Бюджет на вырост

Михаил Осеевский: «Городская экономика должна быть конкурентоспособна на глобальных рынках, а значит – выпускать востребованную продукцию самого высокого уровня. Это наш главный постулат»

Недавно правительство Санкт-Петербурга одобрило городской бюджет, который впервые разработан не на один финансовый год, как обычно, а на три. Об этом фундаментальном документе и о том, какие приоритеты экономической политики городских властей он отражает, в интервью обозревателю журнала «Эксперт С-З» рассказывает вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский.

– Зачем нужно было принимать трехлетний бюджет Санкт-Петербурга, ведь точно спрогнозировать доходы очень сложно?

– У нас был выбор – подготовить трехлетний бюджет или ограничиться бюджетом на 2008 год с приложением к нему перспективного финансового плана. Как и наши коллеги из федерального правительства, мы пошли по пути трехлетнего бюджета. Он дает главным распорядителям бюджетных средств больше свободы и уверенности, позволяя работать эффективнее и планировать расходы в среднесрочной перспективе. Конечно, мы еще посмотрим, как все это будет работать на практике, но пока, на мой взгляд, мы сделали правильный выбор.

Кстати, переход к формату трехлетнего бюджета оказался полезен и с точки зрения эффективности работы административной машины. Потребовалась серьезная перестройка внутри Комитета финансов и у главных распорядителей. В итоге повысились требования к деятельности чиновников и возросла их ответственность за грамотное и обоснованное планирование ведомственных расходов.

– Почему на 2009 год вы запланировали двукратное снижение темпов роста доходов (по сравнению с предыдущими пятью-шестью годами), а на 2010 год – сохранение темпов 2009-го? Это способ обеспечить перевыполнение планов?

– Честно говоря, у нас давно нет такой задачи – что-то перевыполнять: все, что надо, мы уже перевыполнили! Да, на 2008 год мы прогнозируем достаточно высокие темпы роста, считая, что они реально отражают темпы роста экономики. Но при этом неудивительно, что параметры бюджета на 2009-2010 годы умеренно оптимистичные, – мы всегда стремимся придерживаться взвешенной политики. Очевидно, что в эти годы нас ждет повышение цен на газ на внутреннем рынке, и сейчас очень сложно спрогнозировать, как повлияет это на экономику страны в целом и, соответственно, на рентабельность городской экономики. Учитывая подобную неопределенность, мы считаем, что пока лучше предусмотреть меньше расходов.

Мы принимаем во внимание и другие факторы. В частности, в 2009 году бюджет города окончательно потеряет доходы от налога на игорный бизнес. После 2008 года может стать менее значимым для роста налога на доходы физических лиц такой фактор, как вывод экономики из тени (в том числе зарплат). В последние годы эта работа велась активно и налог на доходы рос даже более высокими темпами, чем ВРП. Вместе с КУГИ мы весьма осторожно прогнозируем на 2009-2010 годы доходы от продажи земельных участков, а также прав аренды участков и городской недвижимости. Сложно сказать, каковы будут объемы предлагаемых объектов недвижимости и, главное, превышение цен на аукционах.

– На ваш взгляд, насколько адекватна взаимосвязь между эффектным ростом доходов бюджета и динамикой ВРП, который должен увеличиваться на 8-9% в год?

– Если для Российской Федерации очень хорошим показателем считается рост ВВП около 7%, то и для Петербурга увеличение ВРП на 8-9% – весьма неплохо. Проценты прогнозируемого роста петербургского ВРП рассчитывал Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), принимая во внимание, в частности, такие факторы, как планируемая сдача крупных объектов судостроения, а также ввод новых производств, в том числе связанных с автомобилестроением. Замечу, 8-9% – это реальная динамика ВРП, то есть уже «очищенная» от инфляции, с учетом же инфляции рост получается как раз в пределах 13-14%. На 13-14% у нас и планируется увеличение доходной части бюджета в 2009-2010 годах.

«Небумажный» рост

Администрация Петербурга допускает возможность серьезного спада темпов экономического роста в 2009 году из-за повышения внутрироссийских цен на газ

– Однако некоторые эксперты, например Оксана Дмитриева (см. ее интервью «Бумажная экономика», «Эксперт С-З» №23 от 18 июня 2007 года), полагают, что доходная часть бюджета 2007 года искусственно раздувается вне связи с реальным ростом городской экономики. В частности, это происходит благодаря некорректному включению в бюджет средств, выделяемых через Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), а также доходов от предпринимательской деятельности государственных организаций…

– На мой взгляд, это ошибочное мнение. Во-первых, межбюджетные трансферты ФАИП, предназначенные для строительства капитальных объектов, в полном соответствии с законодательством включаются в бюджеты субъектов РФ. Во-вторых, средства по другим разделам ФАИП поступают в регионы через управления Федерального казначейства напрямую госзаказчикам для оплаты строящихся объектов и, соответственно, не проходят через бюджеты субъектов. Что же касается доходов от предпринимательской деятельности, то и они стали отражаться в бюджете Санкт-Петербурга отнюдь не в последнее время, а с 2000 года, когда такую возможность предоставил Бюджетный кодекс РФ.

Даже если не учитывать эти поступления, общая сумма доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году (после его корректировки) по сравнению с 2003 годом выросла в 3,05 раза. Значительный рост – в 2,04 раза – мы видим и в том случае, если эти расчеты скорректировать на инфляционную составляющую.

В основе роста доходов бюджета, формируемых за счет налогов, – совсем не «бумажный», а реальный рост городской экономики. Мы это наблюдаем по устойчивой динамике увеличения поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. Чрезвычайно показательно и то, что в последние два года у нас в среднем на 30% растут поступления от налога на имущество организаций. Это свидетельствует, что сегодня в Петербурге сложилась действительно комфортная среда для бизнеса. Собственники активно инвестируют в основные средства, развивают свой бизнес, усиливают его конкурентные преимущества, повышают производительность труда, и, как следствие, растут зарплаты. Мы видим сейчас высокую деловую активность в базовых для Петербурга отраслях, и в первую очередь в промышленности. Статистика по оборотам предприятий основных отраслей экономики (за первое полугодие 2007 года к аналогичному периоду 2006-го) показывает заметный рост обрабатывающих отраслей, что очень важно для Петербурга. Так, производство машин и оборудования выросло в полтора раза, по-прежнему высокими темпами растет производство пищевых продуктов (140%), электрооборудования (127%), увеличивается деревообработка и производство изделий из дерева (137%).

– Какую роль играют поступления от крупных налогоплательщиков, перерегистрированных за последние два года в Петербурге, ведь это тоже «раздувает» бюджет?

– 29 млрд рублей налоговых платежей, уплаченных организациями нефтегазовой отрасли и финансового сектора в 2006 году, – действительно существенный фактор роста доходов городского бюджета. Тем не менее эта сумма составляет только 13% в общем объеме доходов бюджета Санкт-Петербурга. Приход в экономику города крупнейших российских компаний и концентрация в городском бюджете их налоговых платежей – лишь один из факторов экономического прорыва последних лет, обеспечившего стремительный рост доходов петербургского бюджета. Мы здраво оцениваем ситуацию, осознаем определенные риски, связанные с перерегистрацией в городе налогоплательщиков, и в целом не склонны преувеличивать роль этого фактора. На ближайшие три года мы закладываем в бюджет поступления от такой категории налогоплательщиков на уровне 25-27 млрд рублей (пока еще не все компании определились со своими планами). Мы не ожидаем какого-то золотого дождя, важно, чтобы не было спада имеющихся доходов.

– Относительно будущих налогов компании «Газпром-Нефть» есть определенность?

– Мы остались на уровне прежних цифр – 14-15 млрд рублей в год.

– Вы запланировали дефицитный бюджет на ближайшие три года, а государственный долг города от этого сильно увеличится?

– Принятие дефицитных бюджетов связано с нашей принципиальной политикой по обеспечению высокой инвестиционной составляющей в бюджете, что и выражается в постоянном росте расходов Адресной инвестиционной программы. Три следующих года мы тоже предполагаем дефицитными, но с разными источниками покрытия дефицита. В 2008 году он составит почти 30 млрд рублей, причем 24 млрд рублей будут покрыты за счет остатков средств бюджета, то есть денег, которые мы дополнительно заработаем в 2007 году. Сейчас долг очень низкий и к 1 января 2008 года составит чуть меньше 7 млрд рублей – это весьма небольшой объем по сравнению с доходами бюджета. Однако по состоянию на 1 января 2011 года долг может существенно возрасти – примерно до 60 млрд рублей (хотя все равно это вполне безопасный уровень – менее 20% доходов бюджета). Это связано с тем, что основным источником дефицита в 2009-2010 годах мы определили увеличение долга на 25 и 21 млрд рублей соответственно. Если ситуация окажется благоприятной, то долг будет расти более медленно за счет сверхплановых доходов и использования остатков на счетах бюджета.

Капитальный приоритет

 pic_text1
Дефицитность бюджетов Петербурга обусловлена принципиальной политикой по обеспечению высоких темпов госинвестирования: каждый третий бюджетный рубль – это капвложения в развитие города

– Приведет ли беспрецедентное увеличение финансирования Адресной инвестиционной программы бюджета Петербурга (АИП) – в 2008 году оно вырастет в полтора раза – к какому-то изменению приоритетов бюджетных капвложений?

– Действительно, капитальные расходы растут у нас очень высокими темпами – в 10 раз в 2008 году по сравнению с 2003-м. Это важнейший приоритет, изначально определенный новым руководством города. Теперь каждый третий бюджетный рубль – это капвложения в развитие города. В течение следующих трех лет инвестиционные затраты бюджета составят более 300 млрд рублей. Я не знаю других регионов, где капитальные расходы растут такими темпами и имеют столь значительный удельный вес. Мы не хвастаемся этими цифрами, просто в Петербурге накопилось слишком много проблем, которые мы стремимся решить.

Особенностью бюджетов следующих лет является стремительный рост расходов на решение жилищных проблем. В 2008 году мы планируем построить на бюджетные средства более 500 тыс. кв. м жилья, а за 2009-2010 годы – 1 млн 600 тыс. кв. м. Это очень серьезная цифра, достижение которой потребует фактически перестройки всей работы Комитета по строительству. На строительство жилья для государственных нужд в течение трех лет будет выделено 45 млрд рублей. Мы хотим быстрыми темпами расселить ветхое и аварийное жилье, коммунальные квартиры, среди наших приоритетов, естественно, решение жилищных проблем бюджетников, молодых семей. Речь идет о серьезном увеличении финансирования всех пяти действующих сегодня в городе целевых жилищных программ. Кроме того, серьезно увеличиваются расходы на капитальный ремонт существующего жилищного фонда (в частности, в 2008 году на это будет выделено 10 млрд рублей), на ремонт фасадов, на реконструкцию и замену лифтов в жилых домах.

Замечу, рост расходов на капремонт – важнейший приоритет, касающийся не только жилищной сферы, но и других отраслей городского хозяйства. Так, в будущем году в 2,3 раза вырастут расходы капитального характера на объекты здравоохранения. В частности, мы будем строить две крупные инфекционные больницы, чтобы наконец закрыть Боткинскую больницу в историческом центре города и реновировать занимаемый ею квартал. По аналогии с недавно принятой правительством города программой по ремонту всех школ Петербурга готовится программа по ремонту учреждений здравоохранения.

Мы делаем акцент больше на развитие дорожной инфраструктуры и транспорта. В частности, существенный рост (в полтора раза к уровню 2007 года) будет по объектам метрополитена – расходы составят порядка 13 млрд рублей ежегодно. Весьма высокими темпами будут вестись работы на Фрунзенской линии метрополитена. Одновременно возрастают ассигнования на закупку вагонов для метрополитена.

И конечно, будут и в дальнейшем увеличиваться расходы на объекты инженерной инфраструктуры – в 2008 году они вырастут на 40% к уровню 2007-го и составят ежегодно около 30 млрд рублей. Ключевой приоритет – инженерная подготовка территорий, в том числе для реализации масштабных жилищных проектов («Славянка», «Новая Ижора», «Каменка», «Северная долина»), зон жилой застройки в северо-приморской и юго-западной приморской частях города…

– Предполагается ли решение проблемы дефицита инженерно подготовленных площадок в промзонах? Девелоперы жалуются, что это сдерживает процесс перевода предприятий из центра Петербурга…

– Те зоны, которые мы ранее определили как приоритетные, заполнились очень быстро. Сейчас вместе с КГА мы смотрим новые участки, накладывая их на программы развития инженерной инфраструктуры. В настоящее время мы все больше начинаем обращать внимание на эффективность инвестиций в расчете на 1 кв. м земли, 1 кВт электроэнергии. Земля у нас – конечный ресурс, и мы должны максимально эффективно его использовать.

На мой взгляд, в ближайшие годы стратегическим направлением будет развитие территорий вокруг Колпино и Пушкина. Возможно, здесь сформируется новый центр Петербурга: в этой зоне уже реализуются большие жилищные проекты, строятся крупные предприятия, оттуда недалеко и до деловой зоны «Шушары». Мне кажется, это направление будет для нас в ближайшие годы стратегическим. Поэтому для развития этих территорий мы предполагаем вкладывать средства в систему водоснабжения, в том числе строить очистные сооружения в Колпино, Металлострое, систему водоводов, канализацию, две подстанции в городе Пушкине и т.д.

В 2007 году расходы на инженерную подготовку территорий составили 200 млн рублей, еще 150 млн рублей ушло на разработку строительной документации и схем развития промышленных зон. В бюджете 2008 года под эти цели запланировано 350 и 221 млн рублей соответственно. И это только целевые статьи расходов КЭРППиТ, а ведь есть средства у Комитета по энергетике на развитие коммунальной инфраструктуры и у Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству на развитие дорожной сети.

Учиться инновациям

– Насколько обоснованы бюджетные расходы на подготовку участков для автосборочных предприятий? Многие эксперты уверены, что эти заводы не дадут Петербургу заметного экономического эффекта, поскольку полноценного автокластера у нас еще долго не будет…

– Главный постулат – городская экономика должна быть конкурентоспособна на глобальных рынках, а значит, надо выпускать продукцию самого высокого уровня, которая находит спрос. В том, что строящиеся в Петербурге автосборочные предприятия будут обеспечены гарантированным сбытом на многие годы, сомневаться не приходится.

На выставке «Петербургский промышленник» мы представляем концепцию развития кластера автокомпонентов, над которой работали вместе с Ассоциацией производителей автокомпонентов. Это серьезная концепция, подкрепленная конкретными переговорами со всеми четырьмя производителями автомобилей. Общая идея состоит в том, что технологии будут в основном привнесены извне, а инвестиции в инфраструктуру и маркетинг – российские.

– Какие еще производственные отрасли вы считаете наиболее перспективными для Петербурга?

– В первую очередь, все, что связано с энергетикой, энергетическим машиностроением, здесь наблюдается колоссальный дефицит и есть чрезвычайно перспективные ниши (особенно это касается производства газовых турбин). Не случайно Алексей Мордашев интересуется «Силовыми машинами», «Газпром» активно инвестирует в Невский завод. Хорошие предпосылки для дальнейшего роста имеет «Севкабель».

Также к ключевым компетенциям Петербурга относится пищевая промышленность – здесь возникают высокотехнологичные производства с высокой производительностью труда. Среди них рекордсменом, наверное, является завод компании «Русский стандарт» – у него выработка на одного работника 800 тыс. долларов в год (а на наших старых предприятиях она составляет около 30 тыс. долларов).

– Администрацию критикуют за недостаточное стимулирование развития инновационной деятельности…

– У нас есть льготы инновационным и высокотехнологичным производствам по налогам на прибыль и имущество, для учреждений науки и образования действуют льготы по аренде земельных участков и нежилых помещений. Хотя, на наш взгляд, путь предоставления льгот не слишком эффективен – фактически это перекладывание средств из одного кармана в другой. Важнее все-таки концентрировать средства, чтобы серьезно финансировать приоритетные направления, к которым, безусловно, относится и сфера образования. Именно в образование нужно инвестировать: это ключ к развитию города как центра инновационной деятельности.

Почему у нас открываются офисы крупных мировых компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения? Совсем не потому, что мы предоставили им налоговые льготы или создали ИT-парк. А потому, что у нас высокий уровень образования школьников и выпускников вузов, есть хорошо подготовленные специалисты. Разумеется, мы не намерены забывать о таких мерах, как создание бизнес-инкубаторов, ИT-парков, венчурных фондов и т.д. Но, обсуждая на уровне правительства стратегию инновационного развития города, мы говорили и о более простых и конкретных вещах. В частности, будем строить общежития для иногородних студентов, новые интернаты, чтобы можно было привозить в Петербург одаренных ребят со всей страны.

– Кстати, удалось ли договориться с федералами о развитии территории Ново-Орловского лесопарка для создания второй очереди особой экономической зоны?

– В принципе, все вопросы разрешены. Земля передана Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами, утвержден проект планировки, и мы уже ведем работы вокруг территории зоны в соответствии с принятой моделью финансирования. Это нашло отражение и в бюджете Санкт-Петербурга – будет строиться ряд новых дорог, подстанция 110 кВт, канализационный коллектор. По соглашению, проект должен финансироваться городом и федерацией в соотношении 50 на 50, хотя какие-то вопросы еще будут уточняться. Впрочем, для нас самое важное – чтобы проект реализовывался в Петербурге, и если мы потратим больше средств, не будем от этого сильно страдать.   

Санкт-Петербург