Юбилейное послевкусие

В Новгородской области, как и в других регионах Северо-Запада, в 2010 году произойдет существенное сокращение объема финансирования работ по строительству, ремонту и содержанию дорог. Дорожный бюджет области на 2010 год сократился по отношению к прошлому году более чем в два раза, до 701 млн рублей. По данным Комитета строительства и дорожного хозяйства по Новгородской области, объем ямочного ремонта в нынешнем году останется практически на уровне прошлого года – залатают 150 тыс. кв. м региональных дорог. На эти цели планируется направить 500 млн рублей, что практически сопоставимо с вложениями прошлого года (534 млн).

Но в целом масштаб работ значительно скромнее, чем в 2009-м. Так, в прошлом году при подготовке к 1150-летию Великого Новгорода на дороги израсходовано 1,59 млрд рублей, из них 991 млн – средства федерального бюджета, 671 млн – регионального. По оценке ГУ «Новгородавтодор», это «пиковая», или «юбилейная», сумма за последние годы.

При подготовке к юбилею Великого Новгорода за 2008-2009 годы в дороги города были вложены небывалые деньги – около 1 млрд рублей. За этот период из 218,4 км дорожно-уличной сети города отремонтировано 18,5%, или 917 тыс. кв. м, на что потрачено 650 млн рублей. Но юбилейные торжества остались позади и финансирование дорожных работ в областной столице на 2010 год сократилось до 140 млн рублей. Как подчеркивает мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, в этом году акцент будет сделан на ремонт 90 дворов многоквартирных домов и учреждений. Хотя в городе есть такие дороги, за проезд по которым таксисты, не стесняясь, берут с пассажиров по двойному счетчику.

По данным «Новгородавтодора», 90% дорожной сети региона не соответствуют нормативам. «Убитой» эксперты считают даже часть федеральной трассы М-10 Москва – Санкт-Петербург, проходящей по территории Крестецкого района. Управление ГИБДД УВД Новгородской области состояние дорог региона оценивает на двойку, о чем и сообщило губернатору области Сергею Митину в аналитическом письме. По мнению экспертов отдела надзора ГИБДД, капитального ремонта требуют 50% дорог региона с асфальтово-бетонным покрытием.

Региональные и городские власти признают, что основная причина такого состояния дорог – хроническое недофинансирование. По расчетам специалистов «Новгородавтодора», в ремонт и содержание дорог региона, если опираться на нормативы «дорожного» ФЗ №257, необходимо вложить 19 млрд рублей, а в ежегодное содержание – не менее 6 млрд. Для региона это нереальная сумма, ведь доходы консолидированного бюджета области составляют 20,57 млрд рублей. Постановлением администрации области нормативы, базирующиеся на ФЗ №257, утверждены, но возможность их соблюдения, мягко говоря, сомнительна. Поэтому сроки замены дорожного покрытия постоянно нарушаются, что приводит к окончательному разрушению трасс.

Помимо денежных проблем в регионе возникли сложности с исполнителями работ. В частности, по информации Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Великого Новгорода, только за прошлый год подрядчики сорвали два договора. Выданные им авансы пытаются «вытаскивать» через арбитражный суд, а аукционы пришлось провести повторно. По мнению чиновников и экспертов, аукционы для дорожного строительства нужно заменить конкурсами, на которых подрядчик был бы обязан подтверждать свою производственную состоятельность.