных вопросов по конструкции стадиона? Например, предложенная Курокавой идея выдвижного поля встречала возражения и экономического, и технологического плана…
– На сегодня нет ни одного спорного вопроса, все они разрешены в ходе рабочего визита Курокавы в Санкт-Петербург. Налажен нормальный рабочий процесс, чтобы и в дальнейшем архитектор и генеральный проектировщик спокойно снимали все разногласия, если таковые будут возникать.
Что касается футбольного поля, то оно будет выдвижным. Это окончательное решение, принятое и озвученное губернатором. Валентина Ивановна очень интересуется вопросами строительства стадиона, и она была в курсе различных вариантов с их плюсами и минусами. Согласно госконтракту нами была подготовлена специальная таблица со всеми техническими и экономическими характеристиками выдвижного и стационарного полей. Заказчиком разработана и утверждена система критериев и балльная оценка каждого параметра. Результаты рассматривались и суммировались на заседаниях рабочей группы с участием руководителей города, футбольного клуба «Зенит», РПФЛ, «Газпрома». Губернатор поддержала идею выдвижного поля. Нам как генеральному подрядчику остается выполнить это решение.
– Как будет обеспечиваться травяной покров в холодный период – на стадионе придется поддерживать особый микроклимат?
– Зимой в помещении будет плюс 18 градусов, но выдвижное поле практически все время должно находиться на улице, в том числе зимой, только на период матчей оно будет задвигаться внутрь стадиона. Зимой поле придется прогревать в таком режиме, чтобы трава находилась в «спящем», неактивном состоянии (по крайней мере с ноября по март), но при этом не должна страдать корневая система. Чтобы ранней весной «разбудить» траву с помощью подогрева, потребуется примерно 20 дней.
Космическое приземление
– Не отказались ли вы от идеи стеклянной раздвижной крыши над стадионом, вызывавшей вопросы с точки зрения безопасности?
– От раздвижной крыши не отказываемся, а о стеклянной речь никогда и не шла. Крыша будет наполовину прозрачной, выполненной из стали либо из полимерных материалов. Здесь важно учитывать колоссальную снеговую нагрузку, из расчета как минимум 200 кг на 1 кв. м кровли, и ветровую, принимая во внимание местоположение стадиона. Поэтому система самоочистки крыши, по размеру превышающей футбольное поле, должна работать безупречно.
– Правда ли, что вместо бассейна или аквапарка в здании стадиона появится сад камней?
– Это не связанные друг с другом вопросы. По российским нормам, бассейн должен иметь естественное освещение (на Западе этого не требуется). А на том участке, где можно было бы разместить бассейн, окна технически невозможно сделать. Либо придется проходить сложнейшие согласования при утверждении особых техусловий (например, потребуются искусственные окна с имитацией дневного света). Поэтому решено отказаться от идеи аквапарка.

Что касается сада камней, то он должен украсить японский культурный центр. Курокава хочет сделать такой подарок городу, ведь стадион будет работать и как многофункциональный культурный центр.
– Много ли объектов коммерческой инфраструктуры предусматривается проектом? Губернатор говорила, что стадион должен быть самоокупаемым…
– Максимально возможное количество магазинов, ресторанов, фитнес-центров, может быть, будет зал игровых автоматов (разумеется, не денежных автоматов, а спортивных имитаторов). Замечу, всем этим будут заниматься частные компании, которые возьмут помещения в аренду у города как собственника стадиона.
– Насколько обоснованы опасения, что стадион не впишется в ландшафт Крестовского острова и что при этом будет уничтожен холм Никольского?
– Холм архитектора Никольского частично будет срыт. И этому есть логичное обоснование. Стадион, по замыслу архитектора, должен производить впечатление космического корабля, приземлившегося на вершину холма, – тогда он будет очень красиво смотреться со всех сторон. Не случайно же Никольский поднимал стадион – и для создания лучшего вида, и в связи с опасностью подтопления. Если холм оставить, то «космический корабль» сядет прямиком в яму. Посадка будет мягкой, но «корабля» видно не будет. Если же холм совсем убрать, то «космический корабль» на половину высоты (56 м) закроют деревья.
Цена стандарта
– Как будут решаться инфраструктурные проблемы, в том числе транспортные, связанные с тем, что на Крестовский остров ведет лишь один мост?
– Согласно контракту, перед генеральным подрядчиком не стоит задача комплексного развития территории Крестовского острова, хотя это весьма заманчивая перспектива для девелопера. Всеми инфраструктурными вопросами занимается город. Между тем стандарты UEFA касаются не только самого стадиона, но и пространства за его пределами, в частности организации парковочных мест, подъездов к стадиону. Честно скажу, не знаю, как будут решаться вопросы транспортной доступности. Возможно, было бы оправданно строительство съездов с трассы Западного скоростного диаметра на Крестовский остров, но пока, насколько мне известно, таких планов нет. Сейчас мы строим грузовой причал, чтобы беспрепятственно подвозить строительные материалы. Впоследствии его можно будет модернизировать в пассажирский терминал.
– Можно ли уложиться при строительстве в обозначенные в условиях конкурса 250 млн долларов? Или власти дали вам карт-бланш проектировать и строить стадион, не ограничиваясь этим лимитом?
– Карт-бланш мне дан выполнять госконтракт, где написано среди прочего, что сумма контракта – 6,67 млрд рублей. Если из этой суммы вычесть гонорар Кисе Курокавы (400 млн рублей) и 18% НДС, то останется 5,14 млрд рублей (197 млн долларов). Стадион будет вмещать 62 тыс. человек, то есть цена одного места составляет 3177 долларов, или 2270 евро. Но я бы не хотел сейчас говорить о деньгах. Есть контракт, его надо выполнять, что мы и делаем, пока без отставания от графика. Сегодня разрабатывается проект, он должен пройти экспертизу, а поскольку объект проектирования уникальный, то, согласно закону, экспертиза будет федеральной. Есть обязательный раздел – сводный сметный финансовый расчет, который проходит экспертизу вместе с проектом. Когда проект будет утвержден, тогда и окончательная его стоимость станет ясна.
Сроки проекта крайне жесткие. Как говорила губернатор, главное – чтобы «Зенит» провел все матчи сезона 2009 года на новом стадионе, то есть футболисты должны выйти на поле к началу весны 2009-го
– Зато уже обозначен весьма сжатый срок сдачи стадиона…
– Согласно контракту, это 30 ноября 2008 года. Сроки проекта крайне жесткие. Как говорила губернатор, главное – чтобы «Зенит» провел все матчи сезона 2009 года на новом стадионе, то есть футболисты должны выйти на поле самое позднее к началу весны 2009 года. Сейчас на площадке завершаются работы подготовительного цикла, и уже в конце мая начнутся работы по свайным полям. Проектировщики поэтапно выдают нам рабочие чертежи, чтобы строительные работы на стадионе велись постоянно. Конечно, теоретически было бы правильно сначала спроектировать объект, пройти экспертизу, а затем уже начинать строительство, но это займет четыре с половиной – пять лет, которых у нас попросту нет.
– Губернатор действительно пообещала вам орден за своевременную сдачу стадиона?
– А, вы про это… Ну, действительно, в ходе объезда спортивных объектов города Валентина Ивановна сказала в присутствии представителей администрации города, прямо перед телекамерами: «Григорий Ефимович, построите в срок – лично обещаю вам орден». Вот и все. А если серьезно, то представлять к наградам или не представлять – это уже руководство города потом решать будет, по окончании строительства. А мое дело – построить в срок и качественно. Этим и занимаюсь.
Санкт-Петербург