Факторы роста

14 сентября 2009, 00:00
  Северо-Запад

Генеральный директор компании «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов:

– Даже если говорить в общем, без разделения на платную и бесплатную медицинскую помощь, приходится признать: внутренняя природа современной медицины такова, что она постоянно имеет четкую тенденцию к удорожанию. Вне зависимости от того, какие тенденции в экономике. Связано это с несколькими причинами. Одна из основных – появление новой диагностической и лечебной аппаратуры. И дело не только в том, что она дорогая, но и в том, что сроки ее морального устаревания постоянно сокращаются. Потому и издержки на приобретение этой аппаратуры постоянно увеличиваются. Во многих странах отмечают, что здоровье большинства жителей в последние годы слабеет, соответственно и потребность в медицинской помощи постоянно растет. Эти два фактора, один – связанный с развитием науки и техники, другой – со здоровьем общества, приводят к тому, что общие затраты на медицину растут.

Эта тенденция явно обозначилась с 80-х годов XX века. Периодически она становится более острой, периодически – менее. На сегодняшний день она, похоже, достигла критической точки. В Европе – дефицитный бюджет на социальную медицину, особенно во Франции и Германии. Америка, которая гордилась своей могучей платной медициной, пришла к тому, что доступность медпомощи стала минимальной. Таковы глобальные макроэкономические аспекты роста издержек на медицинскую помощь.

Если спуститься на уровень добровольного медицинского страхования, мы видим, что все глобальные закономерности четко проявляются и здесь. И ничего другого, кроме использования принципов управляемой медицинской помощи, на сегодняшний день не придумано.

В Европе активно используется система так называемых семейных врачей. С любой проблемой можно обращаться только к нему, дальше он направит к специалисту. Это первый элемент управляемой медицины, когда оказание медпомощи идет через конкретного врача. Второй принцип – контроль и экспертиза счетов. В Европе и США проблема экспертизы решается при помощи системы медицинских стандартов, определяющих, какие процедуры может назначить врач при постановке диагноза и лечении. Если он назначает больше, то это становится предметом отдельного разбирательства. В России стандартов нет. Есть здравый смысл медиков и некое негласное соглашение.

Наша попытка ввести на рынок базовый набор процедур, которые медицинскому учреждению можно не согласовывать со страховой компанией, – это попытка ввести начальные стандарты, или протостандарты. Те, которые необходимы всегда, те, без которых не обойтись. Это лишь первый шаг. Следующий шаг очевиден – разработка и использование полноценных стандартов, которые будут помогать медикам и страховщикам в решении своих вопросов. И понятно, что эти стандарты должны базироваться на стандартах обязательного медицинского страхования. Поэтому в некотором смысле руки у страховщиков связаны: они ждут появления государственной системы медицинских стандартов.