Поддержать на плаву

Отечественные верфи переживают не лучшие времена. Чтобы предотвратить их остановку, ОСК пытается равномерно распределить заказы

Фото: архив «Эксперта С-З»
ВСЗ получил спасительный контракт и готовится вызывать работников из вынужденных отпусков

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), который находился на грани остановки, получил заказ на изготовление блоков для двух ледокольных судов снабжения, строящихся в Финляндии по заказу «Совкомфлота». ВСЗ выступит в качестве субподрядчика верфи Arctech Helsinki Shipyard (AHS) – совместного предприятия финской STX Finland Oy и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Готовые суда должны быть переданы «Совкомфлоту» весной 2013 года.

«Контракт стоимостью около 15 млн долларов обеспечит загрузку производственных мощностей завода на 100%», – пояснили в пресс-службе ВСЗ. Но ненадолго, так как блоки для первого судна должны быть поставлены заказчику в декабре 2011-го – феврале 2012 года, для второго судна – во втором квартале 2012-го.

Упали на дно

В докризисный период ВСЗ имел хорошие перспективы. Наличие акционеров (с 2006 года), близких к структурам «Газпрома» и банку «Россия», на фоне заявлений о скором начале освоения арктического шельфа, в том числе Штокмановского месторождения, давало основания рассчитывать, что проблем с заказами у предприятия не будет. И эта уверенность подтверждалась конкретными проектами. С 2007 года ВСЗ выполнял контракт стоимостью 57 млрд рублей на строительство двух полупогружных буровых установок для Штокмана. Также были заключены предварительные соглашения о продолжении работы в рамках проектов по разработке шельфа. Однако в кризис ситуация кардинально изменилась: новые заказы верфь так и не получила, сроки начала разработки Штокмана были перенесены.

Положение ухудшилось настолько, что судьбой ВСЗ обеспокоились депутаты Законодательного собрания Ленобласти, которые 30 марта обратились к председателю Госдумы РФ с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию и возможность размещения на верфи заказов хозяйствующих субъектов, акционерами которых выступает Российская Федерация. «На ключевом для Выборга заводе сложилась тяжелая обстановка. Загрузка ВСЗ, одного из самых мощных предприятий в своей отрасли, составляет лишь 1,3% общей мощности, 85% рабочих находятся в вынужденном отпуске», – говорилось в обращении депутатов. На ВСЗ, в свою очередь, признают, что его мощности загружены всего на 3,5%, а в вынужденный отпуск (получая две трети среднего заработка) отправлены около 40% работников (600 человек).

Посыл понятен: отсутствие работы может катастрофически отразиться на социальной обстановке в городе. Поэтому реакция была быстрой. Буквально в первой декаде апреля спасительный заказ нашелся, и ВСЗ отрапортовал: «В течение мая-июня 2011 года из простоя будут вызваны все работники завода».

Регулировщик заказов

Подобное развитие событий может означать, что за ОСК на федеральном уровне закрепляется роль центра распределения судостроительных заказов, в том числе для нефтегазодобычи. «В стране достаточно верфей, но все они нуждаются в кардинальной модернизации для удовлетворения нужд нефтегазового сектора – в этом смысле ВСЗ не уникален. Штокмановские заказы поступили на завод с приходом новых собственников, однако на данный момент создается впечатление, что лобби ВСЗ уступает той же ОСК», – отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании БФА Денис Демин, полагая, что заказы со стороны оборонки и госкомпаний в перспективе способны загрузить работой и не вошедшие в ОСК предприятия. Однако в условиях отсутствия потока заказов их приходится распределять более или менее равномерно, поддерживая на плаву корабелов. В феврале, к примеру, повезло Амурскому судостроительному заводу (входит в ОСК), на котором заложено уже второе серийное судно снабжения для работ с полупогружными плавучими буровыми установками для платформы «Газфлота».

«Потенциал заказов на флот со стороны нефтегазового сектора очень высок. Однако для любого предприятия полноценное освоение такой продукции связано с огромными инвестициями, и то, что в качестве площадки будет выступать именно ВСЗ, еще не гарантировано», – говорит Демин. По его словам, отечественные судостроительные мощности испытывают серьезные проблемы: недостаток оснащенности, технологий (в том числе управленческих), разработок, инжиниринга, кадров и т.д. ОСК в условиях узости отечественной производственной базы выбрал оптимальный вариант решения этих проблем, создавая совместные предприятия с зарубежными верфями. Это обеспечивает доступ к технологиям, системам управления производством, техническим кадрам. «Нельзя развивать современную корпорацию только на основе отечественных активов: рынки интернациональны, тем более что в кризис многие зарубежные производители просели по заказам. Главное – быстро обеспечивать их загрузку, чтобы не потерять ценные кадры и технологии», – убежден Демин.

Размещение российских судостроительных заказов на отечественных верфях становится все более выгодным для судовладельцев, планирующих работать под российским флагом, считает директор по развитию информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Надежда Малышева. «В правительстве находится законопроект о поддержке отечественного судостроения и судоходства, который предусматривает ряд налоговых льгот и позволяет снизить срок окупаемости заказов. До конца года документ имеет все шансы стать новым законом. Причем он будет иметь обратную силу и распространяться на все судостроительные проекты, которые заложены на наших верфях с 1 января 2010 года», – отмечает Малышева.

Кроме того, согласно государственной Программе поддержки судостроения, российские судовладельцы могут рассчитывать на субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным на реализацию судостроительных программ. Размер субсидии – три четверти ставки рефинансирования, при этом обсуждается возможность его увеличения до девяти десятых.     

Санкт-Петербург