Реструктуризация амбиций

Юрий Молчанов: «Инвесторов стало меньше, но заботиться о них мы должны больше!»

Крупнейшие инфраструктурные проекты, запущенные администрацией Санкт-Петербурга в предыдущие годы, оказались из-за кризиса под угрозой срыва или серьезных задержек. Ситуация осложняется тем, что многие проекты изначально задумывались и начинали реализовываться на принципах государственно-частного партнерства и теперь попадают в зависимость от состояния городского и федерального бюджетов (см. материалы круглого стола, посвященного этим проблемам: «Сценарий взаимодействия», «Эксперт С-З» №43 от 3 ноября 2008 года). 

О перспективах масштабных инвестиционных проектов и мерах, принимаемых администрацией города для их поддержки, в интервью обозревателю «Эксперта С-З» рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов.

С прицелом на вывод

– Принятие Концепции развития аванпортов Большого порта Санкт-Петербург означает начало процеcса вывода порта из города?

– Хороший вопрос, но вы несколько предвосхищаете вывод порта из центра города. Хотя, конечно, этого хотелось бы…

Пока речь идет скорее о развитии порта в щадящем для города режиме. Мы понимаем, что в центре Петербурга это невозможно. Но даже если аванпорты в Бронке, Ломоносове, Кронштадте будут введены, мы все равно не удовлетворим потребности имеющихся грузопотоков и не сможем закрыть мощности в центре города. 

– Заявка на федеральное финансирование работ по дноуглублению, строительству гидротехнических сооружений и т.д. уже подана?

– Действительно, мы уже инициируем включение проектов наших аванпортов в федеральную целевую программу по созданию федеральной морской инфраструктуры и ведем подготовительную работу. Что же касается финансового участия города, то мы объявили частным инвесторам, что не готовы вкладываться в дорожную инфраструктуру. Впрочем, по мере реализации проектов аванпортов городу придется решать принципиальные вопросы инженерного обеспечения, строительства головных источников и др.

Проект на взлете

– Насколько замедлится в условиях кризиса осуществление проекта реконструкции аэропорта «Пулково», ведь сроки проведения конкурса уже пришлось переносить?

– Убежден, из всех наших больших инфраструктурных проектов наиболее активно будет развиваться именно проект аэропорта «Пулково». Реконструированный аэропорт настолько нужен городу, и проект столь перспективен для инвестиций, что у нас нет причин в дальнейшем еще раз переносить срок (21 мая) подачи инвесторами конкурсных предложений. Напротив, поскольку остановлено несколько конкурирующих проектов (особенно это относится к аэропорту в Риге), инвесторы, собиравшиеся участвовать и в других конкурсах, сконцентрируют внимание на петербургском проекте. В конкурсе участвуют семь претендентов, и, несомненно, получив по крайней мере три-четыре очень хороших предложения, в июне 2009 года мы сможем назвать победителя. 

Замечу: чтобы сроки реализации проекта максимально сократились и победитель смог в 2010 году выйти на площадку и приступить к возведению терминала, мы параллельно с проведением конкурса ведем проектно-изыскательские работы. Всеми участниками конкурса в качестве компании, которая их выполняет, акцептован Arup. Проектно-изыскательские работы, занимающие в лучшем случае восемь месяцев, завершатся уже в апреле и будут приняты будущим победителем.  Таким образом, мы не только экономим время, но и снимаем часть рисков для будущего победителя.

– Неужели вы не ожидаете проблем с привлечением финансирования победителем конкурса?

– Да, проект требует значительных средств – общий объем инвестиций в строительство терминала мощностью 17 млн пассажиров в год оценивается примерно в 1 млрд евро. И, возможно, чтобы облегчить инвесторам привлечение средств, мы разделим реализацию проекта на две очереди. Замечательный проект известной английской компании Grimshaw & Partners позволяет вводить терминал секциями, рассчитанными на 8-9 млн пассажиров в год.

Ничего страшного, если мы немного дольше, так сказать, поживем на стройплощадке, но зато начнем быстрее строить терминал – все-таки найти деньги сначала на половину проекта легче.  Сегодня мы считаем вполне реалистичным ввод нового терминала в эксплуатацию в конце 2012 года.

Кстати, кризис не повлиял и не повлияет на выполнение городом своих обязательств в рамках этого проекта.  Так, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга работы по строительству второй взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково» уже выполнены на 90%. В прошлом году были завершены все тяжелые бетонные работы, и теперь остается только установка свето- и радиотехнического оборудования.  Новая взлетно-посадочная полоса начнет функционировать весной 2009 года, к Петербургскому экономическому форуму. По техническому оснащению двух сертифицированных полос это будет лучший аэропорт в России.

Прожить время с пользой

– Какова стратегия города по проекту Западного скоростного диаметра (ЗСД)? Концессионное соглашение с победителем конкурса до сих пор не подписано, судьба федерального финансирования кажется весьма проблематичной…

– Мы понимаем, что в ближайшие два года нереально подписать концессионное соглашение. Поэтому сейчас готовится специальное постановление правительства РФ по продолжению строительства. Часть предусмотренных ранее денег из Инвестиционного фонда РФ будет перенесена в Адресную инвестиционную программу на 2009-2010 годы.  В течение этих двух лет, несомненно, за счет средств городского и федерального бюджетов будет продолжаться строительство южного участка ЗСД – до Благодатной улицы и далее, в сторону первого и второго районов морского порта.

И, кстати, в конце 2009-го – начале 2010 года мы намерены попробовать запустить первый платный участок магистрали. Интересно посмотреть, как в России будет работать вся эта система – с взиманием платы за проезд, с пропускными пунктами и т.д. Финансирование Инвестиционного фонда в целом подтверждается, но оно будет скорректировано с расчетом, что выделение средств начнется с 2011 года.

– Что будет с проектом Орловского тоннеля, по которому сроки тоже «поплыли»?

– Правительственная проектная комиссия подтвердила, что средства Инвестиционного фонда начнут выделяться с 2011 года.  Тем не менее мы думаем, как эти два года прожить с пользой для проекта.  Оптимальным было бы, не останавливая объявленный конкурс на проектирование и строительство, сделать за это время стадию «Проект» и пройти госэкспертизу.  При согласии всех участников конкурса возможна следующая модель. Стадия «Проект» выполняется всеми вместе за счет средств претендентов, а затем они расходятся и каждый делает собственную рабочую документацию, на основе которой и конкурируют друг с другом. Победитель же конкурса затем компенсирует затраты остальных участников на выполнение стадии «Проект». Если удастся пойти по такому пути (подобная схема успешно опробована в ходе конкурса по проекту аэропорта «Пулково»), начало реализации проекта не отодвинется на 2011 год.

– Будущее  «Надземного экспресса»  пока не прояснилось?

– Если для проектов ЗСД, «Пулково» и Орловского тоннеля мы, в принципе, придумали модели, позволяющие их продвигать, то по «Надземному экспрессу» пока еще не определились. От проекта не отказываемся, ищем оптимальную траекторию движения вперед.

Глубокий задел

– Будет ли реализовываться знаковый для города проект вывода из исторического центра железнодорожной инфраструктуры станции Московская-Товарная?

– Да. Станция закрыта, завершается ее перебазирование на окраину города. Инвестор (компания «Росрегионпроект Девелопмент») активно работает над концепцией развития освобождаемой территории (22 га), с учетом собственной концепции развития участка корректирует проект планировки, подготовленный городом. Уверен, ко времени выхода экономики из кризиса он будет готов вплотную приступить к реализации проекта.  Полагаю, работы на площадке могут начаться в 2011 году. Сейчас очевидно, что по любому крупному проекту старт серьезных инвестиций следует ожидать не ранее чем в самом конце 2010-го – начале 2011 года.

– Какова судьба других проектов с участием РЖД?

– В заключительной стадии находятся работы по закрытию станции Санкт-Петербург-Варшавский – это непременное условие для начала редевелопмента территории площадью около 200 га в зоне «Измайловской перспективы». За последний год завершена инвентаризация, и теперь мы прекрасно понимаем ситуацию с правами собственности в этом районе. Решено много имущественно-правовых вопросов по выводу предприятий, но пока перебазирование двух или трех из них затруднено.  Структуры РЖД активно работают в этом направлении, и, надеюсь, до конца 2009 года мы выйдем на закрытие станции. Важно и то, что уже есть готовый проект планировки территории, отработанный с учетом всех транспортных схем.

Конечно, ввиду отсутствия на рынке финансовых ресурсов будет определенное замедление в реализации обоих проектов. Но они находятся в той стадии подготовки, когда еще не требуется привлечение серьезных средств для начала работ на площадках.

– Каковы перспективы торгового комплекса с паркингом под площадью Восстания?

– Мы понимаем, что освоение подземных пространств – единственный путь решения проблемы парковок в центре города. Принят ряд постановлений правительства Петербурга, направленных на совершенствование юридической базы подземного строительства, и теперь инвесторы могут спокойно заниматься подобными проектами. Мы создали совместную с  Госкомнедрами комиссию по предоставлению таких пространств для изыскательских работ. Насколько я знаю, компания «Адитум» (инвестор проекта под площадью Восстания) весной получит лицензию Госкомнедр на проведение изыскательских работ в течение пяти лет. Но, судя по всему, они завершат этот этап за два-три года.

Гибкий оптимизм

– Сохранятся ли  льготы, которые город ранее предоставлял инвесторам? Что делается, чтобы смягчить воздействие кризиса на инвестиционный климат в Петербурге?

– Инвесторов стало меньше, но заботиться о них мы должны больше! Мы стремимся идти навстречу инвесторам, проявлять гибкость к тем условиям, которые предлагаем в самом начале их работы в Петербурге. Разумеется, мы сохраняем весь объем налоговых льгот. Кроме того, уже принят комплекс мер, облегчающих условия для инвестиций в Петербурге. В частности, если возникает задержка с реализацией проектов, то упрощается процедура продления сроков структурами администрации города. Уменьшаются санкции за просрочку инвесторами различных платежей. Мы рассматриваем возможность изменения и переноса графиков платежей, которые должны вносить инвесторы за право реализации проектов. Прорабатываем и другие решения, направленные на поддержку инвесторов.

Санкт-Петербург