Сервильность в квадрате

9 июня 2008, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Не успели утихнуть страсти по поводу уголовного преследования мэра Архангельска Александра Донского, заявлявшего, помимо прочего, о своих президентских амбициях, как вновь столица Поморья прогремела на всю страну. И опять это касается ситуации с креслом градоначальника. Местные политологи и даже простые избиратели утверждают, что никогда не видели таких грязных выборов, какими оказались прошедшие 25 мая выборы мэра. Вся мощь административной машины обрушилась не на кого-нибудь, а на молодую и малоизвестную до недавних пор в регионе бизнес-леди, которая благодаря слабости действующей муниципальной власти неожиданно стала фаворитом гонки. Причем назвать Ларису Базанову оппозиционером и уж тем более радикалом язык не повернется. Она шла на выборы с целью консолидировать городские элиты и была готова предложить высокие посты в администрации даже соперникам по предвыборной гонке. И умудрилась победить, пусть и с небольшим отрывом от главного конкурента. Эта победа была отнята в результате пересчета голосов, инициированного и.о. мэра Виктором Павленко.

В стране много лет выстраивалась вертикаль власти, частью которой является мини-вертикаль Центризбирком – избиркомы субъектов РФ – избиркомы муниципалитетов – участковые избирательные комиссии. Выборы мэра Архангельска (выборы особые, где в цене был каждый голос) показали, что работу этой мини-вертикали нельзя оценить даже на тройку с минусом.

Некоторые участковые избиркомы в Архангельске проявили откровенный непрофессионализм. Этого не скрывает и глава горизбиркома Владимир Чуркин. Он прямо говорит о том, что члены участковых избиркомов, дождавшись 20.00, то есть момента окончания голосования, спешили домой и едва ли не срывались с мест, вместо того чтобы начать подсчитывать бюллетени. Чуркин говорит об этом с такой неподдельной досадой, что даже хочется ему посочувствовать. Если бы не одно «но» – эти участковые избиркомы подчиняются ему, и именно он несет ответственность за их непрофессиональную работу.

Теперь о следующем звене в избиркомовской мини-вертикали. Областная избирательная комиссия, наблюдая за кризисом в Архангельске, могла бы вмешаться, благо она располагается в том же городе. Но комиссия решила собраться 2 июня, когда официальные итоги выборов уже были оглашены, после чего отменить их может только суд. Облизбирком признал организованный городской комиссией пересчет голосов необоснованным. Вот только цена этого решения – ноль. Ложка, как известно, дорога к обеду, а обед уже завершен.

И наконец, о ЦИК. Он архангельского скандала вообще словно не заметил – ни одного высказывания, ни единого действия. О сервильности ЦИК, особенно на думских и президентских выборах, сказано немало. Нынешняя политическая система России устроена так, что когда речь идет о федеральных выборах, предъявлять ЦИК претензии уже даже как-то неудобно. Когда есть политическая воля Кремля и ЦИК формируется, по сути, тоже Кремлем, ожидать вмешательства Центризбиркома в думские или президентские выборы не приходится. Но что мешает ЦИК сохранять честь мундира хотя бы там, где прямого давления из высоких столичных кабинетов сановников нет? Похоже, мешает страх перейти дорогу хоть кому-нибудь, например только что назначенному архангельскому губернатору Илье Михальчуку, который поддерживал на выборах Павленко, а не Базанову. Если все так, то это уже не просто сервильность, а сервильность в квадрате. Помнится, в конце февраля глава ЦИК Владимир Чуров озадачился, почему в Петербурге 2 марта не проводятся муниципальные выборы, хотя срок полномочий 29 из 111 представительных и исполнительных органов муниципальных образований истекает. «В Петербурге большая судебная перспектива», – заявил тогда Чуров. Вот только почему-то ни одного суда не состоялось. Видимо, потому, что решение о переносе выборов принято Валентиной Матвиенко, едва ли не самым близким к экс-президенту Путину губернатором.

ЦИК как главный «акционер» избиркомовской мини-вертикали стремительно теряет контроль над своими «дочками». А те подвергаются рейдерскому захвату: городские избиркомы – городскими администрациями, областные – областными и т.п. Предотвратить это рейдерство, продолжая молчать, невозможно.