Против течения

12 октября 2009, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Год назад, когда обозначились первые симптомы мирового экономического кризиса, эксперты давали самые противоречивые прогнозы. Часть прогнозов оправдались, часть – оказались чрезмерно оптимистичными. За последние месяцы мы привыкли к тому, что комментарии официальных лиц относительно экономической ситуации в России, и в частности в Северо-Западном регионе, неизменно позитивны. Независимые эксперты, напротив, живописуют ужасы кризиса и предрекают ухудшение ситуации. Истина, вероятно, находится где-то посередине.

Мировой кризис действительно серьезно повлиял на бизнес, и прежде всего – на формы и источники его финансирования. Наиболее устойчивыми оказались компании, которые с осторожностью пользовались банковскими кредитами.

В новых условиях расширяются в основном торговые сети, обладающие достаточными собственными средствами и не обремененные долгами. На фоне общего снижения объемов розницы часть компаний продолжают открывать магазины. Эксперты уверены, что при разумной маркетинговой политике и грамотном руководстве развитие торговых сетей по-прежнему возможно. Причем наиболее жизнеспособные и энергичные из них имеют все шансы увеличить свою долю рынка и занять наиболее выгодные для торговли места. Ослабленные кризисом конкуренты не смогут оказать им своевременный и адекватный отпор.

Как и предсказывали аналитики, снижение реальных доходов населения привело к падению спроса в большинстве отраслей. Вне зависимости от уровня доходов и благосостояния потребители стали меньше тратить, в особенности на товары, не являющиеся предметом первой необходимости, – они либо выбирают более дешевые аналоги, либо вовсе отказываются от покупки. Обороты торговых сетей снизились. Избежать этого удалось тем компаниям, которые своевременно скорректировали ценовую и ассортиментную политику в соответствии с новой рыночной ситуацией.

Очевидной и предсказуемой проблемой, с которой столкнулись торговые сети, специализирующиеся на непродовольственных товарах, стало снижение объемов потребительского кредитования. Еще год назад многие эксперты сомневались, что кризис, начавшийся в банковской и кредитной сфере, серьезно затронет торговлю. Считалось, что в России кредитование еще не проникло глубоко в сферу потребления. Однако спад затронул не только ипотеку и автокредитование, как прогнозировалось. Сейчас торговым сетям в тандеме с производителями бытовой техники и электроники приходится разнообразными скидками и рассрочками платежей компенсировать потребителям отсутствие банковского кредита, что снижает доходность всех участников цепочки.

Кризис стал лакмусовой бумажкой, которая выявила наиболее эффективные компании, способные выстоять в новых условиях и выжать максимум из имеющихся ресурсов – оптимизировать расходы, не подорвав при этом ключевые бизнес-процессы, оперативно реагировать на изменения спроса, находить новые возможности для продвижения своей продукции.