Поезда проблему не решат

3 сентября 2007, 00:00
  Северо-Запад

В конце августа крупнейший в России железнодорожный перевозчик контейнерных грузов компания «Трансконтейнер» (учреждена ОАО «РЖД») открыла два новых маршрута: Санкт-Петербург – Хамина (Финляндия) и Москва – Рига (Латвия). Партнером «Трансконтейнера» в первом проекте выступает компания VR-Group Ltd (Финская железная дорога), во втором – Latvijas Dzelzscels (Латвийская железная дорога). Поезда уже совершили первые рейсы. Ожидается, что они будут курсировать раз в неделю. Таким образом, к концу года из порта Хамина в РФ поступит 1,5 тыс. TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) различных грузов, из порта Риги – 3 тыс. ТЕU.

Железнодорожники пытаются заработать, пользуясь ростом спроса на услуги по доставке импортных контейнерных грузов в Россию, следующих транзитом через порты Прибалтики и Финляндии. Последние год-два ввозить контейнеры автотранспортом через госграницу или морем через петербургский порт становится все более обременительно. Транспортные издержки грузовладельцев серьезно возрастают из-за низкой пропускной способности автомобильных пограничных переходов, дефицита перегрузочных мощностей Петербургского морского порта, а также затянутых процедур таможенного оформления грузов. Чрезмерная загрузка порта привела к росту фрахтовых ставок на перевозки из Юго-Восточной Европы в Петербург, в то время как в ЕС ставки снизились.

Контейнерные поезда вряд ли решат проблему обеспечения контейнерного грузопотока из Европы в Россию. В 2006 году эти поезда, следуя по 20 основным маршрутам (внутренним и внешним), перевезли лишь 0,2 из 3,9 млн TEU общероссийского оборота. Причина – дефицит подвижного состава. У «Трансконтейнера» – 20 тыс. фитинговых платформ, а для обеспечения ритмичных и качественных контейнерных перевозок требуется в два-три раза больше. Большинству независимых операторов недостает средств, чтобы обзавестись необходимым количеством вагонов для организации регулярных контейнерных поездов. Как отмечают эксперты, практически монопольное положение «Трансконтейнера» на рынке привело к существенному росту транспортных расходов грузовладельцев в 2007 году.

Попытки «Трансконтейнера» увеличить свои обороты на фоне дефицита подвижного состава и неразвитости железнодорожной инфраструктуры приводят только к снижению качества услуг: падает скорость перевозок и их безопасность, не выдерживаются сроки поставок. Тогда как дорогостоящие контейнерные перевозки предполагают надежную и безопасную доставку грузов.

Виктор Цукер