Чудные вещи

Русский бизнес
Москва, 14.05.2010
«Эксперт Северо-Запад» №19 (465)
Мария Щедрина: «Когда вынашиваешь свое дело как ребенка, даже трудности становятся приятными. Для меня это не бизнес в обычном понимании слова – это жизнь»

Выбрать презент очень непросто, тем более если хочется, чтобы он был со смыслом. Тарелка для битья «На счастье!», антиконфликтные спички, где одна короче других, уникальный металлический сейф, который измеряет деньги миллиметрами, и еще множество других необычных предметов вносят новые краски в повседневную жизнь. О том, как можно не только приятно удивлять, но и заработать на подарках, рассказывает директор сети магазинов «НАДО ЖЕ! чудные вещи» в Санкт-Петербурге Мария Щедрина.

Гнездо идей

– Как удалось организовать столь неординарный бизнес? Как возникла идея открытия магазина необычных вещей?

– Как таковая идея заимствована у магазина «Бюро Находок» в Москве. Изначально я была дизайнером-фрилансером, брала заказы от случая к случаю, но никогда не работала на кого-то. Пробовала себя в коммерческой деятельности, чтобы понять видение бизнесменов. Занималась дизайном упаковки, которую легко было финансово просчитать и сделать прогнозы на будущее. Но эта деятельность никогда не устраивала меня полностью: в дизайне не хватало бизнес-составляющей, в коммерции – творческого подхода.

На смену ручному труду приходит заключение договоров с авторами об использовании и оплате их идей. По сути, любой человек может разработать идею и заключить с нами контракт

Однажды мне стали сниться необычные игрушки – самые разные характеры и персонажи, которые я впоследствии сама же и сшила. Постепенно дизайн-студия плавно переориентировалась на выпуск подобного рода изделий, и два года назад мы поехали выставляться на Рождественскую ярмарку в московский ЦДХ. Там познакомились с основателем «Бюро Находок», и с идеей развития этого проекта я вернулась в Питер. Как всем начинающим, было сложно – сказывалось отсутствие денег и связей. Но нам посчастливилось найти первые 5 кв. м в «Пассаже», привезти туда некоторые вещи из «Бюро Находок», и с мая 2008 года дело пошло.

  Фото: Мария Майборода
Фото: Мария Майборода

– Где вы находите идеи для подарков – при обсуждении в теплой компании или это труд одного оригинала?

– Что-то придумываю во время работы сама, что-то – мои коллеги в силу нашего особого видения мира. Но это не специальные посиделки в кафе, а скорее образ жизни. Самое главное – мы привлекаем мастеров к поиску идей или к уже готовым проектам. Сама разработка новой идеи подчинена простому алгоритму, который мы передаем на авторских средах (приемных днях для новых авторов).

Другое дело, что процесс привлечения мастеров довольно сложен. Как ни странно, в творчески наполненном Петербурге мы столкнулись с подобной проблемой – мастера приходят, но мало кто доводит до ума свою идею: мешают отсутствие каких-либо амбиций, банальные закомплексованность и лень. К примеру, в Москве у моих коллег таких проблем с поиском авторов не возникает, там у людей сразу просыпаются вера в себя и жажда действовать.

– Как идея обрела очертания бизнеса, сколько времени на это понадобилось?

– По сути, прошло два года с момента начала нашей деятельности до сегодняшнего дня. Нельзя сказать, что магазин в «Пассаже» сразу попал в нужную струю, – в течение первого года мы «благополучно» сводили отчеты к нулю. Затем в июне 2009-го удалось открыть второй магазин на Гражданском проспекте, также в торговом центре. И вот в октябре 2009-го при финансовой поддержке друзей открыли третий, уже отдельный, магазин на улице Рубинштейна.

Сегодня совокупная площадь всех магазинов – 110 кв. м. Сложилась сплоченная команда единомышленников, проходят мастер-классы по разработке идей и созданию необычных вещей. Такие уроки мы всегда стараемся проводить под девизом трюка, парадоксальности и необычности.

Дефицит авторов

  Фото: Мария Майборода
Фото: Мария Майборода

– Ассортимент подарков насыщен авторскими работами. Как вы налаживаете работу с авторами? Это договоры с мастерскими или вы предпочитаете работать с отдельными людьми?

– Наладить работу с авторами – главная задача. Чтобы ее решить, я готова использовать даже личный пример. Но пока мы знаем немного авторов, которые поверили в себя и нашли силы реализоваться.

Последний раз автор с гениальной идеей посетил нас год назад – предлагал выпускать тапочки с указаниями «Та нога» и «Не та нога». Мы уже готовы были запустить идею в массовое производство, так она понравилась. Необходимо было просчитать пробную партию в 50 штук. Но в итоге ни один местный производитель за заказ не взялся: «Принимаем заказы только от 1 тыс. штук». И точка.

Каждый проект необходимо доводить до ума. На данный момент ведется параллельно 16 продуктов, и их разработка и внедрение в производство занимают львиную долю моего времени.

Работа с мастерскими и их собственное развитие – уже вчерашний день. У мастеров пропадает желание творить, они начинают работать только с готовыми идеями. Более того, зачем содержать мастерскую, когда можно выгодно сотрудничать с готовыми производствами? Мы даже вправе устраивать некий тендер для таких компаний, потому что, по сути, создаем уникальное предложение.

– Получается, что создание необычной вещи – это труд коллективный, а не одного человека?

– Да, конечно. Если автор сам ведет свой проект от идеи до производства, то обычно мы за какую-то определенную сумму выкупаем у него продукцию и в магазине занимаемся уже продажами. Это так называемый handmade, единичный авторский экземпляр. Но такой способ работы постепенно уходит в прошлое, как и работа с мастерскими.

На смену ручному труду приходит заключение договоров с авторами об использовании и оплате их идей. Конечно, идеи должны согласовываться с нашими принципами, но, по сути, любой человек с улицы может грамотно разработать идею, а затем заключить с нами контракт. В дальнейшем заказываем у местных типографий, заводов уже некое подобие промышленных партий товаров (тысячные экземпляры). За каждую проданную вещь впоследствии автор получает процент. Благодаря этому способу нам удалось выйти на тираж, при этом подарки стали более доступными и все так же «цепляют», так как при их моделировании используется тот же алгоритм, что и для вещей, полностью сделанных руками. В перспективе – заказ десятитысячных партий продукции в Китае, как это уже делают московские коллеги. К сожалению, в нашей действительности без этого никак не обойтись, ведь людям необходимо экономить.

– Как подбираете людей для работы? Есть какие-то особые требования?

– Никаких особых требований нет. Разве что «чужая лень непреодолима». Поэтому вместе с верой в себя не стоит забывать и о безотчетной любви к делу. А вообще, мы всегда открыты для новых людей.

Смена масштаба

– Судя по тому, что количество магазинов растет, бизнес окупается. Каковы ваши дальнейшие планы? Планируете ли расширять сеть?

– Трех магазинов в Петербурге на сегодня достаточно, поэтому планируем выход нашей продукции на тираж плюс ее распространение по другим точкам. В связи с возросшим спросом необходимо развитие оптовой торговли. Я понимаю, что пора менять стиль управления на более жесткий. Как когда-то мне ставили ультиматум из Москвы: «Или открываешь второй магазин, или совместная работа окончена». Так и мне нужно учиться работать с местными авторами и производителями. Это не означает перерождение в автократию, но прежние «семейные» методы работы зачастую выходят боком.

К теме дешевого массового производства хочется добавить, что Китай мы рассматриваем как способ избавления от старых вещей. Массовое производство по старым, проверенным идеям позволяет выносить вещи в другие магазины, то есть избавляться от своего «вчера». Тогда в наших магазинах можно будет выставлять только новинки.

– В социальной сети vkontakte.ru есть группа «НАДО ЖЕ! чудные вещи» – это такой маркетинговый ход или больше заслуга ваших постоянных клиентов?

– Скорее сами клиенты подтолкнули нас к созданию подобной группы. Часто возникали вопросы типа: «Есть ли вы в контакте?». Теперь с гордостью отвечаем утвердительно. В планах – создание интернет-рассылки на электронные адреса постоянных клиентов, на что тоже имеется спрос.

Не только бизнес

– Есть ли идея реализоваться в каком-нибудь новом направлении? Может, вы уже работаете над новыми оригинальными идеями?

– Уже идет развитие магазина на Рубинштейна в концепции некого клуба, куда можно прийти вечером «на чаек», посмотреть диафильмы на растянутой простыне и окунуться в необычайную атмосферу детства. Днем здесь проходит обучение разным ремеслам в нашем трюковом духе, например мы валяем дурака (делаем из шерсти игрушку «дурак») или делаем стеклянные глаза…

В будущем планируем проводить культурные вечера с изюминкой. Например, выступление какого-либо музыканта будет сопровождаться обучением игре на его инструменте. Ведь главное для нас – произвести взаимообмен с гостем. Не просто показать, но и поделиться чем-то своим.

На площадке того же магазина недавно запущен довольно амбициозный проект «Чудо чадо». По утрам в выходные дни собираем детей 8-12 лет. Лепим планеты, попутно объясняя устройство Вселенной, занимаемся многими другими полезными вещами. Надеемся, что в итоге дети смогут осознать, что нет ничего невозможного, что все можно сделать собственными руками и не надо ничего бояться!

– Что оказалось самым трудным и самым приятным в работе? С какими неожиданными сложностями пришлось столкнуться?

– Когда вынашиваешь свое дело как ребенка, даже трудности становятся приятными. Для меня это не бизнес в обычном понимании слова – это жизнь 24 часа в сутки. Это разложенные по всему дому блокноты для записи внезапных идей. Это творческая работа с рисунками, эскизами в ночное время, так как днем необходимо работать с цифрами, сводками, заказами – с реальной стороной бизнеса.

Нынешней весной неожиданностью стало то, что работники коммунальных служб скидывали громадины сосулек прямо на тротуары. Естественно, производить уборку перед фасадом здания приходилось своими силами.

Сложно, но полезно было учиться торговать, так как вся наша команда состоит из людей-творцов, абсолютно не ориентированных на продажи. Поэтому и магазины создавались необычные, с домашней атмосферой. Мы не знаем, правильно ли это и как нужно. Но теперь можем радоваться теплым отзывам посетителей в специальных «живых» дневниках.

А уходящему кризису даже хочется сказать спасибо: он указал нам на слабые места, помог выйти на востребованный тираж. Как говорят на Востоке, «твой враг – твой лучший учитель».

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №19 (465) 17 мая 2010
    Национальные парки
    Содержание:
    Расчет ближний и дальний

    Туристический потенциал Мурманской области можно расширить за счет развития действующей инфраструктуры. Но более рациональный шаг – создание новых проектов, в том числе национального парка «Хибины»

    Реклама