Плюс еще полвека

Россия и Финляндия подписали договор об аренде на 50 лет российской части Сайменского канала и прилегающей к ней территории. Несмотря на то что действие предыдущего договора истекает в 2013 году, переговоры о заключении нового начались еще в 2005-м. «Было очень важно подписать новый договор заблаговременно – до окончания срока действия предыдущего, чтобы местная региональная экономика, предприниматели и население могли планировать свою деятельность», – пояснил премьер-министр Финляндии Матти Ванханен. В свою очередь, российский премьер Владимир Путин признал, что переговоры, длившиеся несколько лет, были непростыми: «Много было с двух сторон вопросов, которые предстояло решить. Но при наличии доброй воли все вопросы, даже самые сложные, всегда решаются. А такая добрая воля у Финляндии и у России есть».

Острые моменты, которые возникали при переговорах о долгосрочной аренде, были закономерны. Россию не устраивал предусмотренный договором от 1963 года размер арендной платы – 300 тыс. евро в год. Позиция Москвы базировалась на том, что столь незначительные платежи не покрывают затраты на поддержание в судоходном состоянии (дноуглубление, очистка) подходов к каналу до первого шлюза. Акватория находится в российской зоне ответственности. Кроме того, стоимость земель вдоль канала за более чем 50 лет серьезно выросла, увеличился пассажирский и грузовой трафик по каналу. При этом канал используется и отечественными грузовладельцами для выхода к портовым комплексам Выборга и Высоцка.

В то же время канал, построенный в 1856 году, когда Финляндия входила в состав России, – важная водная артерия для проводки судов из портов внутренних вод восточной части страны в Балтийское море. При этом, согласно действующему договору, финская сторона обязана поддерживать российскую часть Сайменского канала, а также сооружения и оборудование на ней, в состоянии, соответствующем нормам эксплуатации.

Неопределенность с пролонгацией аренды вызывала беспокойство финской стороны из-за невозможности планировать инвестиции на содержание канала, поскольку от этого зависит развитие восточного региона страны. К слову, в Финляндии неоднократно появлялись идеи создания альтернативного маршрута доставки грузов. Например, в 1960-е годы прорабатывался план прокладки канала, который соединил бы водную часть озер Сайма и Пяйяне через реку Калайоки с Ботническим заливом, а в последние десятилетия – проект строительства канала от озера Сайма до порта Котка. Однако эти идеи так и остались на бумаге.

Новый договор вновь делает подобные проекты невостребованными по крайней мере еще на полвека. Согласно документу, постоянная арендная плата для Финляндии за пользование каналом в ближайшие 50 лет (до 2063 года) будет составлять 1,2 млн евро в год. Кроме того, страна будет выплачивать переменную арендную плату, определяемую по общему числу судов, проходящих по каналу. Москва и Хельсинки получают право взимать специально предусмотренные транспортные сборы с пользователей канала. Договор предоставляет возможность прохождения по каналу пассажирским судам третьих стран. Также определены обязанности сторон. Финляндия отвечает за содержание канала, управление судоходным движением, безопасность, лоцманскую проводку и ледокольное обеспечение, а Россия – за лоцманскую проводку и ледокольное обеспечение на фарватерах, ведущих в Финский залив.

Общая протяженность Сайменского канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км – в Финляндии, 19,6 – на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км – по России. Канал начинается у города Лаппеенранта на озере Сайма, заканчивается около Выборга, имеет восемь однотипных шлюзов, из них пять – на российской территории.