«Магнит» против «Пятерочки»

9 мая 2011, 00:00
  Северо-Запад

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров:

Фото: архив «Эксперта С-З»

– Ключевая тенденция 2010-2011 годов – продолжающаяся с 2008-го концентрация в розничном секторе, обусловленная резким снижением темпов развития большинства сетей второго эшелона и более высоким ростом крупнейших мультиформатных сетей («Магнит» и X5 Retail Group). А также усилением позиций ритейлеров, развивающих крупноформатные торговые объекты («Ашан», «О’Кей»), и федеральных игроков, ключевой формат которых – дискаунтер («Дикси» и «Монетка»). При этом на «Магнит» и X5 Retail Group приходится 56% (в 2009 году – 48,2, в 2008-м – 27,9%) общего увеличения новых торговых площадей (суммарная величина прироста площадей по 90 крупнейшим ритейлерам, которые нарастили их по итогам 2009 года, без учета сетей, сокративших площади). Эти показатели не учитывают закрытие гипермаркетов «АЛПИ» летом 2010 года (132,96 тыс. кв. м). За прошлый год рост торговых площадей по 90 сетям составил более 1 млн кв. м (с учетом закрытия около 870 тыс. кв. м).

В 2011 году уровень концентрации инвестиционной активности повысится. Так, доля X5 Retail Group и «Магнита», которые инвестируют в развитие 1,3 и 1,8 млрд долларов соответственно, в общем приросте площадей по 90 крупнейшим ритейлерам превысит 60%.

По итогам 2010 года наибольшую долю в структуре торговых площадей продолжали занимать дискаунтеры и гипермаркеты, причем в связи с закрытием «АЛПИ» и «Мосмарта» доля гипермаркетов демонстрирует тенденцию к снижению, несмотря на высокие темпы органического роста сетей «Карусель» и «Магнит». Ключевыми форматами для российских ритейлеров в 2010-2011 годах остаются дискаунтер и гипермаркет. Что касается супермаркетов, то продолжается процесс изменения их концепции, основные элементы которой – повышение доли свежих продуктов и сокращение доли непродовольственных товаров (подобная программа реализуется сетями «Перекресток», «Ситистор» и «Ашан-Сити»). Кроме того, некоторые ритейлеры отказываются от развития данного формата и закрывают супермаркеты (например, «Мосмарт», Max-Mix) или переформатируют некоторые из них в дискаунтеры (например, X5 Retail Group – «Перекрестки» в «Пятерочки»).

В структуре увеличения торговых площадей по СЗФО на долю гипермаркетов пришлось 40,6% (открылись шесть гипермаркетов совокупной торговой площадью 39,9 тыс. кв. м). На долю дискаунтеров пришлось 27% (прирост количества объектов составил 135, в том числе 55 «Магнитов», 50 «Пятерочек» и 23 «Дикси» общей площадью 26,5 тыс. кв. м), а на «магазины у дома» и супермаркеты – соответственно 23,4% (плюс 65 объектов – 23 тыс. кв. м) и 9,1% (шесть объектов – 8,9 тыс. кв. м).