Равнение на стандарт

Русский бизнес
Москва, 28.04.2008
«Эксперт Северо-Запад» №17 (365)
Новгородским поставщикам сельхозпродукции придется освоить правила игры сетевых компаний

Новгородская область пережила в минувшем году самый высокий за последние семь лет скачок цен на продовольственные товары. Данные статистики свидетельствуют, что в 2007 году цены на продукты питания возросли в регионе на 16,5%.

Разумеется, администрация области, как и многих других российских субъектов федерации, предпринимает определенные шаги, чтобы сдержать этот рост, в частности активно практикует соглашения с крупными розничными предприятиями о замораживании цен на наиболее важные продукты. Но одними соглашениями ценовой рост не обуздать, что подтверждают результаты мониторинга, осуществляемого Комитетом по ценовой и тарифной политике области. Если буханка хлеба в начале января стоила в среднем 13,23 рубля, в начале февраля – 13,8, то к началу марта – уже 15,05. Стоимость килограмма картофеля за этот же период подскочила с 10,25 до 11,5 рубля, литра молока – с 29 до 31 рубля.

Безусловно, для тотальной смены ценников имелись вполне объективные причины, в частности рост цен на мировых рынках продовольствия. Но ведь и собственного молока, картофеля, других продуктов Новгородская область с ее весьма развитым сельским хозяйством производит достаточно. Программа развития конкуренции на региональном продовольственном рынке, утвержденная администрацией области на 2008 год, призвана нивелировать последствия зарубежных неурожаев и засух.

Нужны новые рынки

Подобный документ принят администрацией Новгородской области впервые. Исполнительная власть намерена взращивать конкурентную среду, расширяя рынки сбыта сельхозпродукции, снижая административные барьеры, усложняющие новичкам вхождение на этот рынок и открывая местным производителям доступ в сетевые компании. Реализация программы не требует ни единой бюджетной копейки, только четкой и добросовестной работы чиновников.

Пока в регионе действует лишь один крупный рынок сельскохозяйственной продукции. Несколько раз в год здесь проводятся сезонные ярмарки, в остальное время на рынке тишина и безлюдье: построенный много лет назад, он и тесен, и плохо приспособлен для массовых мероприятий. Поэтому масштабные выставки-ярмарки, на которые съезжаются предприятия и фермерские хозяйства не только со всей области, но и из многих российских регионов, предпочитают устраивать на «чужой» территории.

В ближайшее время, изучив спрос населения и состояние коллективных аграрных, крестьянских, фермерских хозяйств, региональная власть возьмется за создание еще одного сельскохозяйственного рынка – в Старой Руссе или Боровичах. А до того времени закрыть рыночный пробел должны ярмарки выходного дня. В прошлом году в регионе уже прошло 26 ярмарок, так что начало положено.

У поставщиков нет выбора

Продукты с сельского подворья пока сложно донести не только до рынка и до ритейлеров. За многие годы в регионе так и не удалось создать разветвленную, надежную заготовительную сеть. Ее имеет только «Новоблпотребсоюз» (ОПС), закупающий продукты прежде всего для собственной переработки. Если сеть монопольная, то и цена монопольная. ОПС зачастую предлагает крестьянам такие закупочные цены, что они не окупают даже затрат на производство. Программа развития конкуренции предусматривает создание группой компаний «Адепт» (специализируется на производстве, переработке свинины и розничной торговле) еще одной заготовительной сети – для закупки мяса.

Региональная власть взяла на себя роль рефери в переговорах местных производителей продуктов питания и сетевых компаний «Дикси», «Лента», «Пятерочка», «Магнит», «Квартал». Сетевики, обосновавшиеся в Великом Новгороде около полугода назад, намерены продвигаться вглубь региона, в наиболее крупные города. Чиновники, в свою очередь, настойчиво добиваются, чтобы местный товар, к которому привыкли новгородцы, можно было купить в любом сетевом магазине.

Собственно, сети и не чинят особых препятствий, работать с местными производителями им во многом даже проще. Так, на прилавках 12 крупных розничных предприятий торговой сети «Квартал» до 70% товара – новгородского происхождения. «В наших магазинах всегда есть продукция таких местных компаний, как „Лактис“, „Адепт“, „Новгородхлеб“, „Бизон“, „Тимур“ и других, – говорит заместитель исполнительного директора сети Лидия Иванова. – Отношения сложились партнерские, поставщики спокойно реагируют на наши претензии, допустим, относительно штрих-кода, информации о товаре, качества упаковки, и за шесть лет работы на новгородском рынке нам ни разу не пришлось применять штрафные санкции. Наоборот, чаще случаются проблемы с поставщиками из Петербурга, где транспорт простаивает в пробках и не всегда поспевает к назначенному часу».

«У наших поставщиков нет выбора, – говорит Марина Ильинская, заместитель председателя Экономического комитета области, начальник управления торговли и бытового обслуживания населения, – им предстоит освоить правила игры сетевых компаний, требующих от своих поставщиков четкого соблюдения правил взаимодействия. Необходимо перестроить работу и новгородским кооператорам, до последнего времени не имевшим на селе серьезной конкуренции. Словом, подтягиваться до рыночных стандартов придется всем».

Администрация Новгородской области намерена использовать для развития конкурентной среды информационные технологии – на собственном официальном сайте будет размещать координаты сельхозпроизводителей, предлагающих минимальные отпускные цены, переработчиков – потенциальных участников ярмарок и выставок. Это поможет розничной торговле лучше ориентироваться, с кем выгоднее заключать долгосрочные контракты.

Великий Новгород

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№17 (365) 28 апреля 2008
Энергетика
Содержание:
Охота на атом

Дефицитные ресурсы, которые потребуются для строительства АЭС в Калининградской области, гораздо эффективнее использовать в аналогичных проектах в других регионах России

Реклама