Зерна и плевелы

Новое законодательство в сфере туризма позволило отделить разработчиков продукта от агентов по его продаже. Следующим этапом станет регулирование деятельности турагентств

С 1 июня вступил в силу обновленный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». После этой даты легальную деятельность могут продолжать лишь те туроператоры, что попали в Единый федеральный реестр, формируемый Федеральным агентством по туризму (Ростуризмом). А чтобы попасть в реестр, необходимо было обзавестись так называемой финансовой гарантией – либо годовым полисом страхования гражданской ответственности на 5 млн рублей, либо банковской гарантией на тот же срок и на ту же сумму. Послабления сделаны для компаний, занимающихся исключительно внутренним туризмом. Для них размер финансового обеспечения составил 500 тыс. рублей. Так законодатель решил уберечь россиян от недобросовестных туроператоров: если клиент остался недоволен качеством турпродукта, он может обратиться в суд и в случае удовлетворения иска получить компенсацию от страховой компании или банка.

После первых двух чтений закон содержал более высокую сумму финансовых гарантий для компаний, занимающихся международным туризмом, – 10 млн рублей. Это вызвало негодование у мелких и средних туроператоров и даже привело к уличным акциям протеста представителей турбизнеса (см. «Нежеланная гарантия», «Эксперт С-З» №48 от 25 декабря 2006 года). Руководители небольших туроператоров не возражали против введения финансовых гарантий (они распространены во многих странах, включая соседнюю Украину), но считали, что их размер слишком велик и потому закон направлен на очищение рынка от игроков с небольшим оборотом. Дума не устояла под напором туристического лобби и приняла компромиссное решение – 10-миллионные гарантии будут введены с 1 июня 2008 года, а с 1 июня текущего года начинается годичный переходный период, в течение которого размер гарантий может быть вдвое ниже.

Черт оказался не так страшен

Прогнозы о резком уменьшении числа туроператоров, чья деятельность останется в правовом поле, не сбылись. По состоянию на 5 июня в Единый федеральный реестр вошел 1521 туроператор, и, по словам главы Ростуризма Владимира Стржалковского, в его ведомстве находятся заявки как минимум еще от 600 фирм. Отказ в регистрации получили 200 компаний. Как отметил Стржалковский, эти туроператоры либо неверно оформили документы, либо предоставили недостоверную информацию. Получив свои бумаги обратно – на доработку, они имеют право подать их вторично.

Из вошедших в реестр фирм 1305 могут заниматься на законных основаниях международным и внутренним туризмом и только 216 ограничились внутренним. Каждый четвертый из попавших в реестр туроператоров (400) зарегистрирован в Северо-Западном федеральном округе, каждый пятый (310) – в Санкт-Петербурге.

Понять, много это или мало, можно лишь интуитивно. До 1 января лицензией на туроператорскую деятельность в Петербурге обладали больше 1200 компаний. Реально, по оценкам наблюдателей, такую деятельность осуществляли не более трети из них. Остальные либо работали агентами, либо приобретали лицензии только потому, что это легко и недорого. Скажем, некоторые крупные компании, включая банки, получали лицензию туроператора лишь ради того, чтобы раз в год отправлять своих сотрудников на отдых. Фактом является то, что все крупные петербургские туроператоры, да и большинство мелких, попали в реестр. А значит, ни о каком переделе рынка в пользу крупных игроков в ближайший год (до истечения переходного периода) говорить не приходится.

Регионы ждут своего часа

Другое дело, что Северо-Запад – это далеко не только Санкт-Петербург. Помимо Северной столицы относительно благополучными могут считаться Калининградская и Мурманская области, «делегировавшие» в реестр туроператоров, занимающихся в том числе и международным туризмом, 28 и 15 компаний соответственно. А вот, скажем, в Новгородской и Вологодской областях таких операторов пока нет. И уж совсем из ряда вон ситуация, сложившаяся в Коми и Ненецком автономном округе: там не зарегистрировано ни одного туроператора, занимающегося хотя бы исключительно внутренним туризмом.

«По данным Ростуризма, в Новгородской области насчитывалось 13 компаний, имевших лицензию туроператора, – говорит начальник отдела развития туризма Комитета по культуре и туризму администрации Новгородской области Ольга Соболева. – На 1 июня в федеральный реестр внесены только два новгородских туроператора, и те намерены заниматься лишь внутренним туризмом. Куда делись остальные 11? Часть, несомненно, изменила статус, став агентами, остальные просто еще не успели завершить подготовку документов, как, скажем, известная в регионе турфирма „Стиф“. Тем не менее меня беспокоит, что в реестре нет таких крупных компаний, как „Новтуринвест“, имеющих гостиничные комплексы и обслуживающих большой поток туристов».

Начальник управления развития туризма и социальной сферы Минэкономики Карелии Владимир Чехонин считает, что из 70 республиканских туроператоров около 60 рано или поздно попадут в реестр. «Сейчас в реестре 15 карельских операторов, остальные просто продолжают оформлять документы», – подчеркивает Чехонин.

Престиж дороже денег

Цена вопроса для туроператоров (речь о стоимости страховки или банковской гарантии) оказалась вполне приемлемой. Большинство туроператоров предпочли страховку, так как она выдается под 1,5-3% годовых (75-150 тыс. рублей в год), а стоимость банковской гарантии вдвое-втрое выше. Тем не менее почти 50 российских туроператоров решили выбрать в качестве финансового партнера банк, а не страховую компанию. Из них четыре получили банковскую гарантию не на 5 млн, а на 10 млн рублей, продемонстрировав тем самым, что не нуждаются в годичном переходном периоде. Это московские «Академсервис», «Клуб Русский экспресс» и «Вояж тур», а также петербургская «Нева».

За подобную лояльность Ростуризм отблагодарил их первыми позициями в реестре: если туроператор получает банковскую гарантию, он занимает более высокую позицию в реестре, чем тот, кто сотрудничает со страховщиком, а среди тех, кто работает с банками, выше будут стоять получившие банковскую гарантию на самую большую сумму. Такой, казалось бы, чисто пиаровский подход возымел свое действие. Наиболее крупные компании, пожертвовав несколькими десятками тысяч рублей, предпочли получить банковскую гарантию, а не страховку. Сами же банки (например, Промсвязьбанк) создали специальные отделы по работе с туристическими компаниями.

Оборотная сторона

Отделение зерен от плевел, то есть операторской деятельности от агентской, – один из несомненных плюсов обновленного закона «Об основах туристской деятельности в РФ». В Европе эти понятия давно разделены: есть производители турпродукта (операторы) и есть агентства, которые его реализуют. В России грань между двумя совершенно разными видами деятельности до последнего времени была условной. Требование к туроператорам предоставлять финансовую гарантию вычленило тех, кто всегда занимался разработкой продукта и намерен заниматься этим и впредь. Но у этой медали есть и оборотная сторона – агентства теперь не имеют столь впечатляющего подтверждения своей легитимности, как попадание в Единый федеральный реестр, а проблемы их клиентов станут головной болью для операторов.

Взаимоотношения между туроператором и агентством до сих пор регламентируются только Гражданским кодексом. И если мошенничеством будет заниматься фирма-агент, туроператор окажется бессилен. «Получается, что любой человек сегодня может открыть турагентство и ему, в отличие от туроператора, подтверждения исполнения обязательств не требуется, – отмечает директор компании „Женева турс“ Галина Степанова. – Можно организовать агентскую фирму, красиво ее назвать, арендовать офис, заключить договоры с серьезными туроператорами, набрать денег и… закрыться. Может ли турист считать себя защищенным? Получается, что туроператор должен тщательно выбирать агентство, которое ему гарантированно все оплатит. Но это зачастую нереально».

В Ростуризме осознают, что создали определенный перекос, и стремятся эту ситуацию исправить. По словам Владимира Стржалковского, нормативный акт под названием «Порядок оказания услуг по реализации турпродукта» вступит в силу в ближайшее время. Он уже прошел согласования во всех министерствах и ведомствах, в том числе в Минюсте, и направлен на утверждение в правительство РФ. Пока же турагентства сами занимаются защитой своего реноме. Российский союз туриндустрии запустил проект по регистрации фирм, желающих войти в общероссийский добровольный Генеральный реестр туристических агентств. Предполагается, что создание единой базы данных участников агентского рынка повысит доверие туристов к агентам.

Санкт-Петербург

В подготовке материала принимали участие Ольга Колотнеча (Великий Новгород) и Наталья Владимирская (Петрозаводск)