Поторопились

5 ноября 2007, 00:00
  Северо-Запад

Широко разрекламированный проект переноса Балтийского завода из центра Петербурга оказался лишь благим желанием собственника завода. Государство этот проект не поддержало

Новый глава Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Андрей Дутов заявил, что его ведомство не давало согласия на ликвидацию Балтийского завода в Санкт-Петербурге. А без этого реализовать проект невозможно, поскольку государство владеет «золотой акцией» предприятия.

Два года назад руководство Объединенной промышленной корпорации (ОПК) объявило о намерении объединить входящие в его состав Балтийский завод и «Северную верфь», чтобы создать на основе верфи современное производство крупнотоннажных судов. Для этого планировалось перенести на «Северную верфь» конкурентоспособное оборудование Балтийского завода. Предполагалось, что остальное оборудование, как и сам завод, будут ликвидированы, а на его территории начнется реализация девелоперского проекта торгово-развлекательной, деловой или жилой застройки.

Однако по прошествии двух лет оказалось, что никакого формального решения по проекту не существует: как нам удалось выяснить, собрание акционеров ОАО «Балтийский завод» соответствующего решения не принимало. Андрей Дутов прямо не заявил, что намерен воспользоваться правом вето на стратегические решения, которое предоставляет «золотая акция», и не даст согласия на ликвидацию Балтийского завода, однако в контексте всего происходящего в судостроительной отрасли это более чем вероятно.

Как мы уже писали (см., например, «Пеленг взят», «Эксперт С-З» №13 от 2-8 апреля 2007 года), инициаторы создания государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) крайне заинтересованы в Балтийском заводе и «Северной верфи». Причины известны. В частности, только на Балтийском заводе можно сейчас строить современные атомные ледоколы, он обладает также уникальными производствами корабельных котлов и винтов большого диаметра. А на «Северной верфи» сейчас активно строятся военные корабли.

Государство пытается реализовать свои интересы, действуя по двум направлениям. С одной стороны, Рособоронэкспорт начал переговоры с основным владельцем ОПК Сергеем Пугачевым о покупке предприятий. Результата пока нет, поскольку стороны не могут сойтись в цене. С другой стороны, правительство добивается модернизации «Северной верфи» без привлечения активов Балтийского завода. Так, в начале нынешнего года Минпромэнерго затеяло конкурс на создание на принципах государственно-частного партнерства судостроительных комплексов, способных строить крупнотоннажные гражданские суда. На днях Роспром объявил о намерении поддержать два таких проекта – на базе Дальзавода (Владивосток) и петербургской «Северной верфи». Роспром собирается стимулировать сооружение на этих площадках сухих доков (для строительства судов дедвейтом 140 тыс. тонн) через субсидирование процентных ставок, привлечение средств Инвестфонда РФ и предоставление гарантий по кредитам российских банков.

Судя по всему, Сергей Пугачев рассчитывал, что его связи в Кремле помогут ему реализовать собственную стратегию. Однако, похоже, что в последнее время эти связи ослабли. И руководство Роспрома, молчавшее два года, вдруг разразилось комментариями явно негативного оттенка.

Впрочем, реализация проекта переноса Балтийского завода так и не сдвинулась с мертвой точки. ОПК не получила от Внешторгбанка ожидаемого кредита. Не начата и подготовка территории «Северной верфи» для размещения мощностей, выводимых с Балтийского завода. Свободные площади активно используются сейчас для перевалки контейнеров.

С точки зрения бизнеса, Пугачев действует совершенно правильно – вместо двух устаревших предприятий пытается создать одно современное, а освободившуюся территорию отдать под высокодоходный девелопмент. Но этим планам мешает тенденция огосударствления экономики.